Есть ли
в жизни чудеса?
Урок – игра.
Презентацию подготовила
учитель литературы
Келеш Надежда Викторовна
( МКОУ СОШ№2 р.п. Бисерть
Свердловской области).
Слайд 4Александр Степанович Гриневский
Слайд 10Узнай героя.
«… матрос «Ориона», крепкого трёхсоттонного брига, на котором он прослужил
десять лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери…»
Слайд 11Лонгрен – матрос «Ориона», крепкого трёхсоттонного брига.
Слайд 21 Вопрос № 1. Лонгрен.
Почему Вы были вынуждены покинуть службу на
родном бриге?
Слайд 22 Ответ к вопросу № 1.
Жена Мери умерла от воспаления лёгких,
поэтому надо было растить восьмимесячную дочь, оставшуюся без материнской заботы.
Слайд 23Вопрос № 2. Лонгрен.
Каким ремеслом Вы занялись, чтобы прокормить семью?
Слайд 24Ответ на вопрос № 2.
В городских лавках появились мои игрушки –
модели лодок, катеров, парусников, крейсеров, пароходов.
Слайд 25Вопрос № 3. Лонгрен.
Малообщительный по натуре, после смерти жены Вы стали
ещё замкнутее и нелюдимее. Какой Ваш проступок окончательно испортил отношения с жителями деревни?
Слайд 26Ответ на вопрос № 3. Лонгрен.
Однажды я вышел полюбоваться на штормовое
море. Лодка лавочника Миннерса билась под мостками о сваи, ломая борта. На моих глазах Миннерс спустился в лодку и стал пробираться по сваям к берегу, но сильный удар ветра швырнул лодку в сторону океана.
Он стал просить о помощи, я не сдвинулся с места, напомнив ему о смерти жены, о том, что он также оставил её без помощи.
Слайд 27Вопрос № 4. Лонгрен.
Какая Ваша игрушка вызвала особый восторг у Ассоль?
Слайд 28Ответ на вопрос № 4. Лонгрен.
Это была миниатюрная гоночная яхта:белое судёнышко
несло алые паруса, сделанные из обрезков шёлка, употреблявшегося для оклейки пароходных кают – игрушек богатого покупателя. Ассоль пришла в восхищение.
Слайд 30 Узнай героя.
«знатная
дама напоминала паву, высидевшую яйцо из лебедя. Её лицо и фигура, казалось, могли отвечать лишь ледяным молчанием огненным голосам жизни; тонкая красота скорее отталкивала, чем привлекала, так как в ней чувствовалось надменное усилие воли, лишённое женственного притяжения. Но оставаясь наедине с мальчиком, она делалась просто мамой…»
Слайд 39Вопрос № 1. Лилиан Г.
Чем детские годы Грэя, Вашего сына, напоминали
детство Ассоль?
Слайд 40Ответ на вопрос № 1. Лилиан Г.
Грэй, как и Ассоль, жил
окружённый нашим родительским вниманием, любовью. Ему прощалось всё: пребывание на кухне, отвращение к урокам, непослушание и многочисленные причуды. Грэй и Ассоль были лишены детского общества и играли в одиночестве. Тонко чувствовали природу и умели сочувствовать другим людям.
Слайд 41Вопрос № 2. Лилиан Г.
Расскажите, как 20- летняя служанка Бетси и
10-летний сын Грэй стали друзьями?
Слайд 42Ответ на вопрос № 2. Лилиан Г.
Однажды на кухне маленький Грэй
увидел, как служанка Бетси обварила руку. Слёзы катились у неё по лицу, и Грэй пережил ощущение острого чужого страдания. Чтобы понять, как больно Бетси, он обварил себе руку. А потом отвёл девушку к врачу. С тех пор они стали друзьями.
Слайд 43Вопрос № 3. Лилиан Грэй.
Что заставило Вас смириться с выбором профессии
сына?
Слайд 44Ответ на вопрос № 3. Лилиан Грэй.
Я получила письмо от сына,
где он пишет: «Если бы ты видела, как я; посмотри моими глазами. Если бы ты слышала, как я; приложи к уху раковину: в ней шум вечной волны; если бы ты любила, как я, то в твоём письме я нашёл бы улыбку».Поэтому я постаралась увидеть и услышать мир его глазами и ушами. Пусть он будет счастлив, тогда счастлива буду я.»
Слайд 46Узнай героя.
«…родился с живой душой, совершенно не склонной продолжать линию фамильного
начертания».
Слайд 53Вопрос № 1. Артур Грэй.
Какие сокровища Вашей жизни, Грэй, сплавила воедино
профессия капитана корабля?
Слайд 54Ответ на вопрос №1. Артур Грэй.
Опасность, риск, власть природы, свет далёкой
страны, чудесная неизвестность, любовь, разнообразие жизни.
Слайд 55Вопрос № 2. Артур Грэй.
Какие две девушки, две Ассоль, были перемешаны
в замечательной одной юной особе?
Слайд 56Ответ на вопрос № 2. Артур Грэй.
Одна была дочь матроса, ремесленника,
мастерившая игрушки, шьющая одежду; другая – живое стихотворение, романтик, мечтательница, которая жила в сказке, в воображаемом прекрасном мире.
Слайд 59Узнай героя.
« Стиранное много раз ситцевое платье едва прикрывало до колен
худенькие, загорелые ноги девочки. Её тёмные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь, плеч. Каждая черта… была выразительна легка и чиста, как полёт ласточки. Тёмные, с оттенком грустного вопроса глаза казались несколько старше лица…»
Слайд 98Вопрос № 1.Ассоль.
Расскажите о своём любимом детском развлечении.
Слайд 99Ответ на вопрос № 1. Ассоль.
Любимым развлечением было по вечерам забраться
на колени к отцу и трогать различные части игрушек, спрашивая об их назначении. Так начиналась фантастическая лекция о жизни и о людях.
Слайд 100Вопрос № 2.Ассоль.
Какой увидела ты себя в зеркале на кануне счастливого
дня через семь лет после предсказания Эгля?
Слайд 101Ответ на вопрос № 2. Ассоль.
«…Стояла тоненькая невысокая девушка, одетая в
дешёвый белый муслин с розовыми цветочками. На её плечах лежала шёлковая косынка. Полудетское, в светлом загаре, лицо было подвижно и выразительно; прекрасные несколько серьёзные для её возраста глаза посматривали с робкой сосредоточенностью глубоких душ.»
Слайд 102Вопрос № 3. Ассоль.
Почему в минуты душевного волнения ты отправлялась в
лес?
Слайд 103Ответ к вопросу № 3. Ассоль.
Здесь я чувствовала себя как дома;
здоровалась с деревьями, как с людьми, пожимая их широкие листья. Здесь я чувствовала себя в окружении друзей, добрых и понимающих.
Слайд 104Вопрос № 4. Ассоль.
Какие чувства переполняли тебя, когда ты увидела,что появился
на морском просторе корабль твоей мечты?
Слайд 105Ответ на вопрос № 4. Ассоль.
Я вздрогнула, замерла, потом резко вскочила,
для меня это было потрясением. Не помня себя, я бежала к морю, ноги подкашивались, дыхание срывалось, сознание держалось на волоске. Счастливая и растерянная, беспомощно протянув руки к высокому кораблю, стояла я на берегу среди народа.
Слайд 107Узнай героя.
« Седые кудри складками выпадали из-под его соломенной шляпы; серая
блуза, заправленная в синие брюки, и высокие сапоги придавали ему вид охотника; белый воротничок, галстук, пояс, унизанный серебром блях, трость и сумка с новеньким никелевым замочком – выказывали горожанина…»
Слайд 115Вопрос № 1. Эгль.
Чем Вы занимаетесь?
Слайд 116Ответ на вопрос № 1. Эгль.
Собираю песни, легенды, предания и сказки.
Слайд 117Вопрос № 2. Эгль.
При каких обстоятельствах произошла Ваша встреча с Ассоль?
Слайд 118Ответ на вопрос № 2. Эгль.
Я сидел в лесу у небольшого
ручья и занимался сравнительным изучением финских и японских сюжетов, как вдруг ручей выплеснул прелестную яхточку с алыми парусами, а вслед за ней появилась милая девочка Ассоль, которая сразу очаровала меня.
Слайд 119Вопрос № 3. Эгль.
Какую сказку-предсказание Вы рассказали Ассоль?
Слайд 120Ответ на вопрос № 3. Эгль.
Невольное ожидание прекрасного поразило меня в
девочке, и я рассказал ей сказку, которая станет её судьбой. Однажды сияющая громада алых парусов белого корабля двинется прямо к Ассоль. Храбрый красивый юноша увезёт её с собой в розовую страну, где много счастья и света.
Слайд 122Узнай героя.
« Миннерса перебил неожиданный дикий рёв сзади. Страшно ворочая глазами,
….., стряхнув хмельное оцепенение, вдруг рявкнул пением так свирепо, что все вздрогнули».
Слайд 124Вопрос № 1.Угольщик Филипп.
Какую роль Вы сыграли в судьбе Ассоль?
Слайд 125Ответ на вопрос № 1.Угольщик.
В трактире Миннерс распускал лживые сплетни о
девушке Ассоль перед капитаном Грэем, а я вступился за неё и рассказал о том, какая она необыкновенная и замечательная.
Слайд 126Вопрос № 2.Угольщик.
Почему Вы считаете речь Ассоль причудливой?
Слайд 127Ответ на вопрос № 2. Угольщик.
Эта необыкновенная девушка заставила силой воображения
увидеть, как цветёт пустая корзина из-под угля. Я на самом деле увидел, будто из прутьев поползли почки, лопнули и брызнули по корзине листом. От удивления я даже протрезвел!
Слайд 128Н. Матвеева. «Предсказание Эгля».
Подойди ко мне, я в твоих глазах вижу
капли слёз.
В мире много зла, но не надо всё принимать всерьёз.
Ты не верь земле, чёрствой и сухой, - верь волне морей.
Пусть она скользит, дразнит и грозит – правды больше в ней.
Слайд 129Н. Матвеева. «Предсказание Эгля».
Пробегут года быстрой чередой, как в ручье вода.
Видишь
тот обрыв и простор морской – посмотри туда.
Там, в дали морской, ты увидишь блеск алых парусов.
С берегов крутых ровно в пять часов ты завидишь их.
Это будет бриг из далёких стран, из других широт.
Ровно в пять часов от его бортов шлюпка отойдёт,
И прекрасный принц, сказочный герой, наречённый твой,
Весел и умён, строен и высок, ступит на песок.
Слайд 130Н. Матвеева. «Предсказание Эгля».
Слушай, он за тем только приплывёт, чтоб тебя
спасти.
Если он тебя сразу не найдёт, ты его прости!
Ступит на песок – радость на лице сильная, как боль, -
Скажет: «Добрый день!» Спросит он: «А где тут живёт Ассоль?»
Не грусти, не плачь. Ясных глаз не прячь, слёзы с них сотри.
Верь моим словам, чаще по утрам на море смотри.
Верь волне морей. Верь судьбе своей, час наступит твой.
Ты увидишь блеск алых парусов – это за тобой.
Слайд 132Узнай героя.
«… юнга с маленькими руками и внешностью переодетой девочки…понемногу он
потерял всё, кроме главного – по своей странной летящей души… став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил загаром, изысканную беспечность отдал за уверенную меткость работающей руки, а в его думающих глазах отразился блеск..»
Слайд 144Вопрос № 1. Артур Грэй.
Чем Вам не понравилась картина известного
художника, изображавшего распятие Христа?
Слайд 145Ответ на вопрос № 1. Артур Грэй.
На картине мне не понравились
гвозди, торчащие из окровавленных рук и ног Христа, и я решил их закрасить краской. Я не мог допустить, чтобы при мне текла кровь и торчали из рук гвозди.
Слайд 146Вопрос № 2. Артур Грэй.
Что повлияло на выбор Вашей профессии?
Слайд 147Ответ на вопрос № 2. Артур Грэй.
В библиотеке в двенадцать лет
я увидел огромную картину, на которой был корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струя пены стекала по его склону. Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю. Он был судьбой, душой и разумом корабля. С этого момента я знал своё предназначение – я решил стать капитаном.
Слайд 148Вопрос № 3. Артур Грэй.
Какое впечатление произвела на Вас «опасная находка»,
обнаруженная в лесу?
Слайд 149Ответ на вопрос № 3. Артур Грэй.
В пяти шагах, свернувшись, подобрав
одну ножку и вытянув другую, лежала утомившаяся девушка. Я присел на корточки, заглядывая девушке в лицо. Всё спало на девушке: спали тёмные волосы, спало платье и складки платья… Девушка поразила меня своей необычностью, детской непосредственностью и тронула мою душу.
Слайд 150Вопрос № 4. Артур Грэй.
Почему так тщательно Вы выбирали нужный оттенок
цвета для новых парусов?
Слайд 151Ответ на вопрос № 4. Артур Грэй.
