Презентация, доклад по литературе Морфемика и словообразование (2 урока, 6 класс)

Содержание

ЦЕЛИ УРОКА:познакомить учащихся с понятием «морфема» и «морфемика» различать «производящую» и «производную» основу слова;развивать логическое мышление, речь, память, внимание, воображение, творческие способности.

Слайд 1МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕУРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ

Слайд 2ЦЕЛИ УРОКА:

познакомить учащихся с понятием «морфема» и «морфемика»
различать «производящую» и

«производную» основу слова;
развивать логическое мышление, речь, память, внимание, воображение, творческие способности.

ЦЕЛИ УРОКА:познакомить учащихся с понятием «морфема» и «морфемика» различать «производящую» и «производную» основу слова;развивать логическое мышление, речь,

Слайд 5Словообразование –
раздел науки о языке, в котором изучается , от

чего и с помощью чего образуется слово.

Морфе́мика —
раздел науки о языке, в котором изучается, из каких значимых частей состоит слово.


Орфография –
раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов.

Словообразование – раздел науки о языке, в котором изучается , от чего и с помощью чего образуется

Слайд 7 Морфема ̶ наименьшая часть слова

имеет звучание и значение

имеет свое

постоянное название
Морфема ̶ наименьшая часть словаимеет звучание и значениеимеет свое постоянное название

Слайд 9Слова
производящие
производные
от которых образуются другие слова
которые образуются от другого слова





Словапроизводящиепроизводныеот которых образуются другие словакоторые образуются от другого слова

Слайд 10Морфемы


словообразовательные
формообразовательные
образуют новое слово
образуют форму слова

Морфемысловообразовательныеформообразовательныеобразуют новое словообразуют форму слова

Слайд 11Работа со Справочником
Стр.88 (п.31)
«Вставьте пропущенные слова…»

Работа со СправочникомСтр.88 (п.31) «Вставьте пропущенные слова…»

Слайд 12Какая морфема в слове главная?
Начнём с ….

Какая морфема в слове главная?Начнём с ….

Слайд 13Корень — основная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех

однокоренных слов. Является обязательной частью любого слова — не существует слов без корня.
Корень — основная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Является обязательной частью любого

Слайд 14Однокоренные слова
общий корень

разное лексическое значение

Однокоренные словаобщий кореньразное лексическое значение

Слайд 15Лес ̶

лесник –
лесистый ̶̶
перелесок
Лес – площадь земли, заросшая деревьями.

Лесник

– человек, охраняющий лес.

Лесистый – обильно поросший лесом.

Небольшой участок, поросший лесом.


однокоренные слова

Лес ̶ лесник –лесистый ̶̶ перелесокЛес – площадь земли, заросшая деревьями.Лесник – человек, охраняющий лес.Лесистый – обильно

Слайд 16Слова, состоящие из одного корня

пианино, кашпо, кафе

Слова, состоящие из одного корняпианино, кашпо, кафе

Слайд 17Столб-ик
Пере-лес-ок
Под-рост-ок


Корень взаимодействует с морфемами

Столб-икПере-лес-окПод-рост-окКорень взаимодействует с морфемами

Слайд 18Приставки – находится перед корнем. Уточняют смысл корня,
передают лексическое значение, иногда выражают и грамматическое значение (напр.,

вид  глаголов).  
Приставки – находится перед корнем. Уточняют смысл корня,передают лексическое значение, иногда выражают и грамматическое значение (напр., вид  глаголов).  

Слайд 19Суффиксы -значение  (словообразовательное). Передают и лексическое, и (чаще) грамматическое значение. Может перевести

слово из одной части речи в другую.
Суффиксы -значение  (словообразовательное). Передают и лексическое, и (чаще) грамматическое значение. Может перевести слово из одной части речи в

Слайд 20Окончания - значимая часть слова , которая образует форму слова и служит

для связи слов в словосочетании и предложении. Располагаются в самом конце слов, бывает нулевым.
Окончания - значимая часть слова , которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и

Слайд 21Составьте слово из разных морфем данных глаголов
ПРИ
ТАИЛСЯ
ТАЩ
ИТЬ
ВОЗ
И
ТЬ
ПЕ
Л
НОСИЛ
СЯ
ПРИТАЩИЛСЯ

Составьте слово из разных морфем данных глаголовПРИТАИЛСЯТАЩИТЬВОЗИТЬПЕЛНОСИЛСЯПРИТАЩИЛСЯ

Слайд 22
ЗАДАНИЕ 1:
Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень,


окончание.
Отъезд
Обсудить
Обидный
Полегче

Задание 2:
Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, суффикс, окончание.
Ответ
Отвар
Увидел
Отросток
Вьюжный

Задание 3: Упражнение 157



ЗАДАНИЕ 1: Назовите слово, которое имеет такое морфемное строение: приставка, корень, окончание.ОтъездОбсудитьОбидныйПолегче Задание 2:Назовите слово, которое имеет

Слайд 23Практикум
Упражнения:
158
159
160 (устно)
161
163

Практикум Упражнения: 158159160 (устно)161163

Слайд 24РЕФЛЕКСИЯ



Домашнее задание:
Учить Справочник
Упр. 162

РЕФЛЕКСИЯДомашнее задание:Учить СправочникУпр. 162

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть