Слайд 1«Сатирикон». Писатели улыбаются.
Слайд 2Цели и задачи урока
познакомиться с журналом «Сатирикон» как явлением литературы 20
века;
закрепить знания по теории литературы;
формировать умения по анализу сатирического текста;
формировать умение работать с дополнительной информацией, выбирая главное;
воспитывать чувство юмора.
Слайд 3Виды смеха и их отличия.
Сатира
Юмор
Ирония
Сарказм
Гротеск
Слайд 4Юмор
Весёлый, добрый смех, помогает человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.
Юмор, в отличие от иронии, сатиры и прочих злых насмешек, конструктивен и идёт в пользу человеку однозначно.
Хотя, в настоящее время под словом «юмор» подразумевается не только юмор в прямом смысле слова, но и всё, что вызывает смех.
Юмор – это то, что смешно и не наводит на расстройство.
Слайд 5Ирония
Улыбка над сложностями или недостатками, но добрая и не унижающая. Иными
словами, тонкая насмешка над какой-либо проблемой, вызывающая улыбку.
Но всё-таки ирония – это не к добру, поскольку антипод иронии – это радость и восхищение. Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст. но всё же!
Ирония – хоть это и злая насмешка, но всё-таки и она тоже конструктивна и мотивирует на успех.
Слайд 6Сатира
Произведение искусства, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Иными словами,
злая насмешка в литературе, а также в виде карикатуры, обычно над пороком общества или же какого-либо явления. Пример: насмешка над катастрофой, в которой пострадали люди. Иногда сатира проявляется даже над гибелью людей…
А вообще сатира – это любое унизительное обличение явлений при помощи различных неблагоприятных насмешек вроде: иронии, сарказма, пародии, гротеска и др.
То есть сатирой можно называть и сарказм, и иронию и всё, что не к добру.
Слайд 7Сарказм
Это когда язвительно говорят одно, а подразумевают другое. Обычно насмешка или
замечание над недостатком одного только человека, предмета человека или какого-либо явления, не имеющая никаких обид или сочувствия, действующая кому-либо специально на зло. Злая ирония. Предмет бессовестного и бессердечного человека.
Как и сатира, сарказм – это едкая и издевательская насмешка.
Слайд 8Кощунство
Тот же самый сарказм, только в этом случае он идёт против
церкви, божьей веры и всего святого.
Слайд 9Гротеск
Как и сатира, обычно является произведением искусства.
В отличие от сатиры,
гротеск – это нереалистичное преувеличение, смесь реального и фантастического, создающая абсурдные ситуации, комические несоответствия, противоречащие здравому смыслу. Другими словами, чистое нарушение правдоподобия.
Гротеск отличается тем, что смешное в нём не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ.
Гротеск – это совмещение реального и нереального, смешного и ужасного, прекрасного и безобразного… Хотя, глядя на вышеописанное, слово «гротеск» в реальной жизни практически не используется.
Слайд 10«Сатирикон» —
русский еженедельный сатирический журнал
История журнала. Имена
Караваева М.А., учитель русского
языка и литературы МБОУ "Гимназия № 27" имени Героя Советского Союза В.Е. Смирнова" г. Барнаула
Слайд 11 Возник в недрах старого русского юмористического журнала «Стрекоза» (1875—1918)
Издавался в
Петербурге с 1908 по 1913 г. Название — в честь античного романа
В 1913—1918 годах выходил журнал «Новый Сатирикон». После революции журнал был закрыт, большинство авторов оказались в эмиграции
С.В.Чехонин. Заставка. Журнал «Сатирикон». 1913
Илюстрации из журнала"Новый Сатирикон"
Карикатура из журнала "Сатирикон". Тайна переписки
Слайд 12Журнал "Сатирикон" был той отдушиной, которой всегда не хватает при режиме
в том, старом смысле этого слова. Режим был царский, жилось так себе, а персонажей и сюжетов для высмеивания хватало с избытком. Так и возник "Сатирикон" - язвительный и насмешливый журнал, возглавленный Аркадием Аверченко
Читатель быстро оценил все то, что пытались донести до него сатирики. Вся Россия зачитывалась рассказами, стихотворениями, юморесками, эпиграммами и пародиями, которые дополняли блестящие карикатуры, шаржи и рисунки
В "Сатириконе" с большим успехом сотрудничали литераторы, которые до этого не были замечены в юмористической деятельности: Леонид Андреев, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Илья Эренбург, Александр Куприн
Слайд 13«Сатирикон»
Издатель –Коренфильд М. Г., редактор Радаков А. А., затем, с №9,
А. Т. Аверченко.
Задача: моральное исправление общества с помощью сатиры в годы
Реакции. «Вся Россия больна» – требуется лечение.
Рецепты просты:
Больше вина, больше смеха, здоровой еды,чтобы обыватели жили, а не
боролись.
(«Рассказы для выздоравливающих» А. Т. Аверченко)
Слайд 14 «Мы будем хлестко и безжалостно бичевать все беззакония, ложь и пошлость,
которые царят в нашей политической и общественной жизни. Смех, ужасный, ядовитый смех, подобный жалам скорпионов, будет нашим оружием»
В первом номере журнала редакция обращалась к читателю:
Слайд 15Журнал сочетал как политическую сатиру (направленную, например, против внешней политики Германии
до и во время Первой мировой войны, против черносотенцев, а после октября 1917 года — против большевиков), так и безобидную юмористику
Слайд 16Избранные карикатуры прошлых номеров
Слайд 17Избранные карикатуры прошлых номеров
Ре-ми «Бескорыстный»
Слайд 18Избранные карикатуры прошлых номеров
Слайд 19Избранные карикатуры прошлых номеров
Слайд 20Писатели
Саша Чёрный
Тэффи
А. С. Бухов
О. Дымов
Я. Гордин
В. Л. Азов
О.
Л. Д’Ор
А. Яблоновский С. Городецкий
И. Вышлевский
Скиталец
В. В. Князев
В. П. Лачинов
Л. Василевский
И. Василевский
В. Я. Абрамович
Н. Я. Агнивцев
В. В. Адикаевский
И. Я. Гуревич
Д’Актиль
Дон-Аминадо
(Баян)
А. А. Кондратьев
П. П. Потёмкин
М. Я. Пустынин
А. Д. Скалдин
А. М. Флит
В. В. Маяковский (принимал участие)
Графики
А. А. Радаков
Н. В. Ремизов-Васильев (Ре-Ми)
А. А. Юнгер
Слайд 21А. Т. Аверченко - вдохновитель всех
журнальных начинаний
А там, где кончается звёздочки точка,
Месяц улыбается и заверчен,
Как будто на небе строчка
Из Аверченко.
(В. Маяковский)
Слайд 22Дата рождения: 15 (27) марта 1881
Место рождения:
Севастополь, Российская империя
Дата смерти: 12 марта 1925 (43 года)
Место смерти: Прага, Чехословакия
Подданство: Российская империя
Род деятельности: писатель, сатирик, юморист
Аркадий Аверченко,
редактор журнала «Сатирикон» с № 9
и «Новый Сатирикон»
Слайд 23Особенности творчества
Быстрое развитие сюжета
Умение видеть, даже в самом обыденном, что-то смешное
В
своих рассказах всегда на стороне народа
Каждый рассказ содержит в себе что-то новое, интересное, смешное
Слайд 24Н. А. Тэффи –«единственная,оригинальная,чудесная, которую все любили без исключения!»
Она Надежда нашего
журнала.
Да, так её действительно зовут.
Но имени ей, видно, было мало –
С таким не принимают в Голливуд.
И, облачалась в английские «доспехи»,
Подписываться стала просто «Тэффи».
Слайд 25Имя при рождении: Надежда Александровна Лохвицкая
Дата рождения: 24 апреля
(6 мая) 1872
Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти: 6 октября 1952 (80 лет)
Место смерти: Париж, Франция
Гражданство: Российская империя, Франция
Род деятельности: прозаик, поэт
Жанр: сатира, фельетон
Язык произведений: русский, французский
Тэффи
Слайд 26Особенности творчества
Гуманизм(человечность в общественных действиях в отношении к
людям)
«Дым без огня»
«Она скорее не смеется, а отшучивается»
Пишет отрывками и кусочками, которые объединены одной темой
Слайд 27Саша Чёрный – «…не было такой курсистки, такого студента, врача, адвоката...
которые не знали бы его стихов наизусть»
Его стихи читала вся Россия!
Все думали: анекдотист,
Но это ли его стихия,
Хоть и по духу юморист ?
Он был серьёзен, погружён в себя.
И не похож на зубоскала,
Тревога, горький смех – его стезя,
Действительность его терзала.
Так печально и смешно
Саши Чёрного перо.
Слайд 28Имя при рождении: Александр Михайлович Гликберг
Псевдонимы: Саша Чёрный
Дата рождения: 1 (13) октября
1880
Место рождения: Одесса, Российская империя
Дата смерти: 5 августа 1932 (51 год)
Место смерти: Ле-Лаванду
Род деятельности: поэт, прозаик
Язык произведений: русский
Саша Чёрный
Слайд 29Особенности творчества
Создает сатирическую маску «интеллигентного» обывателя
Юмористическая окраска построена на столкновении высокого
и низкого
Контрасты
Смех – «горький»
Трагические нотки со всё нарастающим ощущением тупика
Его стихи – хорошее противоядие вялости, пассивности, застоя
Слайд 30Имя при рождении: Иосиф Исидорович Перельман
Дата рождения: 4 (16) февраля 1878
Место рожденияБелосток
Дата
смерти: 2 февраля 1959 (80 лет)
Место смерти: Нью-Йорк
Гражданство: Российская империя
Род деятельности: драматург, прозаик
Язык произведений: русский язык, идиш
Осип Дымов
Слайд 31Никола́й Влади́мирович Ре́мизов (1887—1975) (псевдоним Ре-Ми, настоящая фамилия Ремизов-Васильев) — график,
живописец, художник театра
Ре-Ми
Слайд 32Данное произведение является одним из первых и по сей день главных
памятников российского черного юмора
Впервые информация о предстоящем издании юмористической «Всеобщей истории» появилась в 46-м номере «Сатирикона» за 1909 год: «Все годовые подписчики получат в виде бесплатного приложения роскошно иллюстрированное издание»
Всеобщая история, обработанная «Сатириконом»
Слайд 33Древняя история (автор — Тэффи, илл. — Ре-Ми)
Средняя история (автор —
Осип Дымов, илл. — А. Радаков)
Новая история (автор — Аркадий Аверченко, илл. — А. Радаков, Ре-Ми)
Русская история (автор О. Л. Д’Ора, илл. — Ре-Ми)
Произведение состоит
из 4 разделов:
Что можно высмеять, обращаясь к историческому прошлому страны?
Слайд 34«Древняя история». Тэффи.
Способы создания юмора
Лакония получила своё название «от манеры тамошних
жителей выражаться лаконически» - изменение порядка фактов
«Необычайная система климата», которая развила в характере жителей жестокость и энергию, - летом жарко, зимой холодно – утверждение известного как аномального.
Название Спарты «республикой аристократической», объяснение, что должны делать и как себя вести спартанские аристократы – прямое высмеивание праздности и развращенности верхних слоёв общества.
Слайд 35Царствование двух царей одновременно, для того чтобы они «грызлись между собою,
оставляя народ в покое» - намек на оторванность власти от народа.
Рассказ о Ликурге, который «тыкал всем в глаза своей справедливостью», об отправке его путешествовать, что должно было «повлиять на его справедливость» - обыгрывание значения слова «справедливость» как ненужного для правителя качества, утверждение пустоты жизни правителя.
Деление спартанцев на три сословия на основе «разрешения» выполнять определённые обязанности – прозрачный намек на сословное деление современного автору общества, на необоснованность возвышения аристократии.
Слайд 36«Воспитание людей»
Абсурдность утверждения
Противоречие в содержании
Ирония в самом слове, во фразах, переосмысливание
Обыгрывание
факта разговора без языка
Ирония
«Древняя история». Тэффи.
Способы создания юмора
Суровое воспитание детей – «их сразу убивали».
«Основательное образование» состояло в умении не кричать во время порки, экзамен состоял в подтверждении этого умения
Положение женщины в Спарте: «пользовались уважением», им разрешалось говорить «лаконично» (ирония в самом слове, во фразах, которые произносили женщины; в переосмысливании: «С ним или на нём»; «закон о гимнастике» спартанцев).
История с Лаэной, откусившей собственный язык – подчеркивается бессмысленность, ненужность подвига
Слайд 37Что внёс в свои рассказы о событиях Средних веков О. Дымов?
Как он оценивает происходившее?
При помощи каких слов, сравнений автор придает юмористическое звучание рассказам об истории?
«Средние века». О.Дымов
Слайд 38Вопросы по тексту:
Почему в новое время продолжали сжигать на кострах колдунов
?
Почему люди испытывали затруднения до изобретения книгопечатания? К чему это могло привести?
Что европейцы заимствовали у арабов?
В чем было неудобство написания римских цифр?
От чего зависела чистота и чёткость печать?
В чём была заслуга печатника Гутенберга?
«Новая история». А.Аверченко
Слайд 39В чем комичность фразы: «История Средних веков постепенно и незаметно переходила
в Новую историю»?
Какие художественные приемы использует автор «Новой истории»? Найдите примеры юмора в описании исторических событий.
Как начинается рассказ о книгопечатании и бумаге? Чем он заканчивается? Какой художественный эффект достигается использованием фраз «чёрт знает на чём», «что подвёртывалось под руку»?
Приведите примеры использование неожиданных сравнений, эпитетов, сочетаний несочетаемых слов и других юмористических приемов и средств.
«Новая история». А.Аверченко
Слайд 40Приготовить пересказ отрывка «Всемирной истории».
Написать отзыв на один из отрывков.
Домашнее задание
(на выбор)