Презентация, доклад по литературе на тему А.К.Толстой (10 класс)

Содержание

А.К. Толстой – один из наследников Пушкина в русской литературе. Его творческая деятельность очень многообразна. Блестящий сатирик, тонкий лирический поэт, автор стихотворных и прозаических произведений на исторические темы, поэт, обратившийся к русскому фольклору и повторивший этот

Слайд 1Алексей Константинович Толстой 1817 - 1875

Алексей Константинович Толстой  1817 - 1875

Слайд 2А.К. Толстой – один из наследников Пушкина в русской литературе. Его

творческая деятельность очень многообразна. Блестящий сатирик, тонкий лирический поэт, автор стихотворных и прозаических произведений на исторические темы, поэт, обратившийся к русскому фольклору и повторивший этот жанр в своём творчестве…
А.К. Толстой – один из наследников Пушкина в русской литературе. Его творческая деятельность очень многообразна. Блестящий сатирик,

Слайд 3В первой половине
ХIХ века
особых высот достигла дворянская культура.
Толстой

– один из лучших представителей русского дворянства.
Он по отцу принадлежал древнейшей дворянской династии Толстых, а по матери –из рода Перовских, ставших дворянами лишь в ХIХ веке.
В первой половине ХIХ века особых высот достигла дворянская культура. Толстой – один из лучших представителей русского

Слайд 4Семья Перовских была связана с семьёй Разумовских. Разумовские получили титул и

дворянство при Екатерине 2. В их жилах – простая крестьянская кровь. Они выходцы из Украины. Толстой воспитывался на Украине. Его первый воспитатель и учитель – дядя, брат матери, писатель, выступавший под псевдонимом Погорельский. Он писал рассказы и сказки для племянника.
Толстой получил прекрасное образование. Он превосходно владел многими языками, великолепно знал историю, европейскую культуру.
Семья Перовских была связана с семьёй Разумовских. Разумовские получили титул и дворянство при Екатерине 2. В их

Слайд 5Анна
Алексеевна
Толстая,
мать поэта.

АннаАлексеевна Толстая, мать поэта.

Слайд 7Толстой пришёл в русскую общественную и культурную жизнь в 40-е годы.

Как и все люди того времени он был увлечён немецкой идеалистической философией, начинал как поэт-романтик.
После французской революции 1848 года наступила эпоха мрачного семилетия. В русском обществе зрели оппозиционные настроения. Толстой среди тех, кто не принимал внутреннюю и внешнюю политику Николая Первого.
Толстой пришёл в русскую общественную и культурную жизнь в 40-е годы. Как и все люди того времени

Слайд 8Граф
Алексей Константинович
Толстой
в
военной форме

Граф Алексей КонстантиновичТолстойввоенной форме

Слайд 9Герцен, Тютчев, Толстой очень хорошо понимали суть этой эпохи. Главными институтами

этой жизни были кнут, казарма и канцелярия. В самом начале 50-х годов на страницах «Современника» появились произведения, написанные от лица КОЗЬМЫ ПРУТКОВА.
Герцен, Тютчев, Толстой очень хорошо понимали суть этой эпохи. Главными институтами этой жизни были кнут, казарма и

Слайд 10Создатели литературной маски Козьмы Пруткова – А.К.Толстой и его двоюродные братья

Александр, Владимир и Алексей Жемчужниковы. Все они были известны как острословы, о их проказах и шутках ходили слухи по Петербургу.
В произведениях Козьмы Пруткова и шутках его создателей – ненависть к бездуховности, ко всем формам ограничения свободы человеческой личности.
Создатели литературной маски Козьмы Пруткова – А.К.Толстой и его двоюродные братья Александр, Владимир и Алексей Жемчужниковы. Все

Слайд 11Произведения Козьмы Пруткова очень разноплановы.
У Козьмы Пруткова есть своя биография, свои

интересы. Это чиновник, самодовольный бюрократ, живущий по принципу: всё позволено. Его амбиции простираются на сферу искусства. Он претендует на звание большого поэта, мыслителя, пишет прозу и драматические произведения.
Произведения Козьмы Пруткова очень разноплановы.У Козьмы Пруткова есть своя биография, свои интересы. Это чиновник, самодовольный бюрократ, живущий

Слайд 12Стихотворения Козьмы Пруткова – яркие образцы литературной пародии, в них высмеивались

поэты официальные и приверженцы чистой поэзии, не обладающие подлинным талантом.
«Юнкер Шмидт» 17
«На мягкой кровати…» 24
«Шея» 29
«Катерина» 31
«Древней греческой старухе, если б она домогалась моей любви» 39
Стихотворения Козьмы Пруткова – яркие образцы литературной пародии, в них высмеивались поэты официальные и приверженцы чистой поэзии,

Слайд 13Младший брат Жемчужниковых Лев пишет портрет Козьмы Пруткова, соединив в нём

причудливо черты внешности создателей.
«К моему портрету…» 13
Младший брат Жемчужниковых Лев пишет портрет Козьмы Пруткова, соединив в нём причудливо черты внешности создателей.«К моему портрету…»

Слайд 14В стихотворениях и прозе Козьмы Пруткова невольно выразилось блестящее остроумие его

создателей. Их увлекают басня, эпиграмма, афоризм.
«Незабудки и запятки» 13
«Червяк и попадья» 19
Особое значение для русской культуры имеют афоризмы и «Плоды раздумий» Козьмы Пруткова.
В стихотворениях и прозе Козьмы Пруткова невольно выразилось блестящее остроумие его создателей. Их увлекают басня, эпиграмма, афоризм.«Незабудки

Слайд 15Эти афоризмы таят смысловую двуплановость. Во многих косность мыслей Козьмы Пруткова,

его невежество. Отдельные афоризмы остроумны и ярки. Они вошли в русскую культуру наравне с афоризмами Грибоедова и Крылова.
Эти афоризмы таят смысловую двуплановость. Во многих косность мыслей Козьмы Пруткова, его невежество. Отдельные афоризмы остроумны и

Слайд 16Если хочешь быть счастливым, будь им.

Что имеем – не храним; потерявши

– плачем.

Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», - не верь глазам своим.

Одного яйца два раза не высидишь.

Новые сапоги всегда жмут.
Если хочешь быть счастливым, будь им.Что имеем – не храним; потерявши – плачем.Если на клетке слона прочтёшь

Слайд 17В 50-е годы Толстой активно включается в русскую общественную жизнь. Он

сторонник либеральных реформ, но в острой политической борьбе эпохи стремится встать над враждой демократов и либералов.

Двух станов не боец,
А только гость случайный…
В 50-е годы Толстой активно включается в русскую общественную жизнь. Он сторонник либеральных реформ, но в острой

Слайд 18Его влекут идеи чистого искусства. Романтические тенденции в его творчестве связаны

с неприятием русской действительности. Он устремляется к прошлому, идеализируя допетровскую историю России. Его волнуют законы национальной истории, русский национальный характер. Обострён интерес поэта к фольклору.
Его влекут идеи чистого искусства. Романтические тенденции в его творчестве связаны с неприятием русской действительности. Он устремляется

Слайд 19Толстой занимает важные государственные посты. С его мнением считается Александр Второй.
На

всех этапах гражданской деятельности Толстой был человеком чести и достоинства, поборником правды и справедливости.
Толстой принимал участие в освобождении Шевченко от ссылки и солдатчины. Он осуждал репрессии против демократов, разговаривал с царём о недопустимости ареста Чернышевского.
Толстой занимает важные государственные посты. С его мнением считается Александр Второй.На всех этапах гражданской деятельности Толстой был

Слайд 20В творчестве Толстого 50-60-х годов можно выделить три основные темы:

Сатирическое разоблачение

негативных тенденций русской жизни.

Поэтизация прошлого.

Лирическая поэзия.
В творчестве Толстого 50-60-х годов можно выделить три основные темы:Сатирическое разоблачение негативных тенденций русской жизни.Поэтизация прошлого.Лирическая поэзия.