Я долго искал нужный оттенок
для парусов. Этот совершенно чистый, как алая утренняя струя, полная благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, который рдел, как улыбка, прелестью духовного отражения… Этот цвет исполнения мечты и цвет глубокой радости.
Слайд 153Узнай героя.
«… был добрый человек, но суровый моряк, взявший пятнадцатилетнего мальчика
юнгой на свой корабль из некоего злорадства. В отчаянном желании Грэя он видел лишь эксцентрическую прихоть».
Слайд 158Вопрос № 1. Капитан Гоп.
Опишите юнгу, которого Вы приняли на борт
«Ансельмана» в порту Дубельт.
Слайд 159Ответ на вопрос № 1. Гоп.
Это был юнга с маленькими руками
и внешностью переодетой девочки, обладатель изящного саквояжа, тонких, как перчатка, лакированных сапожков и батистового белья с вытканными коронами. Часть своего имущества он промотал на пирожном, часть проиграл в карты, так как хотел быть «дьявольским» моряком.
Слайд 160Вопрос № 2. Капитан Гоп.
Какой внушительный диалог приходил к Вам на
ум, когда Вы наблюдали за своим юнгой?
Слайд 161Ответ на вопрос № 2. Капитан Гоп.
Я заранее торжествовал, представляя, как
месяца через два Грэй скажет мне, избегая смотреть в глаза: «Капитан Гоп, я ободрал локти, ползая по снастям; у меня болят бока и спина, пальцы не разгибаются, голова трещит, а ноги трясутся…Я хочу к маме»….я держал, мысленно же, такую речь: «Отправляйтесь, куда хотите, мой птенчик…смолу… вы можете отмыть…одеколоном «Роза-мимоза».
Слайд 162Вопрос № 3. Капитан Гоп.
Почему Вы решили сделать из юнги Грэя
настоящего капитана?
Слайд 163Ответ на вопрос № 3. Капитан Гоп.
Я видел, с каким упорством
он старался овладевать морским делом, и это ему удавалось отлично. Однажды я заметил, как он мастерски вяжет на рею парус, и понял, что из этого парня может получиться толковый капитан. Я стал давать ему уроки навигации, кораблестроения, морского права, лоции и бухгалтерии.
Слайд 165Узнай героя.
«… матрос «Секрета», проворный, жуликоватый парень».
Слайд 178Вопрос № 1. Летика.
Почему ты считал Грэя «дельным, но непохожим, загвоздистым»
капитаном?
Слайд 179Ответ на вопрос № 1. Летика.
Грэй в течение нескольких лет плавал
с одним составом команды. Он удивлял матросов капризами неожиданных рейсов, остановок в не торговых и безлюдных местах, но постепенно они прониклись романтизмом капитана. Он часто плавал с одним балластом, отказываясь брать выгодный груз…Он охотно грузил фрукты, кофе, фарфор, чай… Это всё говорило о его аристократическом воображении.
Слайд 180Вопрос № 2. Летика.
С какой целью капитан Грэй оставил тебя в
Каперне?
Слайд 181Ответ на вопрос № 2. Летика.
Мне было поручено собирать сведения жителей
об Ассоль, причём делать это надо было незаметно, ни в коем случае не называя имя капитана Грэя.
Слайд 184Стихотворение В. Некипелова
«Памяти Грина».
Мне встречу с ним судьба не подарила
И
лишь недавно поздние цветы
Я положил на узкую могилу
Прославленного рыцаря Мечты.
Но с детских лет, с тех пор, когда впервые
Я в мир чудес, им созданных, проник,
Идут со мною рядом, как живые,
Весёлые герои его книг.
Слайд 185Стихотворение В. Некипелова
«Памяти Грина».
Они живут в равнинах Зурбагана,
Где молодая щедрая
земля
Распахнута ветрам и ураганам, Как палуба большого корабля.
Где жизнь кипит во всём своём расцвете…
Они живут вольны, как альбатросы,
Невинны и бесхитростны, как дети,-
Поэты, птицеловы и матросы.
Слайд 186Стихотворение В. Некипелова
«Памяти Грина».
Пускай тот мир, нездешний и
старинный,
От нашей современности далёк;
Читаешь удивительного Грина –
И душу греет тёплый огонёк.
А он идёт, весёлый, добрый спутник,
Повсюду с нами в дружеском строю
И вносит в наши творческие будни
Романтики певучую струну.
Слайд 188Узнайте героя.
« Внешность… говорила лучше слов о характере его жизни: это
был необычайно худой, высокий и сутулый человек, с лицом, иссечённым тысячами морщин и шрамов, с усталыми глазами, загоравшимися прекрасным блеском только в минуты чтения или выдумывания необычайных рассказов. Он был некрасив, но полон скрытого обаяния».
Слайд 190Вопрос № 1. Участник № 1.
Назовите имя писателя, который работал под
псевдонимом Александр Грин?
Слайд 191Ответ на вопрос № 1. Первый участник.
Александр Гриневский.
Слайд 192Вопрос № 2. Участник №1.
Какие две страсти владели писателем с юных
лет?
Слайд 193Ответ на вопрос № 2. Участник № 1.
Любовь к чтению и
мечта о жизни, полной приключений.
Слайд 194Вопрос № 3. Участник № 1.
В каком городе произошла первая встреча
Грина с морем?
Слайд 195Ответ на вопрос № 3. Участник № 1.
В Одессе.
Слайд 196Вопрос № 4. Участник № 1.
Грин очень хотел стать моряком. Исполнилась
ли его мечта?
Слайд 197«Только два раза мне улыбнулось моряцкое счастье: меня взяли матросом на
пароход, совершающий рейс Одесса-Батум-Одесса, а затем в – Египет. Это был единственный случай ознакомления с африканской экзотикой. А вернувшись в Одессу, я понял, что карьера моряка не удалась, и отправился в город детства Вятку».
Ответ на вопрос № 4. Участник № 1.
Слайд 199Вопрос № 1. Участник № 2.
Как возник замысел повести «Алые паруса»?
Слайд 200Ответ на вопрос № 1. Участник № 2.
Замысел повести «Алые паруса»
возник в 1916 году в Петрограде. Однажды в магазине игрушек на витрине Грин увидел потрясающий красоты белый парусник. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал что.Тогда я прикинул,не скажет ли больше парус красного, а лучше того алого цвета, потому что в алом есть ликование. И вот развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».
Слайд 201Вопрос № 2. Участник № 2.
Что значит «феерия»?
Слайд 202Ответ на вопрос № 2. Участник № 2.
У слова два значения:
1)
театральное или цирковое представление сказочного содержания, отличающего пышной постановкой и сценическими эффектами;
2)переносное –волшебное, сказочное зрелище.
Грин назвал свою повесть феерией, так как создал страну отроческого воображения.
Слайд 203Вопрос № 3.
Участник № 2.
Когда вышла в свет знаменитая повесть-феерия «Алые
паруса»?
Слайд 204Ответ на вопрос № 3. Участник № 2.
В 1923 году.
Слайд 206Вопрос № 1. Участник № 3.
«Я понял одну нехитрую истину..», -говорит
Александр Грин устами капитана Грэя. Что за истина? Какова главная мысль повести – феерии?
Слайд 207Ответ на вопрос №1. Участник №3.
Истина в том, чтобы делать чудеса
своим руками. Писатель хотел показать, что любая мечта способна воплотиться в жизнь, если прилагать все необходимые усилия для достижения цели. Мечту нельзя остановить, пока человек живёт, он мечтает, так как рождён для счастья и свободы.
Слайд 208Вопрос № 2. Участник № 3.
Герои книг писателя населяют страну Гринландию.
Где эта страна?
Слайд 209Ответ на вопрос № 2. Участник № 3.
Эта страна создана творческим
воображением писателя. Мир многоцветен, как радуга. Только от человека зависит, расцветёт ли его мир праздничными красками.
Слайд 228 В. Ланцберг
Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном
алые взметнутся паруса
И скрипка пропоет над океаном.
Не три глаза, ведь это же не сон,
И алый парус правда гордо реет,
В той бухте, где отважный Грей нашел свою Ассоль,
В той бухте, где Ассоль дождалась Грея
Слайд 229В. Ланцберг
С друзьями легче море переплыть
И есть морскую соль, что
нам досталась.
А без друзей на свете было б очень трудно жить,
И серым стал бы даже алый парус.
Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса
И скрипка пропоет над океаном.
Слайд 230Эпиграфы к завершению урока.
«…благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она
в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками» (А.Грин).
«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное» (Платон).
Слайд 231 Чудеса в самих нас
Делайте чудеса своими руками!
Слайд 232 Спасибо!
Спасибо всем
за проделанную работу!
Спасибо за внимание!