Слайд 1Древнерусская литература
Автор - Шаповалова О.В. , учитель русского языка и литературы
МБОУ
«Лингвистическая гимназия № 20»
г. Сарапул Удмуртская Республика
Слайд 3XI – XVII в.в.
Исторические эпохи:
-Киевская Русь
-татаро-монгольское иго
-становление и укрепление Московского государства
На протяжении 700 лет обладала единством, цельностью и многими существенными отличиями от литературы нового времени
Слайд 4Памятники древнерусской словесности
отличаются от литературы нового времени:
-по форме
- содержанию
- жанру
-условиям
бытования
-языку
Слайд 5Азбука, письменность, книга стали для славян священными. Слово, текст должны были
раскрывать христианские истины, приобщать к сверхъестественному Божественному миру, к высшей религиозной мудрости.
Слайд 6Книги были не только дорогим, но и священным, сакральным предметом.
Занимаясь
высокими материями, писец смотрел на современность с высоты птичьего полета. Его интересовали вечные, значительные проблемы.
Слайд 7Вся словесность Древней Руси отличается религиозным пафосом и четкой моральной установкой.
Слайд 8Древнерусская литература- литература одной темы и одного сюжета
Сюжет –
мировая история
Тема – смысл человеческой
жизни
Слайд 9Организация пространства
Средневековая картина мира была проникнута мыслью о вертикальной, иерархической организации
пространства – «лестнице праведности»
Глобальная триада «небо – земля – ад» (монастырь или церковь, родной дом, кабак)
Слайд 10Организация времени
Компактность в пользовании художественным временем обусловлена законом цельности изображения.
В древнерусских литературных произведениях нет ничего, что выходило бы за пределы повествования.
О событии рассказывается от его начала и до конца. Повествование никогда не возвращается назад и не забегает вперед.
Наряду со своим существованием во времени литературное произведение обладает еще вневременным бытием
Слайд 11Основные жанры
-летопись
-воинская повесть
-слово
-поучение
-сказание
-проповедь
-послание
-жития святых
Слайд 12«Повесть временных лет»
Одно из самых значительных произведений русской литературы, определяет место
русского народа среди народов мира, рисует происхождение славянской письменности, образование Русского государства и т.д.
Слайд 13Жития святых
Изображались высокоморальная жизнь, подвижнический путь к высшей правде, т. е.
служение Богу
Слайд 14Воинские повести
Посвящены подвигам князей, прославлению военного героизма
Слайд 15Все жанры подчинялись общим принципам:
-историзм изображения
-этикетность повествования
-авторская анонимность
Слайд 16Метод и стиль древнерусской литературы называют монументальным историзмом.
Литература посвящена исключительно истории,
взятой в самых общих чертах Памятник, монумент представляет собой обобщенный, символический образ
Слайд 17К рубежу XVII – XVIII в.в. цикл развития завершился.
Самое интересное
в древнерусской словесности – понять людей, которые мыслили по-иному, не так, как мы.
Слайд 18На смену словесности пришла литература.
Распространение книгопечатания, утверждение в правах писательского
вымысла, расширение тематики, культивирование «светских» жанров, обретение автором права на свой текст почти мгновенно «отменили» русскую словесность.
Слайд 19Искусство слова находится в органической связи с зодчеством, изобразительным искусством, музыкой.
Слайд 20На XI – XIII в.в. Приходится расцвет древнерусской культуры
Слайд 21Спасопреображенский собор в Чернигове XI в.
Слайд 23Софийский собор в Новгороде XI в.
Слайд 25Успенский собор во Владимире XII в.
Слайд 26Золотые ворота во Владимире XII в.
Слайд 27Дмитриевский собор во Владимире XII в.
Слайд 28XV в. – эпоха расцвета древнерусской иконописи
Слайд 35Иконы Андрея Рублева
В своих произведениях Андрей Рублев, оставаясь в границах средневекового
восприятия и воспроизведения действительности, утверждал возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека.
Слайд 36Иконы Андрея Рублева
Сергий Радонежский, когда поставил собор св. Троицы в лесной
пустыни, где выли волки, молился, чтобы зверообразный, разделенный ненавистью мир преисполнился той любовью, которая царствует в Предвечном Совете Живоначальной Троицы. Андрей Рублев явил в красках эту молитву, выражавшую печаль, горечь и надежду.