Презентация, доклад по литературе для 8 класса на тему: Сатирикон. Писатели улыбаются.

Содержание

Цели и задачи урока познакомиться с журналом «Сатирикон» как явлением литературы 20 века; закрепить знания по теории литературы; формировать умения по анализу сатирического текста; формировать умение работать с дополнительной информацией, выбирая главное; воспитывать чувство юмора.

Слайд 1«Сатирикон». Писатели улыбаются.

«Сатирикон». Писатели улыбаются.

Слайд 2Цели и задачи урока
 познакомиться с журналом «Сатирикон» как явлением литературы 20

века;
закрепить знания по теории литературы;
 формировать умения по анализу сатирического текста;
формировать умение работать с дополнительной информацией, выбирая главное;
 воспитывать чувство юмора.
Цели и задачи урока познакомиться с журналом «Сатирикон» как явлением литературы 20 века; закрепить знания по теории литературы; формировать

Слайд 3Виды смеха и их отличия.
Сатира
Юмор
Ирония
Сарказм
Гротеск

Виды смеха и их отличия. СатираЮморИрония СарказмГротеск

Слайд 4Юмор
 Весёлый, добрый смех, помогает человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.


Юмор, в отличие от иронии, сатиры и прочих злых насмешек, конструктивен и идёт в пользу человеку однозначно.
Хотя, в настоящее время под словом «юмор» подразумевается не только юмор в прямом смысле слова, но и всё, что вызывает смех.
Юмор – это то, что смешно и не наводит на расстройство.
Юмор Весёлый, добрый смех, помогает человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков. Юмор, в отличие от иронии, сатиры

Слайд 5Ирония
 Улыбка над сложностями или недостатками, но добрая и не унижающая. Иными

словами, тонкая насмешка над какой-либо проблемой, вызывающая улыбку.
Но всё-таки ирония – это не к добру, поскольку антипод иронии – это радость и восхищение. Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст. но всё же!
Ирония – хоть это и злая насмешка, но всё-таки и она тоже конструктивна и мотивирует на успех.
Ирония Улыбка над сложностями или недостатками, но добрая и не унижающая. Иными словами, тонкая насмешка над какой-либо проблемой,

Слайд 6Сатира
Произведение искусства, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Иными словами,

злая насмешка в литературе, а также в виде карикатуры, обычно над пороком общества или же какого-либо явления. Пример: насмешка над катастрофой, в которой пострадали люди. Иногда сатира проявляется даже над гибелью людей… 
А вообще сатира – это любое унизительное обличение явлений при помощи различных неблагоприятных насмешек вроде: иронии, сарказма, пародии, гротеска и др.
То есть сатирой можно называть и сарказм, и иронию и всё, что не к добру.
СатираПроизведение искусства, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Иными словами, злая насмешка в литературе, а также

Слайд 7Сарказм
 Это когда язвительно говорят одно, а подразумевают другое. Обычно насмешка или

замечание над недостатком одного только человека, предмета человека или какого-либо явления, не имеющая никаких обид или сочувствия, действующая кому-либо специально на зло. Злая ирония. Предмет бессовестного и бессердечного человека.
Как и сатира, сарказм – это едкая и издевательская насмешка.
Сарказм Это когда язвительно говорят одно, а подразумевают другое. Обычно насмешка или замечание над недостатком одного только человека,

Слайд 8Кощунство
 Тот же самый сарказм, только в этом случае он идёт против

церкви, божьей веры и всего святого.
Кощунство Тот же самый сарказм, только в этом случае он идёт против церкви, божьей веры и всего святого.