Слайд 21В каждом произведении Толстого проявляется лиризм его души, пафос великой любви

к России, её истории, ощущение национального, высота гражданских и нравственных чувств, духовное богатырство и нежность души, искренность, незащищённость.
Это был очень сильный физически человек (ломал подковы, гнул железные прутья) и в то же время очень ранимый, незащищённый. Эти же черты в его поэзии.
В каждом произведении Толстого проявляется лиризм его души, пафос великой любви к России, её истории, ощущение национального,

Слайд 22Сатирические произведения
В сатирических стихотворениях отчётливо выделяются две темы:
Толстой не принимает новейших

демократических идей. Он считает нигилизм и революционность гибельными для русского сознания, для русской истории. Антинигилистические тенденции объединяют многие сатирические произведения Толстого.
«Поток – Богатырь» 195
«Порой весёлой мая» 204
Сатирические произведенияВ сатирических стихотворениях отчётливо выделяются две темы:Толстой не принимает новейших демократических идей. Он считает нигилизм и

Слайд 232. Толстой враждебно относится к террору и насилию во всех формах.

Ему ненавистны законы тоталитарного государства: уничтожение народа и человека. В его стихотворной сатире выпады против тех, кто возглавил расправу над демократическим движением.

«Песня о Каткове» 276

2. Толстой враждебно относится к террору и насилию во всех формах. Ему ненавистны законы тоталитарного государства: уничтожение

Слайд 24Толстой стремится понять современников через прошлое. Особо популярным стало стихотворение

«История Государства

Российского от Гостомысла до Тимашева».
256
Толстой стремится понять современников через прошлое. Особо популярным стало стихотворение«История Государства Российского от Гостомысла до Тимашева».256

Слайд 25
Обращение к истории
объединяло
многих художников
60-х годов:

Обращение к истории объединяло многих художников 60-х годов:

Слайд 26Лев
Толстой


эпопея
«Война
и
мир»

ЛевТолстойэпопея«Войнаимир»

Слайд 27М.Е. Салтыков-Щедрин

«История одного города»

М.Е. Салтыков-Щедрин«История одного города»

Слайд 28А.Н. Островский


Исторические пьесы

А.Н. ОстровскийИсторические пьесы

Слайд 29Это связано с историческим юбилеем тысячелетия России и прежде всего с

попыткой понять настоящее и будущее России в эпоху смены общественных укладов.
По духу и пафосу «История государства Российского» Толстого перекликается с антиутопией Салтыкова-Щедрина «История одного города».
Оба писателя обращаются к актуальной проблеме: народ и власть.
Это связано с историческим юбилеем тысячелетия России и прежде всего с попыткой понять настоящее и будущее России

Слайд 30Они показывают причины кризисности государства, где власть не обеспечивает народных интересов.

Толстой в сатирическом ключе исследует статус самодержавной государственной власти и вечную беду России – отсутствие порядка, законности, страдание и долготерпение народа, его историческую пассивность как форму отношения к власти, покорность нации.
Они показывают причины кризисности государства, где власть не обеспечивает народных интересов. Толстой в сатирическом ключе исследует статус

Слайд 31Дмитрий Мережковский писал:

«…Покорность – вечный удел России. К этому нас призывала

история. Её насаждали московские и петербургские монархи. К покорности нас призывала суровость и стихий ная сила русской природы. Идея покорности и смирения вошла в русское искусство…»
Дмитрий Мережковский писал:«…Покорность – вечный удел России. К этому нас призывала история. Её насаждали московские и петербургские

Слайд 32Эпиграфом к «Истории…» взяты слова Нестора летописца:

«Вся земля наша велика и

обилна, а наряда в ней нет».
Эпиграфом к «Истории…» взяты слова Нестора летописца:«Вся земля наша велика и обилна, а наряда в ней нет».

Слайд 331
Послушайте, ребята,
Что вам расскажет дед.
Земля наша богата,
Порядка в ней лишь нет.
2
А

эту правду, детки,
За тысячу уж лет
Смекнули наши предки:
Порядка-де, вишь, нет.
3
И стали все под стягом,
И молвят: «Как нам быть?
Давай пошлём к варягам:
Пускай придут княжить.

4
Ведь немцы тороваты,
Им ведом мрак и свет,
Земля ж у нас богата,
Порядка в ней лишь нет».
5
Посланцы скорым шагом
Отправились туда
И говорят варягам:
«Придите, господа!
6
Мы вам отсыплем злата,
Что киевских конфет;
Земля у нас богата,
Порядка в ней лишь нет…»

1Послушайте, ребята,Что вам расскажет дед.Земля наша богата,Порядка в ней лишь нет.2А эту правду, детки,За тысячу уж летСмекнули

Слайд 34Лучшей сатирой Толстого по праву считают «Сон Попова» 293. Её очень

любил Лев Толстой.
Автор использует в сатире гротесковый приём:

Приснился раз, бог весть с какой причины,
Советнику Попову страшный сон:
Поздравить он министра в именины
В приёмный зал вошёл без панталон…
Лучшей сатирой Толстого по праву считают «Сон Попова» 293. Её очень любил Лев Толстой.Автор использует в сатире

Слайд 35Невинная оплошность советника Попова воспринимается окружающими и особенно начальством как знак

вольномыслия, противоречия властям и традициям. Кульминация – пребывание Попова в полицейском отделении. Допрос и предательство. Одержимый страхом он принимает все обвинения, соглашается с ними и пишет донос на себя и знакомых:

Тут ужас вдруг такой объял Попова,
Что страшную он подлость совершил:
Пошёл строчить (как люди в страхе гадки!)
Имён невинных многие десятки!..
Невинная оплошность советника Попова воспринимается окружающими и особенно начальством как знак вольномыслия, противоречия властям и традициям. Кульминация

Слайд 36Сатира «Сон Попова» воспроизводит эпоху всеобщего социального испуга, политического и государственного

насилия, полицейского режима и предательства.
Это одно из поздних его произведений. 1873 год. Оно обобщило впечатления художника от эпохи 60-70-х годов.
Сатира «Сон Попова» воспроизводит эпоху всеобщего социального испуга, политического и государственного насилия, полицейского режима и предательства.Это одно

Слайд 37Исторические произведения Толстого

В современности он не может найти высоких идеалов и

ищет их в русской истории, русском фольклоре.
В балладах, былинах и притчах Толстого поэтизируется русский национальный характер. Толстой открывает великое и героическое в прошлом.
Исторические произведения ТолстогоВ современности он не может найти высоких идеалов и ищет их в русской истории, русском

Слайд 38Лучшие былины и баллады: «Курган» 135 «Василий Шибанов» 138 «Князь Михайло Репнин» 142
Дух и

стилистику фольклорных жанров доподлинно передаёт Толстой в песнях, написанных в традициях песенного фольклора, в былинах:

«Илья Муромец» 202
«Алёша Попович» 220
«Садко» 224
Лучшие былины и баллады: «Курган» 135 «Василий Шибанов» 138 «Князь Михайло Репнин» 142Дух и стилистику фольклорных жанров

Слайд 39Толстой оптимистический по пафосу творчества художник. Он горячо любит Россию и

верит в русскую нацию. Он мечтает вернуть русских к высокому, традиционному. Проблема добра и зла очень важна для всего творчества писателя. В исторических пьесах Толстой исследует добро и зло, историю.
Драматическая трилогия Толстого:
«Смерть Иоана Грозного»
«Царь Фёдор Иоанович»
«Царь Борис»
создавалась в 60-70-е годы. В это время Лев Толстой пишет роман «Война и мир».
Толстой оптимистический по пафосу творчества художник. Он горячо любит Россию и верит в русскую нацию. Он мечтает

Слайд 40Толстой соотносит три формы государственной власти. Он пишет о деспотизме Ивана

Грозного, губительном для России, о стремлении царя Фёдора Иоанновича жить и править по законам добра ( «А я добра хотел…»), и о политической мудрости, государственном таланте царя Бориса. Все три формы власти не были спасительными для России. В стране шло острое политическое размежевание, междоусобицы, вражда. Народ страдал и бедствовал.
Толстой соотносит три формы государственной власти. Он пишет о деспотизме Ивана Грозного, губительном для России, о стремлении

Слайд 41Толстой писал, что художник не связан исторической правдой. Он имеет право

на вымысел. Образ царя Фёдора совсем не соответствует характеру реального русского царя.
Толстой писал, что художник не связан исторической правдой. Он имеет право на вымысел. Образ царя Фёдора совсем

Слайд 42Толстой, создавая образ царя Фёдора, а также образ князя Серебряного («Князь

Серебряный»), пытался воплотить идею положительно прекрасного героя. В реальности царь Фёдор был душевно болен, а здесь он прекрасный человек.
Историческая драма «Царь Фёдор Иоанович» близка по своей проблематике к роману Достоевского «Идиот».
Толстого волнует вопрос: можно ли спасти человека и нацию посредством добра? Он, подобно Достоевскому, открывает страшную диалектику жизни: добро беззащитно перед злом…
Толстой, создавая образ царя Фёдора, а также образ князя Серебряного («Князь Серебряный»), пытался воплотить идею положительно прекрасного

Слайд 43В историческом романе «Князь Серебряный» Толстой создаёт условный художественный мир. Ситуации

и эпизоды романа вымышлены, как и образ главного героя. В образе князя Серебряного толстой воплотил свои представления о русском человеке, гражданине, об исконных нравственных традициях на Руси.
Вывод: сатирические произведения Толстого и особенно его произведения, созданные в фольклорной традиции на историческом материале – это произведения, несущие высокие идеалы, патриотические, гражданские по духу произведения.
Патриотизм Толстого лишён декларативности. Это искреннее чувство, святой патриотизм русской души.
В историческом романе «Князь Серебряный» Толстой создаёт условный художественный мир. Ситуации и эпизоды романа вымышлены, как и

Слайд 44Лирика Толстого
Толстой-лирик работает в жанрах романсовой, интимной лирики и создаёт вдохновенные

песни о России, об отчем крае, в которых угадываются фольклорные образы и мотивы.
Вся его любовная лирика посвящена невесте, потом жене Софье Андреевне Миллер.
Лирика ТолстогоТолстой-лирик работает в жанрах романсовой, интимной лирики и создаёт вдохновенные песни о России, об отчем крае,

Слайд 45Софья
Андреевна
Толстая

СофьяАндреевнаТолстая

Слайд 46
«Средь шумного бала…» 64

Это удивительное поэтическое слово о диалектике души, чувствах

и мыслях. Финал – осознание чувства…
«Средь шумного бала…» 64Это удивительное поэтическое слово о диалектике души, чувствах и мыслях. Финал – осознание чувства…

Слайд 47В стихотворениях Толстого о любви возникают образы русской природы. Ему близок

фольклорный приём параллелизма: мир природы – выражение чувств.
«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» 99
В стихотворениях Толстого о любви возникают образы русской природы. Ему близок фольклорный приём параллелизма: мир природы –

Слайд 48С особым светлым чувством относится поэт к своей возлюбленной. В некоторых

стихотворениях песенный мотив. Судьбы людские напоминают поэту о жизни природы, возникают образные аналогии, песенные параллели.
«Слушая повесть твою…» 64
Толстой высоко ценит нравственное в человеке. Его привлекает обаяние человеческой души, свет нравственного. Тема любви к миру и людям звучит в проникновенных стихотворениях, посвящённых любимой женщине.
«Тебя так любят все…» 110
С особым светлым чувством относится поэт к своей возлюбленной. В некоторых стихотворениях песенный мотив. Судьбы людские напоминают

Слайд 49Многие стихотворения Толстого о любви и русской природе положены на музыку.

Это второй после Фета поэт так властно вошедший в русскую музыкальную культуру.
«Средь шумного бала…» Чайковский
«Слушая повесть твою…» Кюи
«Острою секирой ранена берёза…» Гречанинов
«К страданиям чужим…» Кюи
Многие стихотворения Толстого о любви и русской природе положены на музыку. Это второй после Фета поэт так

Слайд 50Романсовая лирика рождается, когда поэт владеет музыкальными возможностями слова. В стихотворении

живёт мелодия, и её слышит чуткое ухо композитора.
В русской поэзии постепенно формируются понятия: музыка жизни, музыка человеческой души.
Эту музыку воплощают в слове Жуковский и Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Баратынский.
Романсовая лирика рождается, когда поэт владеет музыкальными возможностями слова. В стихотворении живёт мелодия, и её слышит чуткое

Слайд 51Романсовые жанры утверждались как полноправные в русской поэзии середины ХIХ века.

Первые из первых - Фет и Алексей Толстой.
Очень музыкальны Полонский, Мей, Апухтин.
Романсовые жанры утверждались как полноправные в русской поэзии середины ХIХ века. Первые из первых - Фет и

Слайд 52В европейской музыкальной культуре музыка преобладает над словом, она выражает то,

чего не выражают слова, часто случайные.
В нашей национальной песенной культуре самое главное выражалось в слове. В русском классическом романсе нет случайных текстов. Это лучшие произведения русских поэтов.
Ныне заметна тяга к следованию европейской традиции.
В европейской музыкальной культуре музыка преобладает над словом, она выражает то, чего не выражают слова, часто случайные.В

Слайд 53Истинность и сила патриотических чувств Толстого живёт в его стихотворениях о

России, о русских просторах, о природе отчего края.
Истинность и сила патриотических чувств Толстого живёт в его стихотворениях о России, о русских просторах, о природе

Слайд 54В этих стихотворениях важен и особый неповторимый образ земли Русской. Часто

песенный, фольклорный, порой былинный.
«Колокольчики мои…» 51
«Ой, стоги, стоги…» 59
«Не ветер вея с высоты…» 67
«Когда кругом безмолвен лес…» 86
«Край ты мой, родимый край…» 71
«На нивы жёлтые нисходит тишина…» 117
«То было раннею весной…» 124
В стихотворениях Толстого очень важен образ лирического героя. Это своеобразная поэтическая версия русского национального характера, образ русской души.
В этих стихотворениях важен и особый неповторимый образ земли Русской. Часто песенный, фольклорный, порой былинный.«Колокольчики мои…» 51«Ой,

Слайд 55В стихотворении «Коль любить, так без рассудку…» образ лирического героя стал

центральным. Это песенная фольклорная версия национального характера.

Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить , так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей душой,
Коли пир, так пир горой!
В стихотворении «Коль любить, так без рассудку…» образ лирического героя стал центральным. Это песенная фольклорная версия национального

Слайд 56В лирическом монологе из поэмы
«Иоанн Дамаскин»
с предельной силой Толстой

выразил своё отношение к жизни, природе, своеобразно декларировал свои эстетические принципы в изображении мира вселенского и человека в нём.
В лирическом монологе из поэмы «Иоанн Дамаскин» с предельной силой Толстой выразил своё отношение к жизни, природе,

Слайд 57Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды!
Благословляю я свободу
И голубые небеса!
И посох

мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду!
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить!
О, если б мог в свои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!
Благословляю вас, леса,Долины, нивы, горы, воды!Благословляю я свободуИ голубые небеса!И посох мой благословляю,И эту бедную суму,И степь

Слайд 58
Церковь
Успенья
Божьей Матери.

Фамильный склеп Толстых в селе Красный Рог.

ЦерковьУспенья Божьей Матери.Фамильный склеп Толстых в селе Красный Рог.

Слайд 59Литературно-мемориальный музей А.К.Толстого в Красном Роге. Охотничий дом.

Литературно-мемориальный музей А.К.Толстого в Красном Роге. Охотничий дом.

Слайд 60Бюст А.К.Толстого перед мемориальным флигелем краснорогской усадьбы.

Бюст А.К.Толстого перед мемориальным флигелем краснорогской усадьбы.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть