Слайд 1Исследовательская работа
Звук и цвет в повести «Роковые яйца» М. Булгакова.
Авторы:
Подвербная Алена,
Кудрявцева
Оксана.
Руководитель:
Меньшова Л. В.
Слайд 2Когда я читала произведение М. Булгакова «Роковые яйца», я забывала о
времени. Оно настолько интересное, что я читала, затаив дыхание, восхищаясь авторским мастерством.
Для меня она стала не просто прочитанной повестью, а толчком, ступенью…
И тогда я поняла, что жизнь как-то изменилась…
Слайд 3Цели:
проследить, как художественные средства выразительности (звукопись, цветопись) помогают М. А.
Булгакову в повести «Роковые яйца» охарактеризовать героев, выразить главную мысль произведения,
поиск исторических истоков произведения.
анализ проблематики повести, ее актуальность в современном мире.
Задачи:
поиски материала о повести М. Булгакова «Роковые яйца»;
аналитическая работа с текстом;
отработать умение пользоваться художественными средствами выразительности;
научиться формулировать выводы на основе прочитанного в связи с поставленными целями.
Гипотезы:
звукопись и цветопись являются одними из важных средств выразительности в повести М. Булгакова «Роковые яйца»,
проблемы, поднятые в повести, касаются каждого человека.
Слайд 4 Безусловно, самым ярким писателем 20 века можно считать Михаила Афанасьевича
Булгакова. В своих повестях он опередил своё время на много веков вперёд. Будучи врачом, по университетскому образованию, начинал свою литературную деятельность на газетных и журнальных полосах в качестве автора рассказов и фельетонов. Молодой человек из киевской профессорской семьи к тридцати годам почувствовал, что его судьба – быть не лекарем, а писателем.
И вот в 1924 году на свет появляются «Роковые яйца», высмеивающие авантюризм и бескультурье некоторых руководящих граждан, примазавшихся к Советской власти. Повесть вызвала одобрение М.Горького.
Слайд 5У роковых истоков вдохновения.
Критик М. Лиров упорно называл профессора Персикова
Владимиром Ипатьевичем, подчеркивая также, что он - изобретатель красного луча, т.е. как бы архитектор Октябрьской социалистической революции. Властям предержащим ясно давалось понять, что за Владимиром Ипатьевичем Персиковым проглядывает фигура Владимира Ильича Ленина, а Роковые яйца - пасквильная сатира на покойного вождя и коммунистическую идею в целом.
Слайд 6Роль звукописи и цветописи в повести.
В повести очень ярко выделяются
два художественных средства выразительности – звукопись и цветопись, что придаёт этому произведению, по моему мнению, свою изюминку и неповторимость и ни с чем не сравнимую индивидуальность по отношению не только к произведениям Булгакова, но и к остальным писателям.
Звукопись и цветопись довольно распространённое явление в литературе. Звукопись - это условный термин для одного из видов инструментовки стиха; соответствие фонетического состава фразы изображённой картине или последовательно проведённая система аллитераций, которая подчеркивает образную законченность поэтической фразы. Приём звукописи был известен в античной поэзии, он же встречается в фольклоре всех народов.
Цветопись – прием, при котором писатель передает язык своих чувств через художественное описание обстановки или предмета, используя при этом различные цветовые гаммы и весь спектр цветовых оттенков.
Цветопись используется многими писателями для создания неповторимых «буквенных» пейзажей или чувств (позднее возрождаемых в воображении читателя).
Слайд 7Каждый цвет – уже намёк.
Мой пучок блестит росой,
Как алмазами калиф мой.
Я давно хочу с тобой
Говорить пахучей рифмой.
Каждый цвет – уже намёк,
Ты поймешь мои признанья.
Может быть, что весь пучок
Нам откроет путь свиданья.
А.Фет «Язык цветов»
Слайд 8«Роковые яйца» в современном мире.
Неблагоприятные биолого-генетические воздействия (СПИД, вирусные заболевания, рак
разного рода и другие генетические заболевания) по-настоящему опасны!
Не следует, однако, забывать, как замечает академик А.С. Спирин, что «биотехнические воздействия обоюдоострые. Их можно направить и во благо, и во зло, а многие благие начинания могут иметь непредсказуемые последствия».
Объектами таких воздействий может стать сам человек, сельскохозяйственные животные и растения, окружающая среда. Поэтому каждая нация, каждое государство должны заботиться о биологической безопасности.
Слайд 10Выводы по таблице.
М. Булгаков в своем творчестве использовал звукопись для того,
чтобы одушевить, внести в образы героев жизнь. С помощью звуков читатель может окунуться в реальный Мир произведения, почувствовать себя частью этого Мира. У М. Булгакова вещи не просто простаивают свой век, а проживают его как люди. Они чувствуют, мыслят, переживают за героев.
Слайд 12Выводы по таблице.
В поэтике М. Булгакова, среди других средств художественной выразительности
большое место занимает цветопись. М. Булгаков не пишет, а рисует. Его изображение, будь то пейзажи, портреты героев, детали быта, дышат живыми красками действительности.
Цвет у М. Булгакова не только средство колоритного изображения Мира. С его помощью акцентируются определенные черты характеров персонажей, выражение отношения автора к изображаемому.
Слайд 13Выводы.
М. Булгаков использовал в повести «Роковые яйца» звукопись и цветопись для
того, чтобы создать уникальный художественный мир произведения, таким образом, выразив свое отношение к проблемам, поднятым в повести.
Для обозначения цвета чаще всего использовались эпитеты. Эпитет – художественное определение предмета.
Для звука – олицетворения, а также аллитерацию. Олицетворение – это присвоение какому-либо неодушевленному предмету черт живого.
В ходе работы гипотезы были подтверждены, что было доказано выше.
Человек действительно является частью природы - он ответственен за то, что он с ней делает.