Слайд 9Гротеск
Как и сатира, обычно является произведением искусства.
В отличие от сатиры,

гротеск – это нереалистичное преувеличение, смесь реального и фантастического, создающая абсурдные ситуации, комические несоответствия, противоречащие здравому смыслу. Другими словами, чистое нарушение правдоподобия.
Гротеск отличается тем, что смешное в нём не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ.
Гротеск – это совмещение реального и нереального, смешного и ужасного, прекрасного и безобразного… Хотя, глядя на вышеописанное, слово «гротеск» в реальной жизни практически не используется.
ГротескКак и сатира, обычно является произведением искусства. В отличие от сатиры, гротеск – это нереалистичное преувеличение, смесь

Слайд 10«Сатирикон» — русский еженедельный сатирический журнал
История журнала. Имена
Караваева М.А., учитель русского

языка и литературы МБОУ "Гимназия № 27" имени Героя Советского Союза В.Е. Смирнова" г. Барнаула
«Сатирикон» —  русский еженедельный сатирический журналИстория журнала. ИменаКараваева М.А., учитель русского языка и литературы МБОУ

Слайд 11 Возник в недрах старого русского юмористического журнала «Стрекоза» (1875—1918)
Издавался в

Петербурге с 1908 по 1913 г. Название — в честь античного романа
В 1913—1918 годах выходил журнал «Новый Сатирикон». После революции журнал был закрыт, большинство авторов оказались в эмиграции

С.В.Чехонин. Заставка. Журнал «Сатирикон». 1913

Илюстрации из журнала"Новый Сатирикон"

Карикатура из журнала "Сатирикон". Тайна переписки

Возник в недрах старого русского юмористического журнала «Стрекоза» (1875—1918)Издавался в Петербурге с 1908 по 1913 г.

Слайд 12Журнал "Сатирикон" был той отдушиной, которой всегда не хватает при режиме

в том, старом смысле этого слова. Режим был царский, жилось так себе, а персонажей и сюжетов для высмеивания хватало с избытком. Так и возник "Сатирикон" - язвительный и насмешливый журнал, возглавленный Аркадием Аверченко
Читатель быстро оценил все то, что пытались донести до него сатирики. Вся Россия зачитывалась рассказами, стихотворениями, юморесками, эпиграммами и пародиями, которые дополняли блестящие карикатуры, шаржи и рисунки

В "Сатириконе" с большим успехом сотрудничали литераторы, которые до этого не были замечены в юмористической деятельности: Леонид Андреев, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Илья Эренбург, Александр Куприн

Журнал

Слайд 13«Сатирикон»
Издатель –Коренфильд М. Г., редактор Радаков А. А., затем, с №9,

А. Т. Аверченко.

Задача: моральное исправление общества с помощью сатиры в годы
Реакции. «Вся Россия больна» – требуется лечение.
Рецепты просты:
Больше вина, больше смеха, здоровой еды,чтобы обыватели жили, а не
боролись.
(«Рассказы для выздоравливающих» А. Т. Аверченко)
«Сатирикон»Издатель –Коренфильд М. Г., редактор Радаков А. А., затем, с №9, А. Т. Аверченко. Задача: моральное исправление

Слайд 14 «Мы будем хлестко и безжалостно бичевать все беззакония, ложь и пошлость,

которые царят в нашей политической и общественной жизни. Смех, ужасный, ядовитый смех, подобный жалам скорпионов, будет нашим оружием» 

В первом номере журнала редакция обращалась к читателю:

 «Мы будем хлестко и безжалостно бичевать все беззакония, ложь и пошлость, которые царят в нашей политической и

Слайд 15Журнал сочетал как политическую сатиру (направленную, например, против внешней политики Германии

до и во время Первой мировой войны, против черносотенцев, а после октября 1917 года — против большевиков), так и безобидную юмористику
Журнал сочетал как политическую сатиру (направленную, например, против внешней политики Германии до и во время Первой мировой

Слайд 16Избранные карикатуры прошлых номеров

Избранные карикатуры прошлых номеров

Слайд 17Избранные карикатуры прошлых номеров
Ре-ми «Бескорыстный»

Избранные карикатуры прошлых номеров Ре-ми «Бескорыстный»

Слайд 18Избранные карикатуры прошлых номеров

Избранные карикатуры прошлых номеров

Слайд 19Избранные карикатуры прошлых номеров

Избранные карикатуры прошлых номеров

Слайд 20Писатели
Саша Чёрный
Тэффи
А. С. Бухов
О. Дымов
Я. Гордин
В. Л. Азов
О.

Л. Д’Ор
А. Яблоновский С. Городецкий
И. Вышлевский
Скиталец
В. В. Князев
В. П. Лачинов
Л. Василевский
И. Василевский
В. Я. Абрамович
Н. Я. Агнивцев
В. В. Адикаевский
И. Я. Гуревич
Д’Актиль
Дон-Аминадо
(Баян)

А. А. Кондратьев
П. П. Потёмкин
М. Я. Пустынин
А. Д. Скалдин
А. М. Флит
В. В. Маяковский (принимал участие)

Графики
А. А. Радаков
Н. В. Ремизов-Васильев (Ре-Ми)
А. А. Юнгер

ПисателиСаша Чёрный  ТэффиА. С. БуховО. ДымовЯ. ГординВ. Л. Азов О. Л. Д’Ор А. Яблоновский С. ГородецкийИ.

Слайд 21А. Т. Аверченко - вдохновитель всех журнальных начинаний



А там, где кончается звёздочки точка,
Месяц улыбается и заверчен,
Как будто на небе строчка
Из Аверченко.

(В. Маяковский)

А. Т. Аверченко - вдохновитель всех     журнальных начинаний  А там, где кончается

Слайд 22Дата рождения: 15 (27) марта 1881
Место рождения:

Севастополь, Российская империя
Дата смерти: 12 марта 1925 (43 года)
Место смерти: Прага, Чехословакия
Подданство: Российская империя
Род деятельности: писатель, сатирик, юморист

Аркадий Аверченко, редактор журнала «Сатирикон» с № 9 и «Новый Сатирикон»

Дата рождения:	   15 (27) марта 1881Место рождения:   Севастополь,

Слайд 23Особенности творчества
Быстрое развитие сюжета

Умение видеть, даже в самом обыденном, что-то смешное

В

своих рассказах всегда на стороне народа

Каждый рассказ содержит в себе что-то новое, интересное, смешное
Особенности творчестваБыстрое развитие сюжетаУмение видеть, даже в самом обыденном, что-то смешноеВ своих рассказах всегда на стороне народа

Слайд 24Н. А. Тэффи –«единственная,оригинальная,чудесная, которую все любили без исключения!»
Она Надежда нашего

журнала.
Да, так её действительно зовут.
Но имени ей, видно, было мало –
С таким не принимают в Голливуд.
И, облачалась в английские «доспехи»,
Подписываться стала просто «Тэффи».
Н. А. Тэффи –«единственная,оригинальная,чудесная, которую все любили без исключения!» Она Надежда нашего журнала.Да, так её действительно зовут.Но

Слайд 25Имя при рождении: Надежда Александровна Лохвицкая
Дата рождения: 24 апреля

(6 мая) 1872
Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти: 6 октября 1952 (80 лет)
Место смерти: Париж, Франция
Гражданство: Российская империя, Франция
Род деятельности: прозаик, поэт
Жанр: сатира, фельетон
Язык произведений: русский, французский

Тэффи

Имя при рождении:  Надежда Александровна ЛохвицкаяДата рождения:  24 апреля (6 мая) 1872Место рождения:  Санкт-Петербург,

Слайд 26Особенности творчества
Гуманизм(человечность в общественных действиях в отношении к

людям)

«Дым без огня»

«Она скорее не смеется, а отшучивается»

Пишет отрывками и кусочками, которые объединены одной темой
Особенности творчества Гуманизм(человечность в общественных   действиях в отношении к людям)«Дым без огня»«Она скорее не смеется,

Слайд 27Саша Чёрный – «…не было такой курсистки, такого студента, врача, адвоката...

которые не знали бы его стихов наизусть»

Его стихи читала вся Россия!
Все думали: анекдотист,
Но это ли его стихия,
Хоть и по духу юморист ?
Он был серьёзен, погружён в себя.
И не похож на зубоскала,
Тревога, горький смех – его стезя,
Действительность его терзала.
Так печально и смешно
Саши Чёрного перо.

Саша Чёрный – «…не было такой курсистки, такого студента, врача, адвоката... которые не знали бы его стихов

Слайд 28Имя при рождении: Александр Михайлович Гликберг
Псевдонимы: Саша Чёрный
Дата рождения: 1 (13) октября

1880
Место рождения: Одесса, Российская империя
Дата смерти: 5 августа 1932 (51 год)
Место смерти: Ле-Лаванду
Род деятельности: поэт, прозаик
Язык произведений: русский

Саша Чёрный

Имя при рождении:	Александр Михайлович ГликбергПсевдонимы:	 Саша ЧёрныйДата рождения:	 1 (13) октября 1880Место рождения:	  Одесса, Российская империяДата

Слайд 29Особенности творчества
Создает сатирическую маску «интеллигентного» обывателя
Юмористическая окраска построена на столкновении высокого

и низкого
Контрасты
Смех – «горький»
Трагические нотки со всё нарастающим ощущением тупика
Его стихи – хорошее противоядие вялости, пассивности, застоя
Особенности творчестваСоздает сатирическую маску «интеллигентного» обывателяЮмористическая окраска построена на столкновении высокого и низкогоКонтрастыСмех – «горький»Трагические нотки со

Слайд 30Имя при рождении: Иосиф Исидорович Перельман
Дата рождения: 4 (16) февраля 1878
Место рожденияБелосток
Дата

смерти: 2 февраля 1959 (80 лет)
Место смерти: Нью-Йорк
Гражданство: Российская империя
Род деятельности: драматург, прозаик
Язык произведений: русский язык, идиш

Осип Дымов

Имя при рождении: Иосиф Исидорович ПерельманДата рождения:	4 (16) февраля 1878Место рожденияБелостокДата смерти:	2 февраля 1959 (80 лет)Место смерти:

Слайд 31Никола́й Влади́мирович Ре́мизов (1887—1975) (псевдоним Ре-Ми, настоящая фамилия Ремизов-Васильев) — график,

живописец, художник театра

Ре-Ми

Никола́й Влади́мирович Ре́мизов (1887—1975) (псевдоним Ре-Ми, настоящая фамилия Ремизов-Васильев) — график, живописец, художник театраРе-Ми

Слайд 32Данное произведение является одним из первых и по сей день главных

памятников российского черного юмора
Впервые информация о предстоящем издании юмористической «Всеобщей истории» появилась в 46-м номере «Сатирикона» за 1909 год: «Все годовые подписчики получат в виде бесплатного приложения роскошно иллюстрированное издание»

Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»

Данное произведение является одним из первых и по сей день главных памятников российского черного юмораВпервые информация о

Слайд 33Древняя история (автор — Тэффи, илл. — Ре-Ми)
Средняя история (автор —

Осип Дымов, илл. — А. Радаков)
Новая история (автор — Аркадий Аверченко, илл. — А. Радаков, Ре-Ми)
Русская история (автор О. Л. Д’Ора, илл. — Ре-Ми)

Произведение состоит из 4 разделов:

Что можно высмеять, обращаясь к историческому прошлому страны?

Древняя история (автор — Тэффи, илл. — Ре-Ми)Средняя история (автор — Осип Дымов, илл. — А. Радаков)Новая

Слайд 34«Древняя история». Тэффи. Способы создания юмора
Лакония получила своё название «от манеры тамошних

жителей выражаться лаконически» - изменение порядка фактов
«Необычайная система климата», которая развила в характере жителей жестокость и энергию, - летом жарко, зимой холодно – утверждение известного как аномального.
Название Спарты «республикой аристократической», объяснение, что должны делать и как себя вести спартанские аристократы – прямое высмеивание праздности и развращенности верхних слоёв общества.
«Древняя история». Тэффи. Способы создания юмораЛакония получила своё название «от манеры тамошних жителей выражаться лаконически» - изменение

Слайд 35Царствование двух царей одновременно, для того чтобы они «грызлись между собою,

оставляя народ в покое» - намек на оторванность власти от народа.

Рассказ о Ликурге, который «тыкал всем в глаза своей справедливостью», об отправке его путешествовать, что должно было «повлиять на его справедливость» - обыгрывание значения слова «справедливость» как ненужного для правителя качества, утверждение пустоты жизни правителя.

Деление спартанцев на три сословия на основе «разрешения» выполнять определённые обязанности – прозрачный намек на сословное деление современного автору общества, на необоснованность возвышения аристократии.

Царствование двух царей одновременно, для того чтобы они «грызлись между собою, оставляя народ в покое» - намек

Слайд 36«Воспитание людей»
Абсурдность утверждения
Противоречие в содержании
Ирония в самом слове, во фразах, переосмысливание
Обыгрывание

факта разговора без языка
Ирония

«Древняя история». Тэффи. Способы создания юмора

Суровое воспитание детей – «их сразу убивали».
«Основательное образование» состояло в умении не кричать во время порки, экзамен состоял в подтверждении этого умения
Положение женщины в Спарте: «пользовались уважением», им разрешалось говорить «лаконично» (ирония в самом слове, во фразах, которые произносили женщины; в переосмысливании: «С ним или на нём»; «закон о гимнастике» спартанцев).
История с Лаэной, откусившей собственный язык – подчеркивается бессмысленность, ненужность подвига

«Воспитание людей»Абсурдность утвержденияПротиворечие в содержанииИрония в самом слове, во фразах, переосмысливаниеОбыгрывание факта разговора без языкаИрония «Древняя история».

Слайд 37Что внёс в свои рассказы о событиях Средних веков О. Дымов?

Как он оценивает происходившее?
При помощи каких слов, сравнений автор придает юмористическое звучание рассказам об истории?

«Средние века». О.Дымов

Что внёс в свои рассказы о событиях Средних веков О. Дымов? Как он оценивает происходившее?При помощи каких

Слайд 38Вопросы по тексту:
Почему в новое время продолжали сжигать на кострах колдунов

?
Почему люди испытывали затруднения до изобретения книгопечатания? К чему это могло привести?
Что европейцы заимствовали у арабов?
В чем было неудобство написания римских цифр?
От чего зависела чистота и чёткость печать?
В чём была заслуга печатника Гутенберга?

«Новая история». А.Аверченко

Вопросы по тексту:Почему в новое время продолжали сжигать на кострах колдунов ?Почему люди испытывали затруднения до изобретения

Слайд 39В чем комичность фразы: «История Средних веков постепенно и незаметно переходила

в Новую историю»?
Какие художественные приемы использует автор «Новой истории»? Найдите примеры юмора в описании исторических событий.
Как начинается рассказ о книгопечатании и бумаге? Чем он заканчивается? Какой художественный эффект достигается использованием фраз «чёрт знает на чём», «что подвёртывалось под руку»?
Приведите примеры использование неожиданных сравнений, эпитетов, сочетаний несочетаемых слов и других юмористических приемов и средств.

«Новая история». А.Аверченко

В чем комичность фразы: «История Средних веков постепенно и незаметно переходила в Новую историю»? Какие художественные приемы

Слайд 40Приготовить пересказ отрывка «Всемирной истории».
Написать отзыв на один из отрывков.

Домашнее задание

(на выбор)
Приготовить пересказ отрывка «Всемирной истории».Написать отзыв на один из отрывков.Домашнее задание (на выбор)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть