Презентация, доклад по литературе Музей Анны Ахматовой

Содержание

ПланСведения о музееЛестницаПрихожаяКухня, коридорКабинет ПунинаСтоловая1940 год. Комната Анны Ахматовой1945 год. Комната Анны АхматовойБелый зал

Слайд 1Экскурсия по музею А.Ахматовой в

Фонтанном доме

Подготовила:
Студентка 21-У группы
Шепотько Анастасия
Положенцева Наталья

Экскурсия по музею А.Ахматовой       в Фонтанном домеПодготовила:Студентка 21-У группыШепотько АнастасияПоложенцева Наталья

Слайд 2План
Сведения о музее
Лестница
Прихожая
Кухня, коридор
Кабинет Пунина
Столовая
1940 год. Комната Анны Ахматовой
1945 год. Комната

Анны Ахматовой
Белый зал

ПланСведения о музееЛестницаПрихожаяКухня, коридорКабинет ПунинаСтоловая1940 год. Комната Анны Ахматовой1945 год. Комната Анны АхматовойБелый зал

Слайд 3Сведения о музее
Адрес: Набережная реки Фонтанки, 34 (вход в музей: со

стороны Литейного проспекта, 53 (под арку))

Центром экспозиции является мемориальная квартира 44 на третьем этаже. На двери весит табличка Николай Николаевич Пунин.




Сведения о музееАдрес: Набережная реки Фонтанки, 34 (вход в музей: со стороны Литейного проспекта, 53 (под арку))Центром

Слайд 4Памятник «Прасковья Жемчугова»
Прасковья Жемчугова - знаменитая графиня-крестьянка, примадонна шереметевского крепостного театра.

Памятник «Прасковья Жемчугова»    Прасковья Жемчугова - знаменитая графиня-крестьянка, примадонна шереметевского крепостного театра.

Слайд 5Лестница
Лестница своего рода граница – рубеж между дворцовыми интерьерами прошедших эпох

и ленинградской коммунальной квартирой середины ХХ века.
ЛестницаЛестница своего рода граница – рубеж между дворцовыми интерьерами прошедших эпох и ленинградской коммунальной квартирой середины ХХ

Слайд 6Прихожая
Типичная прихожая квартиры петербургско-ленинградских интеллигентов: кафельная печь, вешалка, сундук, саквояжи, стойка

для зонтиков, высокое зеркало, в котором можно попытаться увидеть отражения тех, кто проходил через эту прихожую в разные годы
ПрихожаяТипичная прихожая квартиры петербургско-ленинградских интеллигентов: кафельная печь, вешалка, сундук, саквояжи, стойка для зонтиков, высокое зеркало, в котором

Слайд 7В квартире всегда был телефон. Он висел на стене в общем коридоре. До

осени 1952 года, когда Ахматова переехала в другую квартиру, набрав номер Ж 2-12-40, можно было услышать в трубке ее голос.

Так под кровлей Фонтанного Дома,
Где вечерняя бродит истома
С фонарем и связкой ключей,
Я аукалась с дальним эхом
Неуместным тревожа смехом
Непробудную сонь вещей.
(Анна Ахматова)

Это пальто, принадлежавшее Николаю Пунину, так и осталось висеть в прихожей после его ареста в 1949 году.
В 1953-м Пунин умер в лагерной больнице заполярного поселка Абезь и был похоронен в безымянной могиле с номером "Х–11".

В квартире всегда был телефон. Он висел на стене в общем коридоре. До осени 1952 года, когда Ахматова

Слайд 8Кухня
По утрам в столовой кипел самовар, на кухне топилась дровяная плита,

стоял большой деревянный стол, отмытый добела, висели ходики, а полки с посудой Аннушка по деревенскому обычаю украшала трогательными бумажными «кружевами».

На кухне хранились привычные для дореволюционного быта предметы – старинная медная посуда, форма для запекания рыбы, пасочница и формы для куличей к Пасхе, мороженица и многое другое, быстро устаревавшее и постепенно уходившее в дальние углы буфета.

«На веревках белье, хлопающее мокрым по лицу. Мокрое белье, словно завершение какой-то скверной истории – из Достоевского, может быть».
(Лидия Чуковская)

Над плитой в кухне висела небольшая икона «Параскева Пятница» , принадлежавшая домработнице Пуниных Аннушке. Сейчас на ее месте икона Святой Анны Кашинской

КухняПо утрам в столовой кипел самовар, на кухне топилась дровяная плита, стоял большой деревянный стол, отмытый добела,

Слайд 9 Коридор
В 1929 году в Ленинград из Бежецка, где он рос у

бабушки, приехал сын Анны Ахматовой и Николая Гумилева семнадцатилетний Лев. В самом конце коридора был устроен его «кабинет» – другого места в многонаселенной квартире не нашлось.
КоридорВ 1929 году в Ленинград из Бежецка, где он рос у бабушки, приехал сын Анны Ахматовой

Слайд 10Кабинет Пунина
Типичный кабинет человека, работающего за письменным столом: рукописи, книги, удобное

кресло. На стенах рисунки художников – друзей Николая Пунина. Он сам говорил о себе:
«У меня, в сущности, есть только один, но настоящий дар: я умею понимать живопись и умею раскрывать ее другим».

Кабинет ПунинаТипичный кабинет человека, работающего за письменным столом: рукописи, книги, удобное кресло. На стенах рисунки художников – друзей

Слайд 11Кабинет Пунина
Анна Ахматова впервые пришла в эту квартиру 19 октября 1922

года. В дневнике Пунина осталась запись:
«…вечер такой мягкий и петербургский, «ахматовский» – черты твоего нежного лица во всем городе, под всеми фонарями дышит на меня твое лицо… Люблю и не хочу без тебя, если б даже и мог».
Кабинет ПунинаАнна Ахматова впервые пришла в эту квартиру 19 октября 1922 года. В дневнике Пунина осталась запись:«…вечер

Слайд 12И ты мне все простишь:
И даже то, что я не молодая,
И

даже то, что с именем моим,
Как с благостным огнем тлетворный дым,
Слилась навеки клевета глухая.
(Анна Ахматова)
На фотографии Анна Ахматова и Николай Пунин на фоне Шереметевского дворца.

Ахматова любила красивые вещи, но не была к ним привязана, легко расставалась с подчас дорогими предметами, одаривая друзей и знакомых. Однако были вещи, имевшие личную для нее историю или связанные с очень близкими людьми. Она старалась сохранить их, некоторым даже давала имена, как этой сумочке «мифке», подаренной М. Лизинским.

Этот диван и столик перед ним были местом обитания Ахматовой в те годы. «Мне трудно представить себе ее сидящей за письменным столом … Она предпочитала быть в постели … со своими тетрадями, блокнотами, книгами, лежа писала или читала», – вспоминала Ирина Пунина.

В 1935 году, после ареста Николая Пунина и Льва Гумилева, Ахматова с Анной Аренс в ожидании обыска сжигали в печке документы, фотографии, письма…
После убийства Кирова желтый дым семейных архивов становился воздухом Ленинграда.

К началу 20-х Пунин пришел к выводу, что его взгляды на искусство расходятся со взглядами новой власти. Статья «Революция без литературы» написана в полемике с Троцким, который нападал в «Правде» на Ахматову и Цветаеву. Статья не была принята к публикации ни в одном из журналов того времени.

Эта статуэтка – подарок бывших студентов Николая Пунина любимому профессору на 60-летие. К этому времени он уже был уволен из Университета и Академии Художеств в ходе борьбы с «космополитизмом».

И ты мне все простишь:И даже то, что я не молодая,И даже то, что с именем моим,Как

Слайд 13Столовая
В этой комнате в 1920-1930-х годах располагалась столовая. Она была центром

всей квартиры. Здесь играли в шахматы, заводили патефон, принимали друзей. Под абажуром собирались жильцы и их гости.
СтоловаяВ этой комнате в 1920-1930-х годах располагалась столовая. Она была центром всей квартиры. Здесь играли в шахматы,

Слайд 14Столовая
Есть версия, что Пушкин позировал Кипренскому именно во дворце Шереметевых, где

была мастерская художника. Ахматова остро ощущала пушкинское присутствие в Фонтанном Доме, это придавало ее жизни здесь совершенно особое измерение.

«Время стало апокалиптическое, – говорила Ахматова. – Беда ходила по пятам за всеми нами».
«Воздух времени» передает картина Владимира Гринберга, написанная художником в 1935 году.

На фотографиях, сделанных Николаем Пуниным, – своеобразная летопись этого дома: дети и взрослые, друзья и родственники, хозяева и гости. На этом снимке – встреча Нового года вместе с японскими славистами, с которыми Пунин познакомился, когда в возил в Японию выставку из Русского музея.

Сенбернара Тапа Анна Ахматова и Владимир Шилейко подобрали на Марсовом поле в голодный 1922 год. После окончательного переезда Ахматовой на Фонтанку пес переехал вместе с ней. Жил на кухне, свободно гулял по саду (входная дверь из-за него никогда не запиралась), часто болел, и Ахматова ухаживала за ним, возила в больницу.

СтоловаяЕсть версия, что Пушкин позировал Кипренскому именно во дворце Шереметевых, где была мастерская художника. Ахматова остро ощущала

Слайд 151940 год. Комната Анны Ахматовой
Расставшись с Пуниным, Анна Ахматова переселилась в

бывшую детскую комнату и жила в ней до отъезда в эвакуацию осенью 1941 года.
1940 год. Комната Анны Ахматовой Расставшись с Пуниным, Анна Ахматова переселилась в бывшую детскую комнату и жила

Слайд 161940 год. Комната Анны Ахматовой
Размышляя о судьбе сына, Ахматова вспоминала свою

молодость и молодость своих друзей. Люди этого блестящего поколения были, по словам Елизаветы Кузьминой-Караваевой, «хранителями великого культурного музея человечества»
1940 год. Комната Анны АхматовойРазмышляя о судьбе сына, Ахматова вспоминала свою молодость и молодость своих друзей. Люди

Слайд 171940 год. Комната Анны Ахматовой
Итальянский резной сундук ранее принадлежал Ольге Глебовой-Судейкиной.

Ахматова называла его «сундуком флорентийской невесты». До конца жизни она хранила в нем свой архив

Шитье кукол было одним из увлечений Ольги Судейкиной. Обладая тонким вкусом, она создавала коллекции кукол в костюмах самых разных стилей и эпох.


Этот чемодан куплен Ахматовой для поездки в Воронеж к ссыльному Мандельштаму. Сама она называна его «магедан». Очевидно чемоданчик ассоциировался у нее с в выходом из квартиры «с вещами».

В пол-оборота, о печаль,
На равнодушных поглядела.
Спадая с плеч, окаменела
Ложноклассическая шаль.
(Осип Мандельштам)
Н.Я. Данько, Е.Я, Данько.
Анна Ахматова. Фарфор, роспись. Ленинград. 1924 г.

В этой комнате Ахматова продолжала писать «Реквием». Не решаясь хранить поэму дома, она доверяла лишь памяти самых близких друзей. Они заучивали строки наизусть, а листы с рукописью сжигали. Это стало привычным ритуалом: «Руки, спичка, пепельница. Обряд прекрасный и горестный…»

1940 год. Комната Анны АхматовойИтальянский резной сундук ранее принадлежал Ольге Глебовой-Судейкиной. Ахматова называла его «сундуком флорентийской невесты».

Слайд 181945 год. Комната Анны Ахматовой
«Комната была обставлена очень скупо, по-видимому, почти

все, что в ней стояло раньше, исчезло во время блокады», – таким запомнил это помещение Исайя Берлин.
1945 год. Комната Анны Ахматовой«Комната была обставлена очень скупо, по-видимому, почти все, что в ней стояло раньше,

Слайд 191945 год. Комната Анны Ахматовой
В этой комнате Ахматова писала очередное письмо

Сталину с просьбой о спасении сына. Здесь же, в 1950-м, мучаясь от стыда, писала цикл «Слава миру» – складывала фальшивые славословия вождю, надеясь тем самым купить сыну свободу.
1945 год. Комната Анны АхматовойВ этой комнате Ахматова писала очередное письмо Сталину с просьбой о спасении сына.

Слайд 201945 год. Комната Анны Ахматовой
Чернильница
Чернильница в форме улитки была найдена в

саду Фонтанного Дома Генрихом Каминским, мужем Ирины Пуниной, и подарена Анне Ахматовой.

На столике лежат книги Ахматовой с посвящением И.Берлину.
Истлевают звуки в эфире,
И заря притворилась тьмой.
В навсегда онемевшем мире
Два лишь голоса: твой и мой.
И под ветер с незримых Ладог,
Сквозь почти колокольный звон,
В легкий блеск перекрестных радуг
Разговор ночной превращен.
(Анна Ахматова)

Длинная шаль (не без помощи самой Ахматовой) стала неотъемлемой частью ее образа.
«Входил гость. Вдруг какой-то неуловимый жест: фьить — и она, как в коконе, в этой шали. Причем в одной и той же позиции. ...И представал совершенно другой человек».

1945 год. Комната Анны АхматовойЧернильницаЧернильница в форме улитки была найдена в саду Фонтанного Дома Генрихом Каминским, мужем

Слайд 21Белый зал
Литературная экспозиция музея предлагает заглянуть в иную реальность – реальность

поэзии Анны Ахматовой, пространство ее текста.
Белый зал Литературная экспозиция музея предлагает заглянуть в иную реальность – реальность поэзии Анны Ахматовой, пространство

Слайд 22Белый зал
Ахматова вспоминала, что Борис Анреп нашел этот крест во время

Первой мировой в разрушенной церкви в Галиции: «Сказал: “Я знаю, что нехорошо дарить крест: это свой крест передавать... Но Вы уж возьмите!..” Взяла».

Книга Чулкова о Достоевском из личной библиотеки Ахматовой с ее пометами на полях.
«Достоевский знал много, но не все. Он, например, думал, что если убьешь человека, станешь Раскольниковым. А мы сейчас знаем, что можно убить пятьдесят, сто человек – и вечером пойти в театр». (Анна Ахматова)

«Героиня Поэмы (Коломбина) вовсе не портрет Судейкиной. Это скорее портрет эпохи – это 10-ые годы, петербургские и артистические, а так как О.А. была до конца женщиной своего времени, то, вероятно, она все же ближе к Коломбине». (Анна Ахматова)
О.Глебова-Судейкина. Коломбина. Фарфор. Начало 1920-х

По воспоминаниям современников, флакон был найден Ахматовой, Лурье и Судейкиной в начале 1920-х годов в разрушенном Гостином Дворе.

И над тем флаконом надбитым
Языком кривым и сердитым
Яд неведомый пламенел.

Белый зал Ахматова вспоминала, что Борис Анреп нашел этот крест во время Первой мировой в разрушенной церкви

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть