Слайд 1Страницы истории.
205 лет со дня открытия Царскосельского Лицея.
Слайд 2Цель мероприятия: знакомство с уникальным учебным заведением – Царскосельским
Лицеем.
Задачи: совершить виртуальное путешествие в Царскосельский Лицей, познакомить учащихся с историей его возникновения, первыми учителями и воспитанниками, традициями и отличительными особенностями;
показать роль Лицея в формировании нравственных и эстетических идеалов Пушкина, в становлении его как поэта;
способствовать воспитанию у учащихся чувства уважения к историческому и культурному наследию России.
Слайд 319 октября 2016 года – 205 лет со дня открытия Царскосельского
Слайд 4Царскосельский лицей являлся закрытым вузом, а его воспитанники находились на полном
пансионе. Выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись строгому распорядку дня, за которым наблюдали директор, штатные надзиратели и преподаватели.
Слайд 5Распорядок дня воспитанников Императорского Царскосельского лицея
В 6 часов утра объявлялся общий
подъем, затем воспитанники шли на утреннюю молитву, после чего повторяли задания своих преподавателей.
С 8 до 9 часов проводился урок в классах.
С 10 до 11-ти — завтрак и прогулка в парке.
С 11 до 12 часов в Лицее предусматривался второй урок в классах.
С 13 часов — обед и короткий перерыв.
С 14 часов у лицеистов начинались занятия по чистописанию и рисованию.
С 15 до 17 часов проходили уроки в классах. После этого был короткий отдых, полдник, прогулка, игры и гимнастические упражнения.
С 20 часов учащиеся шли на ужин, потом были прогулка в парке и повторение уроков.
В 22 часа, после вечерней молитвы, все воспитанники ложились спать.
Продуманный распорядок дня способствовал ускоренному развитию лицеистов, которые к 16—18 годам становились физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми, нравственно здоровыми людьми.
Слайд 6Обучение было рассчитано на 6 лет. Изучение родного и иностранных языков
начиналось с раннего возраста.
Лицей был первым учебным заведением в России, запретившим телесные наказания.
Педагоги часто встречались с учениками в свободное от занятий время беседовали с ними на животрепещущие темы.
Слайд 7Для нужд Лицея при его образовании был выделен новый четырехэтажный флигель
Царскосельского дворца в качестве помещения под больницу, кухню и другие хозяйственные нужды, а также для проживания чиновников.
В нижнем этаже флигеля располагались правление лицея, на втором этаже были классы младшего курса, а на третьем — старшего курса; верхний этаж занимали спальни. Парадный зал находился на третьем этаже.
Слайд 8В парадном зале Лицея стояла дорогая мебель, было много картин, помещение
освещали хрустальные люстры, на окнах были шторы (бархат, шелк, бахрома, кисти).
Слайд 9Из комнат для занятий можно пройти в учебный класс, похожий на
университетскую аудиторию. В классе стоят расположенные один выше другого, амфитеатром, шесть полуциркульных столов, за каждым из которых размещалось по пять воспитанников. Кафедра для преподавателя поднята на три ступени. Лицеистов рассаживали в соответствии с успехами в учении: чем ниже успеваемость воспитанника, тем дальше от кафедры он должен был садиться.
Слайд 10Огромное значение в жизни Царскосельского лицея имела его библиотека, созданная в
1811 году. Заведовал ею знатный библиотекарь, который должен был закупать необходимые для учебного процесса книги и пособия, описывать газеты и журналы, следить за их сохранностью и выдавать читателям.
Слайд 11У каждого лицеиста была своя комната – келья, как называл ее
А.С.Пушкин.
В комнате – железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.
Слайд 12Отличительной особенностью Царскосельского Лицея являлась единая форма одежды. Мундир состоял из
однобортного кафтана темно- синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем.
Носить форму привилегированных учебных заведений было большой честью.
Слайд 13
В Лицее проходила своя бурная насыщенная жизнь. Царил дух
свободы и самодеятельности. Лицей дышал стихами. Они витали в классах, перелетали в спальни. Их писали, читали, обсуждали. Лицеисты издавали свои собственные рукописные журналы.
Слайд 14
Герб и девиз Лицея
Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам директора
Лицея Е.А.Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: «Для Общей Пользы».
Слайд 15Лицеисты первого выпуска, к которому принадлежал и Пушкин, через всю жизнь
пронесли особый «лицейский дух» — дух уважения к личности, ее достоинству, дух чести и товарищества, дружбы и братства. Именно в Лицее поэт обрел настоящих друзей. Кроме того, Лицей стал для него настоящим домом, и там же произошло его посвящение в поэты.
До конца своих дней Пушкин воспевал школу, его воспитавшую.
Слайд 16Окончив лицей, выпускники решили ежегодно собираться 19 октября. В те годы,
когда Пушкин был в ссылке и не мог в день годовщины быть вместе с товарищами, он не раз присылал собравшимся свое приветствие. Одно из таких дружеских посланий и представляет собой «19 октября». Это стихотворение стало настоящим гимном Лицею. Все воспитанники последующих поколений считали своим долгом знать это стихотворение наизусть.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село…
Слайд 17https://ru.wikipedia.org/.
Начальное образование.- 2007.
Литература в школе. -2010.
Народное образование. – 2004.
museum.edu.ru/catalog.
pptcloud.ru/literatura/tsarski