Слайд 1Жизнь и творчество А.Н.Островского.
История создания, смысл заглавия и система образов пьесы
«Гроза»
Учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г.Торжка
Курмаева Любовь Николаевна
Слайд 2Александр Николаевич Островский
(1823 – 1886)
Слайд 3Происхождение
Александр Николаевич - знаменитый драматический писатель. Родился 31 марта 1823 г.
в Москве, где его отец служил в гражданской палате, а затем занимался частной адвокатурой. Матери Островский лишился еще в детстве, в возрасте 7 лет.
Слайд 4Детство и юность
Детство и юность писателя прошли в Замоскворечье (центральном районе
Москвы). Позднее его назовут «Колумб Замоскворечья».
Слайд 5Места связанные с именем А. Н. Островского в Москве
Кадашевская набережная;
Старомонетный и
Толмачевский переулки;
Якиманка, Пятницкая, Большая и Малая Ордынка.
Слайд 8 Его отец женился второй раз на дочери обрусевшего шведского барона, которая
не слишком занималась воспитанием детей от первого брака своего мужа. Островский был предоставлен самому себе, ещё в детстве пристрастился к чтению (благодаря большой библиотеке отца Островский рано ознакомился с русской литературой и почувствовал наклонность к писательству)
Детство и юность
Слайд 9Учеба. Служба.
Окончив гимназический курс, Островский поступил на юридический факультет Московского университета.
Окончить курс ему не удалось вследствие какого-то столкновения с одним из профессоров. По желанию отца, он поступил на службу писцом, сначала в Совестный, потом - в Коммерческий суд. Этим и определился характер первых его литературных опытов; в суде он продолжал наблюдения над знакомыми ему с детства своеобразными замоскворецкими типами, напрашивавшимися на литературную обработку.
Слайд 10Начало литературной деятельности
В итоге, к 1846 г. им было уже написано
много сцен из купеческого быта, и задумана комедия: "Несостоятельный должник" (впоследствии - "Свои люди - сочтемся"). Небольшой отрывок из этой комедии был напечатан в № 7 "Московского Городского Листка" 1847 г.; под отрывком поставлены буквы: "А. О." и "Д. Г.", то есть А. Островский и Дмитрий Горев .
Слайд 11Начало литературной деятельности
Самым памятным и дорогим днем своей жизни он признавал
14 февраля 1847 г.: в этот день он посетил С. П. Шевырева и в присутствии А.С. Хомякова, профессоров, писателей, сотрудников "Московского Городского Листка", прочел пьесу «Семейная картина», явившуюся в печати месяц спустя. Шевырев и Хомяков, обнимая молодого писателя, приветствовали его драматический талант. "С этого дня, - говорит Островский, - я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание".
Слайд 13«Банкрот»
Широкую известность драматургу принесла сатирическая комедия «Банкрот» («Свои люди — сочтёмся»,
1849). В основу сюжета были положены наблюдения Островского над разбором семейных тяжб, полученные во время службы в совестном суде. Окрепшее мастерство Островского, новое слово, прозвучавшее на русской сцене, сказались, в частности, в сочетании эффектно развивающейся интриги и ярких бытоописательных вставок, дающих возможность ощутить специфику быта и нравов купеческой среды. Островский утверждается в русской литературе как драматург-реалист вслед за Фонвизиным, Грибоедовым, Гоголем.
Слайд 14Из истории создания пьесы «Гроза»
Литературная экспедиция по Верхней Волге
1856-1857гг.
В
1856 году Морское министерство организовало литературно-этнографическую экспедицию с целью “описания жизни, быта и промыслов населения, живущего по берегам морей, озёр и рек Европейской России”. В ней принял участие и А.Н. Островский, совершив поездку от истоков Волги до Нижнего Новгорода. В качестве исследователя драматург побывал в Твери, Городне, Торжке, Осташкове, Ржеве — не случайно славу вымышленного Калинова оспаривали сразу несколько приволжских городков!
Сильный талантом художник не в состоянии был упустить благоприятный случай… Он продолжал наблюдения над характерами и миросозерцанием коренных русских людей. Волга дала Островскому обильную пищу, указала ему новые темы для драм и комедий и вдохновила на те из них, которые составляют честь и гордость отечественной литературы.
«Грозу» не Островский написал… «Грозу» Волга написала.
Известный театральный деятель С.А.Юрьев
Слайд 15Наружно красивый Торжок, ревниво оберегавший Новгородскую старину до странных обычаев девичьей
свободы и строгого затворничества замужних, вдохновил Островского на глубоко поэтическую «Грозу» с шаловливою Варварой и художественно изящной Катерной.
Из воспоминаний друга Островского С.В.Максимова
Слайд 16«Гроза»
Две тенденции освещения традиционного уклада — критическая, обличительная и поэтизирующая —
в полной мере проявились и соединились в трагедии Островского «Гроза» (1859). Это произведение, написанное в жанровых рамках социально-бытовой драмы, одновременно наделено трагической глубиной и исторической значимостью конфликта.
Слайд 17“Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! …пятьдесят лет я каждый день
гляжу на Волгу и всё наглядеться не могу… Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется”.
Слайд 18Герои пьесы
Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова
Слайд 23Катерина и Борис. (Сцена прощания)
Слайд 26Смысл заглавия драмы «Гроза»
Гроза – атмосферное явление, при котором в облаках
или между облаками и землей возникают сильные электрические разряды (молнии), сопровождающиеся громом.
Слайд 27Гроза
О ком- нибудь или о чем- нибудь, наводящем ужас, внушающем сильный
страх;
Страх, угроза, кара, наказание;
Опасность, беда, бедствие;
О характере человека (строгий);
Грозить – предвещать дурной исход, плохие последствия
Слайд 28“А как же вы в афишке пропустили грозу?
Ведь она тоже действующее
лицо”
Гроза здесь не только природное явление, но и непосредственный участник действия пьесы – действие разворачивается под звуки грома.
Гроза - символ идеи этого произведения, герои драмы характеризуются через отношение к грозе. Для одних- это предвестник бури, «голос свыше», кара небесная, людская злоба, угнетение, а для других- очищение, начало новой жизни. Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу:
«Гроза убьет!» «Не гроза это, а благодать!»
Слайд 30«Миры» города Калинова
Мир «отцов города» (Дикой, Кабанова-Кабаниха);
Мир «детей города» (разные позиции:
Тихон, Варвара, Кудряш);
Мир «странников» (Феклуша);
Мир «пришлых» - других (Борис из Москвы, Катерина до замужества);
Мир Кулигина (поэзия XVIIIвека, наука, красота природы)
Слайд 31На каком основании сгруппированы герои?
Слайд 32Н.А.Добролюбов «Луч света в «темном царстве»
«Гроза» Островского производит, несмотря на свою
трагичность, освежающее, ободряющее впечатление. «Конец… пьесы кажется нам отрадным, легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе…»
Мы видим протест против «гнилой жизни», протест «здоровой личности», не омертвевшей в «темном царстве» и способной хотя бы ценой гибели, вырваться из нее.
Слайд 33«Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые»
Островский на позднем этапе своего
творчества создает и образцовые произведения в жанре психологической драмы, драматург в названных пьесах расширяет, психологически обогащает сценические характеры. Соотносимые с традиционными сценическими амплуа и с общеупотребительными драматургическими ходами, характеры и ситуации оказываются способными меняться непредвиденным образом, демонстрируя тем самым неоднозначность, противоречивость внутренней жизни человека, непредсказуемость каждой житейской ситуации
Слайд 34Островский - создатель русского национального театра
Слайд 35Театр Островского
Островский сделал русский театр таким, каким мы видим его сейчас:
писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре.
За свою долгую творческую жизнь он написал более 50 оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам и И.А.Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину, картина эта – «Тысячелетний» памятник России», одним концом она упирается в доисторическое время («Снегурочка»), другим – останавливается у первой станции железной дороги.
Слайд 36Способы выражения авторской позиции
Слайд 37Экранизации пьес
Многие произведения драматурга были экранизированы или послужили основой создания кино-
и телесценариев. К числу экранизаций относится искрометная комедия Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» (1964)
Слайд 38Экранизация пьес
Режиссура Б.А. Бабочкина.
Перед нами открывается дверь в прошлое, возникает исчезнувший
мир…
Слайд 39Экранизации пьес
Вызывает восхищение кинофильм «Жестокий романс», снятый Эльдаром Рязановым по мотивам
«Бесприданницы» (1984).
Слайд 40Экранизации пьес
В 2005 году режиссёр Евгений Гинзбург получил главный приз
(Гран-при «Гранатовый браслет») одиннадцатого Российского фестиваля «Литература и кино» (Гатчина) "за невероятную до изумления трактовку великой пьесы А. Н. Островского «Без вины виноватые» в фильме «Анна» (2005, сценарий Г. Данелия и Р. Ибрагимбекова)
Слайд 41Конец жизненного пути
В конце жизни Островский наконец-то достиг материального достатка, а
также в 1884 занял должность заведующего репертуарной частью московских театров. Но здоровье его было подорвано, силы истощены. Он скончался у себя в имении Щелыково. Ныне в Щелыково (Костромская область) располагается мемориальный и природный музей-заповедник великого драматурга.
Слайд 42Музей в Щелыково
В общей сложности драматургом создано почти полсотни пьес, девятнадцать
из которых написаны в костромском имении Щелыково, что неподалёку от Кинешмы. Впервые эти места Александр Николаевич Островский посетил ещё в мае 1848 года. Он — в восхищении: “Что за реки, что за горы, что за леса!.. Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он давно бы превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии”.
Слайд 43Влюбившись однажды в живописный уголок костромского края, Александр Николаевич не изменял
ему до конца своих дней. Здесь он с 1851 года регулярно проводил по 4–5 месяцев. Исключением не стало и последнее лето в жизни литератора, когда он был занят переводами из Шекспира. Вечером накануне кончины шла работа над «Антонием и Клеопатрой». Утром 2 июня 1886 года, проводив свою супругу Марию Васильевну в церковь с просьбой помолиться и о нём, Александр Николаевич просматривал в кабинете только что доставленный свежий номер журнала «Русская мысль». Вдруг его сердце остановилось…
Слайд 44 Похоронен великий русский драматург недалеко от своего любимого Щелыкова, на погосте
Николо-Бережки, у стен Никольской церкви.
Адрес музея: 157975, Костромская область, Островский район, село Щелыково.
Слайд 45 Зачем лгут, что Островский «устарел». Для кого? Для огромного множества Островский
еще вполне нов, - мало того, вполне современен, для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу.