Презентация, доклад по литературе на тему Анализ сцены охоты в романе Л.Н.Толстого Война и мир как введение в художественный мир произведения

Содержание

Что подразумевается подвыражением «художественный мир» романа?

Слайд 1
Урок №4
Тема: Эпизод как путь к

художественному целому
(анализ сцены охоты
как введение в
художественный
мир романа)

Л.Н.Толстой

Война и мир

Урок №4 Тема: Эпизод как путь к    художественному целому

Слайд 2
Что подразумевается под
выражением «художественный
мир» романа?

Что подразумевается подвыражением «художественный   мир» романа?

Слайд 3

«художественный мир»
романа «Война и мир»



время

герои






Пространство
(место)




«художественный мир» романа «Война и мир»          времягероиПространство

Слайд 4«Мысль народная» -
идея романа

Мир

отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый;
Мир семьи («мысль семейная»);
Мир отдельного сословия (дворянство,
крестьянство);
Мир нации;
Мир всех людей, живущих на земле;
Мир природы в ее самостоятельном развитии.

СФЕРЫ БЫТИЯ:

«Мысль народная» -       идея романаМир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый;Мир

Слайд 5
«Только потому так серьезно описана охота, что

она одинаково важна…»
(Л.Н.Толстой)

Эпиграф к уроку

«Только потому так серьезно   описана охота, что она одинаково важна…»

Слайд 6






Проблематика
романа
Вопросы
жизни и
смерти
правды
и лжи
радости и
страдания
личности и
общества
свободы и
необходимости
счастья и
несчастья



войны и мира


Жизнь, по представлению Толстого,
- не хороша и не дурна.

АНТИТЕЗА

Как проблематика романа отразилась в сцене охоты?

ПроблематикароманаВопросыжизни исмертиправдыи лжирадости и страданияличности и обществасвободы и необходимостисчастья и несчастья войны и мира Жизнь, по представлению

Слайд 7«Война не любезность, а самое гадкое дело
в жизни, и надо

понимать это и не играть
в войну. Надо принимать строго и серьезно
эту страшную необходимость. Все в этом:
откинуть ложь, и война так война,
а не игрушка. А то война – это любимая
забава праздных и легкомысленных людей.»

Князь Андрей Болконский
о бессмысленной войне 1805года


Что имел в виду князь Болконский,
сравнивая войну с «забавой праздных и
легкомысленных людей»?

«Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не игратьв войну.

Слайд 8

Предыдущие и последующие события романа

ВОЙНА
1805г.
Аустерлицкое

сражение

Отечественная
война 1812г.


Охота в имении
Ростовых



«Всем народом
навалиться
хотят…»

Партизанская
война


Бородинское сражение

Предыдущие и последующие    события романа ВОЙНА 1805г.Аустерлицкое  сражениеОтечественнаявойна 1812г.Охота в имении

Слайд 9
Структура эпизода «охота»
Описание утра – часть4,гл.3
Разговор Николая Ростова с Данилой
Наташа заявляет

брату о своем решении ехать на охоту

Охота Ростовых в поле – ч.4, гл.4

Старый граф на охоте. Встреча с дядюшкой.

Николай в ожидании зверя– ч.4, гл.5
Молитва Ростова.

Травля зверя. Встреча
Николая с соседом Илагиным.

1

2

3

4

5

6

7

1

Структура эпизода «охота»Описание утра – часть4,гл.3Разговор Николая Ростова с ДанилойНаташа заявляет брату о своем решении ехать на

Слайд 10


Охота в имении
Ростовых

Охота в именииРостовых

Слайд 11 Почему Л.Н.Толстой
описывает сцену охоты
именно в имении
Ростовых?

Почему Л.Н.Толстойописывает сцену охоты именно в имении Ростовых?

Слайд 12Способ выражения авторской
позиции
2

Пейзаж.

(Человек и природа)

Внутренний монолог (молитва Ростова).

Характеристика героя с помощью художественной детали.

Поведение героев во время охоты.

Прямая авторская характеристика героя.


Художественно-выразительные
средства (олицетворение;
сравнение; аллегория; ирония
и т.д.),позволяющие
проникнуть в идейный
замысел романа.

Речевая характеристика героев.


«…у Толстого каждое слово несет предельную смысловую нагрузку. У него простая, могучая, порой внутренняя музыка, расположение слов в фразе, пунктуация, звукопись – все поставлено на службу мысли.»
В.П.Катаев

Стиль писателя

Способ выражения авторской       позиции2 Пейзаж. (Человек и природа) Внутренний монолог (молитва

Слайд 13
«…утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто

небо таяло и без ветра спускалось на землю».

Осенний пейзаж



«…событие должно было совершиться
только потому, что оно должно было
совершиться.» (Л.Н.Толстой)

«…утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось

Слайд 14
Петя
Ростов


Система образов в эпизоде
3
Данило-
ловчий, крестьянин
Ростовых
Помещик Илагин-
сосед Ростовых
Дядюшка
Михаил
Никанорыч




Старый граф
Илья Андреевич
Ростов

Николай Ростов-
молодой

барин

Наташа
Ростова


По Толстому, близость человека
к природе очень часто оказывается
положительным критерием личности.

ПетяРостовСистема образов в эпизоде3Данило-ловчий, крестьянинРостовыхПомещик Илагин-сосед РостовыхДядюшкаМихаилНиканорыч Старый графИлья АндреевичРостовНиколай Ростов-молодой барин Наташа РостоваПо Толстому, близость человека

Слайд 15
Какие художественные средства


использует автор, для того чтобы лучше понять характер Данилы?

«Несмотря на то, что Данило был невелик
ростом, видеть его в комнате производило
впечатление подобное тому, как когда
видишь лошадь или медведя на полу между
мебелью и условиями людской жизни.
Данило сам это чувствовал и, как обычно,
стоял у самой двери, стараясь говорить тише,
не двигаться, чтобы не поломать как-нибудь
господских покоев, и стараясь поскорее все
высказать и выйти на простор, из-под
потолка под небо»


Данило

Крепостной

Какие художественные средства         использует автор,

Слайд 16
«…из-за угла вышел…ловчий Данило,
по-украински в скобу обстриженный, седой,
морщинистый охотник, с

гнутым арапником
в руке и с тем выражением самостоятельности
и презрения ко всему в мире, которое бывает
только у охотников.»

Как вы понимаете фразу «с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире, которое бывает только у охотников»?
Какова роль Данилы в сцене охоты?
Почему он так «самостоятелен»?

Данило - охотник



«…из-за угла вышел…ловчий Данило, по-украински в скобу обстриженный, седой,морщинистый охотник, с гнутым арапником в руке и с

Слайд 17
Данило и Николай Ростов
«Он снял свою черкесскую шапку перед
барином и презрительно

посмотрел на него.
Презрение это не было оскорбительно для
барина: Николай знал, что этот все
презирающий и превыше всего стоящий Данило все-таки был его человек и охотник.»

Почему автор выстраивает так
отношения между барином и крепостным?
В чем здесь замысел Л.Н.Толстого?


Данило и Николай Ростов«Он снял свою черкесскую шапку передбарином и презрительно посмотрел на него.Презрение это не было

Слайд 18Том 2,
часть4,
5глава
Николай в ожидании зверя
Почему сходны чувства и даже
мечты

Николая на охоте и в бою?

Что сближает в его сознании
Аустерлиц, Долохова, карты,
войну и охоту?



Том 2,часть4,5главаНиколай в ожидании зверя  Почему сходны чувства и дажемечты Николая на охоте и в бою?

Слайд 19
Каково состояние людей
на охоте и во время военных

действий?


Каково состояние людейна охоте и во время военных    действий?

Слайд 20
«Лабиринт сцеплений» -
так называет Толстой свой роман.
1805г
1809г
1812г



Идет «охота»

За

Николаем Ростовым гонятся
французы (Шенгра-
бенское сражение – т.1,ч.2, гл.19)

Николай Ростов
со своим эскадро-
ном атакует французов, берет в плен офицера.
(Том3, ч.1, гл.15)


Николай Ростов
охотится в своем
имении на волка
(т.2, ч.4,гл.3-6)

«Лабиринт сцеплений» -так называет Толстой свой роман.1805г1809г1812гИдет «охота» За Николаем Ростовым гонятсяфранцузы (Шенгра-бенское сражение –

Слайд 21Охота–«забава»
людей привилеги-
рованного класса
(с применением
оружия)
Война-«забава»
политиков и
людей, наделенных
властью (их оружие-
целая армия)
Что

объединяет понятия:
война и охота?



Уничтожить
(лишить жизни)


Результат:
военные трофеи, шкура убитого
зверя.



Охота–«забава»людей привилеги-рованного класса(с применениеморужия)Война-«забава» политиков и людей, наделенныхвластью (их оружие-целая армия)Что объединяет понятия:

Слайд 22«Граф Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза

его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубу, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять»

Граф Ростов

Какая фраза в описании старого графа содержит авторскую иронию?

«Граф Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и

Слайд 23Данило и старый граф
«- Ж…!-крикнул он (Данило), грозясь

поднятым арапником на графа.
-Про…ли волка-то! ..охотники! - И как бы не удостаивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по
ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению.»

Как меняет охота привычные
отношения людей, их иерархию?


Данило и старый граф «- Ж…!-крикнул он (Данило), грозясь  поднятым арапником на графа.-Про…ли волка-то! ..охотники! -

Слайд 24«Она (Наташа)этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники

своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время.»

Наташа Ростова

Какими словами автор подчеркивает «единение» Наташи Ростовой с народом?

«Она (Наташа)этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот

Слайд 25Наташа Ростова
В гостях у дядюшки после охоты

«…Анисья Федоровна …сквозь смех

прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.»
Наташа Ростова В гостях у дядюшки после охоты«…Анисья Федоровна …сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную,

Слайд 26Зачем автор
использует аллегорию
в сцене травли волка
собаками?
В чем замысел
автора?

Зачем автор использует аллегориюв сцене травли волкасобаками?В чем замыселавтора?

Слайд 27
Описание волка
«Вдруг вся физиономия волка изменилась;
он вздрогнул, увидев еще, вероятно, никогда


не виданные им человеческие глаза,
устремленные на него, и, слегка поворотив
к охотнику голову, остановился – назад или
вперед? «Э! все равно, вперед!..» - видно,
как будто сказал он сам себе и пустился
вперед, уже не оглядываясь, мягким, редким, вольным, но решительным скоком.»

Зачем нужно было автору так детально описывать повадки и «мысли» зверя, на которого идет охота?


Описание волка«Вдруг вся физиономия волка изменилась;он вздрогнул, увидев еще, вероятно, никогда не виданные им человеческие глаза, устремленные

Слайд 28
Сцена травли волка собаками
«Старый кобель, с своими мотавшимися на

ляжках клоками, благодаря происшедшей остановке, перерезывая дорогу волку, был уже в пяти шагах от него. Как будто почувствовав опасность, волк покосился на Карая, еще дальше спрятав полено (хвост) между ног, и наддал скоку. Но тут Николай видел только, что что-то сделалось с Караем,- он мгновенно очутился на волке и с ним вместе повалился кубарем в водомоину, которая была перед ними.
Та минута…,когда увидал это Николай, была счастливейшею минутою его жизни…» (т.2, ч.4, гл.5)

Почему автору важна сцена борьбы собак с волком?
Какие ассоциации возникают, когда
читаешь этот эпизод?


Сцена травли волка собаками  «Старый кобель, с своими мотавшимися на ляжках клоками, благодаря происшедшей остановке, перерезывая

Слайд 29

Итог сцены
«охота» 1809 год
«…Данило уже лежит в
середине собак, на заду


волка, стараясь поймать
его за уши. Очевидно
было и для охотников, и
для собак, и для волка,
что теперь все кончено.»

«Долго еще они поглядывал-
ли на красного Ругая,
который с испачканной
грязью, горбатой спиной,
побрякивая железкой,
с спокойным видом
победителя шел рысцой
за ногами лошади дядюшки.»

Соотнесите
моменты «победы»
в сцене «охоты» с
событиями романа.

Кто
настоящий
победитель
«сражений»?



Народ

Русский
мужик

Итог сцены«охота» 1809 год«…Данило уже лежит в середине собак, на заду волка, стараясь поймать его за уши.

Слайд 30
Чем важна
в концепции
романа сцена
охоты?

Концепция-
замысел, то или иное понимание
чего-нибудь.
Рефлексия

Чем важнав концепцииромана сценаохоты?Концепция-замысел, то или иное пониманиечего-нибудь.Рефлексия

Слайд 31Спасибо за активную работу !
Материал подготовила Морозова Наталья

Терентьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края
Спасибо  за  активную работу ! Материал подготовила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть