Слайд 3 Михаил Юрьевич Лермонтов - великий русский
поэт, драматург, художник, офицер русской армии, родился 3 октября 1814 года в Москве. Его родители переехали в Москву из Тархан, а крестной стала бабушка, которая и дала ему имя Михаил. Именно его бабка, Елизавета Арсеньева, стала его первым учителем и воспитателем. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой Е. А. Арсеньевой тяжело сказались на формировании личности поэта. Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии; получил превосходное домашнее образование
Слайд 6 Когда ему было десять лет
началось путешествие на Кавказ, из которого мальчик принес с собой много впечатлений. В 12 лет он был отправлен в благородный пансион, где он начал сочинять стихи и всерьез увлекся чтением.
Обучение в пансионе заняло два года. В шестнадцать лет он поступил в университет Москвы. Уже в студенческие годы он продемонстрировал литературный талант. Именно в университете он начал писать много стихов. Университет Михаил не закончил, в 1832 году он решил прекратить обучение. Он сразу же переехал в Петербург, где пожелал поступить на третий курс Петербургского университета, но два года в московском учебном заведении не были аргументом для профессоров Петербурга и ему предложили начать обучение с первого курса. Для Лермонтова это было неприемлемо и он поступил в Школу прапорщиков. Бабушка оказала поддержку в этом его решении.
Слайд 9 Сразу же после окончания обучения в школе
он пошел в гусарский полк. К этому времени он написал уже много стихов, но ничего не публиковал, хотя высший свет и офицеры прекрасно знали о таланте Лермонтова. Без его ведома в журнале "Библиотека для чтения" было опубликовано стихотворение "Хаджи Абрек". Лермонтов отнесся к этому весьма негативно и долгое время не желал публиковать свои стихи. Примерно в этот же период времени умер Пушкин. Известие глубоко потрясло Лермонтова, который был поклонником поэзии мастера. Михаил написал стих "Смерть поэта", которое повлекло за собой арест молодого поэта и расследование под надзором самого императора.
Слайд 11 Пережитые в 1830-32 увлечения Е.
А. Сушковой, Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами скрывается вечный, трагический конфликт.
Слайд 15
Одновременно идет работа над романтическими
поэмами от откровенно подражательных "Черкесов" (1828) до вполне профессиональных "Измаил-бея" и "Литвинки" (обе 1832), свидетельствующих об усвоении Лермонтовым жанрового (байроновско-пушкинского) канона . К началу 1830-х гг. обретены "магистральные" герои поэтической системы Лермонтова, соотнесенные с двумя разными жизненными и творческими стратегиями, с двумя трактовками собственной личности: падший дух, сознательно проклявший мир и избравший зло и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий о свободе и естественной гармонии (поэма "Исповедь", 1831, явившаяся прообразом поэмы "Мцыри"). Контрастность этих трактовок не исключает внутреннего родства, обеспечивающего напряженную антитетичность характеров всех главных лермонтовских героев и сложность авторской оценки.
Слайд 17 К началу 1837 у Лермонтова нет
литературного статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем шедеврами "Ангел", 1831; "Парус", 1831; "Русалка", 1832; "Умирающий гладиатор", 1836; поэма "Боярин Орша", 1835-36) в печать не отданы, романы не закончены, "Маскарад" не пропущен цензурой, опубликованная (по неподтвержденным сведениям без ведома автора) поэма "Хаджи Абрек" (1834) резонанса не вызвала, связей в литературном мире нет (значима "невстреча" с Пушкиным). Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением "Смерть поэта" (1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина.
Слайд 20 Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов
изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским); изучал восточный фольклор (запись сказки "Ашик-Кериб"). Публикация в 1837 стихотворения "Бородино" упрочила славу поэта.
Слайд 22 С апреля 1838 по
апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоевывая "большой свет" и мир литературы. Устанавливаются связи с пушкинским кругом семейством Карамзиных, П. А. Вяземским, В. А. Жуковским и А. А. Краевским .
Слайд 24 В зрелой лирике Лермонтова
доминирует тема современного ему общества безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения ("Дума", 1838), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас ("Поэт", 1838; "Не верь себе", 1839; "Журналист, читатель и писатель", 1840), скептически оценивая жизнь как таковую ("И скучно, и грустно...", 1840), Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом ("Бородино", "Песня про царя Ивана Васильевича...", где демонический герой-опричник терпит поражение от хранителя нравственных устоев), в народной культуре ("Казачья колыбельная песня", 1838), в чувствах ребенка ("Как часто пестрою толпою окружен...", 1840) или человека, сохранившего детское мировосприятие ("Памяти А. И. О<доевского>", 1839; <М. А. Щербатовой>, 1840). Богоборчество ("Благодарность", 1840), мотивы невозможности любви и губительной красоты ("Три пальмы", 1839; "Утес", "Тамара", "Листок", "Морская царевна", все 1841) соседствуют с поиском душевной умиротворенности, связываемой то с деидеологизированной национальной традицией ("Родина", "Спор", оба 1841), то с мистическим выходом за пределы земной обреченности ("Выхожу один я на дорогу...", 1841). То же напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова последней редакции "Демона" и "Мцыри" (обе 1839).
Слайд 26 В 1838-40 написан роман "Герой нашего
времени": первоначально составившие его разножанровые новеллы печатались в "Отечественных записках" и, возможно, не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен современного человека; тщательно анализируются антиномии, присущие и поэтическому миру Лермонтова.
Слайд 28 Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается
в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Н. С. Мартыновым приводит к "вечно печальной дуэли" (В. В. Розанов) и гибели поэта.