Презентация, доклад по литературе на тему Абай Кунанбаев

Содержание

СодержаниеАбай КунанбаевОбразование и самообразованиеРодные учителяВеликие учителя«О, казахи мои, мой бедный народ!»Главные произведенияАбай Абай – вАбай – вдохновение для творческих личностейПамятники, музеи и др.Заключение

Слайд 1Абай Кунанбаев
1845 - 1904

Абай Кунанбаев1845 - 1904

Слайд 2Содержание
Абай Кунанбаев
Образование и самообразование
Родные учителя
Великие учителя
«О, казахи мои, мой бедный народ!»
Главные

произведения
Абай Абай – вАбай – вдохновение для творческих личностей
Памятники, музеи и др.
Заключение
СодержаниеАбай КунанбаевОбразование и самообразованиеРодные учителяВеликие учителя«О, казахи мои, мой бедный народ!»Главные произведенияАбай Абай – вАбай – вдохновение

Слайд 3Абай Кунанбаев 
Абай Кунанбаев - великий поэт казахского народа, философ –гуманист, композитор,

ювелирный мастер художественного слова. Он родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Говорят, что наречению поэта таким именем предшествовал вещий сон его отца – Кунанбая. Во сне тот увидел великого представителя племени тобыкты – мыслителя и философа Аннет баба, который произнес имя святого сына Ибрахимом.

Абай Кунанбаев Абай Кунанбаев - великий поэт казахского народа, философ –гуманист, композитор, ювелирный мастер художественного слова. Он родился

Слайд 4Отец Абая –
Кунанбай Ускенбаевич

Отец Абая – Кунанбай Ускенбаевич

Слайд 5Образование
Начатое в раннем детстве приобщение к устному народному творчеству и домашнее

обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске одновременно с посещением русской школы. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи. С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием, но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина. Абай Кунанбаев способствовал распространению русской и европейской культуры среди казахов.
ОбразованиеНачатое в раннем детстве приобщение к устному народному творчеству и домашнее обучение у муллы было продолжено в

Слайд 6Медресе в которой учился Абай

Медресе в которой учился Абай

Слайд 7РОДНЫЕ УЧИТЕЛЯ
Человек, который в наибольшей степени повлиял на раннее тяготение Абая

к искусству слова и знаниям, была его бабушка Зере. Она сумела привить своему внуку стремление и любовь к знаниям, стала его первым воспитателем и великим учителем. Когда бабушка уставала, Абай обращался к матери. Улжан помнила много стихов, знала наизусть старинные поэмы и айтысы акынов. Именно благодаря бабушке и матери у Абая рано проснулся интерес к творчеству, поэзии. Во многом под их влиянием Абай встал на нелегкий путь борца за человеческое счастье.
РОДНЫЕ УЧИТЕЛЯЧеловек, который в наибольшей степени повлиял на раннее тяготение Абая к искусству слова и знаниям, была

Слайд 8Абай с бабушкой Зере

Абай с бабушкой Зере

Слайд 9Мать Абая - Улжан

Мать Абая - Улжан

Слайд 10Великие учителя
Следующим замечательным учителем и воспитателем юного Абая стал сам казахский

народ. С юных лет с упоением слушал он акынов и сказателей, впитывая в себя образцы народной поэзии и, подражая им, стал сочинять свои первые стихи.В родном доме Абая всегда с радушием встречали талантливых и мудрых людей. Частным гостем был знаменитый поэт Дулат. На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще.
Великие учителяСледующим замечательным учителем и воспитателем юного Абая стал сам казахский народ. С юных лет с упоением

Слайд 11«О, казахи мои, мой бедный народ!»
Философ, поэт, патриот нещадно раскрывал пороки

своего народа. Его больно задевали социальное зло, невежество соотечественников. Твердо встать на ноги казах еще не может. Вопрос "Почему?" несколько раз звучит в "Словах назидания" Абая. И становится как никогда актуальным сейчас. "На чем бы основывалась религия, не будь разума? Добро и Зло созданы Всевышним, но не он творит их", – пишет в раздумье Абай. Отчего мы, как и в прежние времена, полны зависти, корысти, не желаем видеть в другом хорошее, ищем пророка в чужом Отечестве, не замечая достоинств своих собратьев? Абай недоумевает: "Почему байский сын, обеднев, не стыдится воровства, а идти в услужение к другому баю считает для себя зазорным?"
«О, казахи мои, мой бедный народ!»Философ, поэт, патриот нещадно раскрывал пороки своего народа. Его больно задевали социальное

Слайд 12Главные произведения
Масгут
Времена года
Көзімнің қарасы
Ескендир
Очи черные
Густой туман
Қара сөз

Главные произведения МасгутВремена годаКөзімнің қарасыЕскендирОчи черныеГустой туманҚара сөз

Слайд 13Иллюстрация к произведению «Осень»

Иллюстрация к произведению «Осень»

Слайд 14Абай – вдохновение для творческих личностей.
Произведения Абая, его личность вдохновляли к

творчеству великих людей всех времен. Достаточно вспомнить монументальную 4-томную эпопею Мухтара Ауэзова «Путь Абая», либретто для оперы, стихи поэтов. В 1995 году о жизни поэта был снят двухсерийный фильм «Абай», режиссёр Ардак Амиркулов. Фильм производства Казахстан-Франция. И, конечно, не могли не обойти в своем творчестве человека эпохи художники.
Абай – вдохновение для творческих личностей.Произведения Абая, его личность вдохновляли к творчеству великих людей всех времен. Достаточно

Слайд 16Молодой Абай Кунанбаев

Молодой Абай Кунанбаев

Слайд 17Абай и его сын Магауия

Абай и его сын Магауия

Слайд 21Абай Кунанбаев в Семипалатинской библиотеке

Абай Кунанбаев в Семипалатинской библиотеке

Слайд 22Иллюстрация к роману М. Ауезова «Путь Абая»

Иллюстрация к роману М. Ауезова «Путь Абая»

Слайд 23Памятники, музеи, имени Абая
Музеи. В Семипалатинске открыт республиканский литературно-мемориальный дом-музей Абая.

В Лондоне по инициативе писателя Ролана Сейсембаева открыт дом Абая.
Памятники. Памятники поэту установлены в Алма-Ате, Астане и во многих других городах Казахстана, а также в Стамбуле, Тегеране, Москве.
Имени Абая. В Дели, Каире, Берлине, Кентау, Ташкенте, Киеве и других городах мира есть улицы, названные именем Абая. С 1993 года в городах Казахстана традиционно проводятся «Абаевские чтения» в день рождения поэта. На пик Абая (4010) в Заилийском Алатау под Алма-Атой ежегодно устраиваются массовые альпиниады. В 1995 году, объявленном ЮНЕСКО Годом Абая, на пик поднялся и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Именем поэта названы ещё две вершины: Абая Кунанбаева в Среднем Талгаре и Песни Абая в Центральном Тянь-Шане. Имя Абая носит библиотека в Семипалатинске, читателем которой был сам Абай. Восточно-Казахстанская областная универсальная библиотека имени Абая. В Алма-Ате его именем названы Государственный академический театр оперы и балета, Национальный педагогический университет и один из главных проспектов города. Именем Абая назван Культурно-Досуговый Комплекс в Актау. В Карагандинской области находится одноимённый город.
Памятники, музеи, имени АбаяМузеи. В Семипалатинске открыт республиканский литературно-мемориальный дом-музей Абая. В Лондоне по инициативе писателя Ролана

Слайд 24 Шырылдауық шегіртке 
Ыршып жүріп ән салған.
Көгалды қуып гөлайттап,
Қызықпен жүріп жазды алған.
Жаздыгүнгі жапырақтың
Бірінде

тамақ, бірінде үй,
Жапырақ кетті, жаз кетті,
Күз болған соң кетті күй.
Жылы жаз жоқ, тамақ жоқ,
Өкінгеннен не пайда?
Суыққа тоңған, қарны ашқан
Ойын қайда, ән қайда?
Оныменен тұрмады,
Қар көрінді, қыс болды.

Шегіртке мен құмырсқа (И. А. Крыловтан)

Сауықшыл сорлы бүкшиді,
Тым-ақ қиын іс болды.
Секіру қайда, сүрініп,
Қабағын қайғы жабады.
Саламда жатып дән жиған
Құмырсқаны іздеп табады.
Селкілдеп келіп жығылды,
Аяғына бас ұра:
Қарағым, жылыт, тамақ бер,
Жаз шыққанша асыра!
Мұның, жаным, сөз емес,
Жаз өтерін білмеп пе ең?

 Шырылдауық шегіртке Ыршып жүріп ән салған.Көгалды қуып гөлайттап,Қызықпен жүріп жазды алған.Жаздыгүнгі жапырақтыңБірінде тамақ, бірінде үй,Жапырақ кетті, жаз кетті,Күз

Слайд 25Жаның үшін еш шаруа
Ала жаздай қылмап па ең?
Мен өзіңдей шаруашыл,
Жұмсақ илеу

үйлі ме?
Көгалды қуып, ән салып,
Өлеңнен қолым тиді ме?
Қайтсін, қолы тимепті,
Өлеңші, әнші есіл ер!
Ала жаздай ән салсаң,
Селкілде де, билей бер!
 
Жаның үшін еш шаруаАла жаздай қылмап па ең?Мен өзіңдей шаруашыл,Жұмсақ илеу үйлі ме?Көгалды қуып, ән салып,Өлеңнен қолым

Слайд 26Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто

поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол, и дом. Всё прошло: с зимой холодной 10Нужда, голод настает; Стрекоза уж не поет: И кому же в ум пойдет На желудок петь голодный! Злой тоской удручена, К Муравью ползет она: «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой И до вешних только дней

Прокорми и обогрей!» —  20«Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето?» Говорит ей Муравей. «До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило».—  «А, так ты...» — «Я без души Лето целое всё пела».—  «Ты всё пела? это дело: 30Так поди же, попляши!»

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела; Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. Помертвело чисто поле; Нет

Слайд 27Абаем переведено на казахский язык много социальных и нравственно-философских басен И.

А. Крылова: «Лягушка и вол», «Дуб и трость», «Стрекоза и муравей», «Ворона и лисица», «Слон и моська», «Пестрые овцы» и др. Эти басни, в которых обличались пороки русского общества и постоянно напоминалось читателю о гражданском и патриотическом долге, служили делу просвещения казахского народа. Благодаря русской литературе Абай познакомился с западно-европейской классикой. Он перевел на казахский язык некоторые стихи Шиллера, Гете, Байрона, Мицкевича. Для творчества Абая и произведений Пушкина, Лермонтова, Крылова и западно-европейской классики характерна обшая гуманистическая направленность.
Абаем переведено на казахский язык много социальных и нравственно-философских басен И. А. Крылова: «Лягушка и вол», «Дуб

Слайд 28В совершенстве зная классическую литературу Востока и Запада, Абай создает новую

литературу — в его стихах заговорила древняя степь, по-новому зазвучал казахский язык, в котором Абай открыл новые грани и новую глубину. Стихи Абая, его проза, его музыка насыщены глубокой лиричностью, мягким юмором, обличением пороков и воспеванием добра, любовью к своему народу. Его поэмы «Масгут», «Ескендир» («Александр Великий»), стихи «Очи черные», «Густой туман» и др. стали классикой не только казахской, но и мировой литературы.

В совершенстве зная классическую литературу Востока и Запада, Абай создает новую литературу — в его стихах заговорила

Слайд 29Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть