Презентация, доклад по деловой риторике и культуре речи Деловая беседа

Содержание

Деловая беседа – 1) это основная форма делового общения, 2) это деловой разговор заинтересованных лиц, 3) это устный контакт между партнерами, связанными деловыми отношениями, 4) это форма установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного

Слайд 1Усманова Елена Георгиевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ Гимназия, г.

Новый Уренгой Формы делового общения. Деловая беседа.

ПЛАН

1. Что такое деловая беседа? Цели, задачи, функции.

2. Структурная организация беседы.

3. Виды деловых бесед: общая характеристика.

4. Роль вопросов в деловой беседе.

5. Самодиагностика.

Усманова Елена Георгиевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ Гимназия, г. Новый Уренгой Формы делового общения. Деловая

Слайд 2 Деловая беседа – 1) это основная форма делового общения, 2) это

деловой разговор заинтересованных лиц, 3) это устный контакт между партнерами, связанными деловыми отношениями, 4) это форма установления деловых отношений, разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению, 5) это форма убеждения партнера принять конкретные предложения, 6) это способ решения конфликта или спорной ситуации.

В теории управления: «Деловая беседа – вид делового общения, специально организованный предметный разговор, служащий решению управленческих задач».
Преимущества деловой беседы:
быстрая реакция на высказывания собеседников;
повышение компетентности руководителя благодаря учету, проверке и оценке мнений, предложений и критических замечаний сотрудников;
возможность дифференцированного подхода к предмету обсуждения и понимание целей каждой из сторон.

Цели деловой беседы:
1. Стремление одного собеседника посредством слова оказать влияние на другого, вызвать у него желание к действию, с тем чтобы изменить существующую деловую ситуацию или деловые отношения, то есть создать новую деловую ситуацию или новые деловые отношения между участниками беседы.
2. Необходимость выработки руководителем соответствующих решений на основании анализа мнений и высказываний сотрудников.






Деловая беседа – 1) это основная форма делового общения, 2) это деловой разговор заинтересованных лиц, 3) это

Слайд 3Принципы деловой беседы
Сознательная настройка на уровень собеседника, учет содержания выполняемых им

задач, его полномочий и сферы ответственности, жизненного и трудового опыта, интересов, особенностей его мышления и речи.
Рациональная организация процесса беседы, что означает краткое изложение собеседниками содержания информации по обсуждаемой теме, так как пространное изложение и избыточная информация осложняют усвоение самого существенного.
Простота, образность, четкость языка как условие доходчивости информации, значит, ориентации на собеседника.
Этические и психологические правила ведения деловой беседы
1. Строго соблюдать нормы речевого этикета: уважительное отношение к собеседнику; использование общекультурных норм общения; в корректной форме выразить одобрение, комплимент, несогласие или сформулировать соболезнования и утешения; в деловой обстановке нежелательно обращение на «ты»; весьма полезно обращаться к собеседнику по имени и отчеству (если неизвестно полное имя собеседника, к нему можно обратиться по фамилии с добавлением слова «господин»).
2. Во время беседы нужно постоянно обращаться к собеседнику с вопросами, учитывая, что личное внимание в деловых отношениях имеет очень большое значение.
3. Следует постоянно помнить о временных рамках беседы: лаконичность – одно из основных требований к деловому разговору.
4. Аргументы следует излагать как можно нагляднее и убедительно, что поможет упрочить ваши позиции.
5. Идя на контакт с собеседником, важно акцентировать внимание на его идеях.
6. Желательно раскрепощать собеседника, вести себя честно и конструктивно, но не прятаться под маской, которая быстро перестанет что-то скрывать
7. Постоянно помнить о «Вы - подходе» - это умение говорящего поставить себя на место собеседника, чтобы лучше его понять


Принципы деловой беседыСознательная настройка на уровень собеседника, учет содержания выполняемых им задач, его полномочий и сферы ответственности,

Слайд 4Технические особенности при проведении деловых бесед
на обсуждение одного вопроса должно планироваться

не более 20-30 минут
наилучшим местом для проведения беседы является специально оборудованное помещение с круглым столом, настенными часами, без телефона и селектора
если беседа проходит в кабинете, руководителю необходимо отложить телефоны, селектор
помещение должно иметь хорошую вентиляцию и комфортную температуру
о повестке дня обсуждаемых вопросов лучше информировать приглашенных письменно
в повестке дня следует указывать время начала и окончания беседы, место ее проведения, четкую формулировку всех рассматриваемых вопросов, фамилии докладчиков, содокладчиков, а также указать, где можно познакомиться с информацией по каждому вопросу
за столом сидите прямо, не рисуйте машинально, не играйте ручками
не справляйтесь о прохладительных напитках, но если вам их предложат, не отказывайтесь
будьте аккуратны, берегите стол, документы свои и окружающих
если вам нужно выйти, негромко извинитесь, вернитесь таким же образом
следите за правильным употреблением слов, их произношением, ударением
старайтесь избавиться от слов-паразитов
избегайте заносчивого, самонадеянного тона в разговоре, выступлении
Технические особенности при проведении деловых беседна обсуждение одного вопроса должно планироваться не более 20-30 минутнаилучшим местом для

Слайд 6Структурная организация беседы

Структурная организация беседы

Слайд 820 вопросов для самоанализа «Перед деловой беседой»
1. Четко ли вы представляете

свои цели в виде желаемого результата? (Что вы хотите иметь в конце беседы?)
2. Как можно будет оценить этот результат? (Как вы узнаете, достигли ли вы желаемого или нет?)
3. Каковы ваши предположения о целях собеседника?
4. Какие средства вы имеете для достижения поставленных целей?
5. Какая позиция по отношению к партнеру оптимальна для достижения поставленной цели?
6. Как вы донесете до партнера свою позицию?
7. Как вы узнаете его установки, позицию и убеждения?
8. С какими барьерами вы столкнетесь?
9. Как подстраховать себя и снизить вероятность этих барьеров?
10. Как снять противоречия, если они будут?
11. Как настроить себя на терпимость к человеку, если он неприятен, и учесть естественные различия в восприятии и оценке будущей работы?
12. Какие применять способы воздействия на партнера?
13. Какую аргументацию при этом использовать?
14. Как вести себя, если возникнут конфронтация, манипуляция и будут использованы нечестные приемы со стороны партнера?
15. Как облегчить согласование мнений с партнером?
16. Насколько скрывать свои позиции?
17. Как управлять атмосферой разговора?
18. Как управлять собой, если партнер вызывает раздражение?
19. Каковы интересы партнера и как их понять?
20. Чего ни в коем случае нельзя допускать в беседе?
20 вопросов для самоанализа «Перед деловой беседой»1. Четко ли вы представляете свои цели в виде желаемого результата?

Слайд 11Основная часть беседы

Основная часть беседы

Слайд 12
Заключительная часть беседы и ее задачи:
достижение основной или запасной цели,


обеспечение благоприятной атмосферы в конце беседы,
стимулирование собеседника к выполнению намеченных договоренностей,
поддержание дальнейшего контакта

Выход из контакта, анализ результатов беседы. Задачи:
собрать все бумаги, а мусор выбросить в корзину
уходя поблагодарить председателя
если вы представляете другую компанию, при прощании обменяйтесь рукопожатием
дома восстановите и отредактируйте записи беседы (там должны быть ф.и.о. присутствующих, дата беседы, продолжительность, записаны основные ее моменты, обсуждаемые вопросы, цель беседы и т.п.)
внимательно и критически проанализировать все элементы и итоги беседы, выявить свои недоработки, ошибки, постараться их записать, с тем, чтобы в будущем их не допускать




Заключительная часть беседы и ее задачи:достижение основной или запасной цели, обеспечение благоприятной

Слайд 14Приемы сокращения затянувшегося разговора
1. Предупредите посетителя до разговора или перед его

завершением о том, что ваше время ограничено и вас ждут другие посетители.
2. Договоритесь со своим секретарем о том, чтобы он прервал разговор и напомнил о следующей встрече.
3. Посмотрите на наручные часы.
4. Выскажите обобщающие замечания, подведите итог беседы.

Наиболее типичные ошибки при проведении беседы

1. Проявляют авторитарность, не считаются с мнением других.
2. Игнорируют состояние собеседника.
3. Не учитывают мотивы состояния собеседника.
4. Не проявляют интереса к проблеме собеседника.
5. Не слушают собеседника.
6. Перебивают говорящих.
7. Говорят, не будучи уверенными, слушают ли их.
8. Говорят долго.
9. Ограничиваются одним предложением (не используют всего банка идей).

Приемы сокращения затянувшегося разговора1. Предупредите посетителя до разговора или перед его завершением о том, что ваше время

Слайд 15Типология бесед
По сфере применения
Бытовые беседы связаны с нашей повседневной жизнью, с

обиходом, с решением домашних вопросов.
Небытовые беседы ассоциируются с общением на работе, с исполнением служебных обязанностей, с решением производственных задач, коммерческих проболеем.
По характеру взаимоотношений участников
Деловая беседа. 2. Дружеская беседа.
Отличие деловой беседы от дружеской












По характеру обстановки
1. Официальные - с соблюдением правил и формальностей.
2. Неофициальные – без соблюдения правил и формальностей.

Типология беседПо сфере примененияБытовые беседы связаны с нашей повседневной жизнью, с обиходом, с решением домашних вопросов. Небытовые

Слайд 16Типология деловых бесед (в зависимости от целей и методов ведения разговора)
1. Кадровые:

собеседование при приеме на работу и собеседование при увольнении с работы.
2. Дисциплинарные беседы, связанные с нарушением трудовой дисциплины, с уклонением от выполнения служебных обязанностей.
3. Организационные, определяющие технологию выполнения задания, анализ полученных результатов, высказывание критических соображений по поводу решения поставленных задач.
4. Творческие - выработка концепции того или иного проекта, задания, обсуждение принципов выполнения различных программ, проектов.
5. Проблемные, связанные с решением конфликтных ситуаций.
6. Прием посетителей, сотрудников, коллег родственных структур, посторонних граждан; выяснение цели визита, причин посещения, вникнуть в суть проблемы, просьбы.
Собеседование при приеме на работу – «приемное интервью».
Какие вопросы вам могут задать на собеседовании?
1.   Расскажите немного о себе.
2. Как вы смотрите на жизнь: какие видите в ней сложности и как с ними справляетесь?
3.   Чем вас привлекает работа у нас в данной должности?
4. Почему вы считаете себя достойным занять эту должность? В чем ваши преимущества перед другими кандидатами?
5.     Каковы ваши сильные стороны?
Типология деловых бесед (в зависимости от целей и методов ведения разговора)1. Кадровые: собеседование при приеме на работу

Слайд 17Какие вопросы вам могут задать на собеседовании?
6.     Каковы ваши слабые стороны?
7.    

Почему вы ушли с предыдущей работы?
8.     Получали ли вы другие предложения о работе?
9.  Не помешает ли ваша личная жизнь данной работе, связанной с дополнительными нагрузками?
10. Как вы представляете свое положение через пять (десять) лет?
11. Какие изменения вы бы произвели на новой работе?
12. На какую зарплату вы рассчитываете?
13. Что вы можете рассказать о своих профессиональных связях, которые вы могли бы использовать на новой работе?
14. Как вы повышаете свою профессиональную квалификацию?
15. Чем вы любите заниматься в свободное время?
16. В какие сроки вы могли бы приступить к работе?
17. За что вас критиковали последние четыре года?
18. Вы чаще соглашаетесь или спорите и почему?
19. Какие из своих должностных обязанностей вы выполняете с наибольшим удовольствием?
20. Назовите те ситуации, в которых вам не удалось добиться успеха. Почему?
21. Как вы относитесь к методу принуждения и угроз по отношению к подчиненным? В каком случае следует прибегать к угрозам?
22. Часто ли вы используете похвалу в адрес подчиненных и других людей?
23. Человеку свойственно приукрашивать себя, устраиваясь на работу. В чем вы приукрасили себя?
Какие вопросы вам могут задать на собеседовании? 6.     Каковы ваши слабые стороны?7.     Почему вы ушли с предыдущей

Слайд 18Какие вопросы вы зададите работодателю?
Кто ведет собеседования? Кто будет принимать

решение о приеме на работу?
Является ли рабочее место новым или вакантным? Почему освободилась вакансия?
Как будет выглядеть рабочий день?
В чем заключаются обязанности сотрудника, работающего на должности, на которую претендует соискатель?
Как и кем будет оцениваться работа?
Возможности для обучения, профессионального и карьерного роста?
Существует ли на предприятии дополнительный социальный пакет и из чего он состоит (обеды, оплата транспортных расходов, ДМС)?
Какие вопросы вы зададите работодателю? Кто ведет собеседования? Кто будет принимать решение о приеме на работу? Является

Слайд 19Беседа при увольнении с работы

1) ситуация незапланированного, добровольного ухода сотрудника: необходимо

выявить истинную причину увольнения, мотивы. Необходимость проведения собеседования здесь обусловлена заботой руководителя об улучшении управленческой деятельности на различных уровнях производства. Для этого полезно задавать вопросы, связанные с содержанием, объемом, условиями выполнения работником производственных заданий, выяснением его оценки таких заданий и условий их выполнения. Следует узнать, что не нравилось сотруднику в его работе или что его удовлетворяло.

2) ситуация, когда работника приходится увольнять или сокращать («прощальный разговор»): Рекомендуется заготовить гуманный для увольняемого ход: предложить ему список свободных рабочих мест на другом предприятии, предложить нечто вроде «реабилитационной программы» для увольняемого, в которой предусмотрено сохранение его уверенности в собственных силах, поддержание его авторитета в глазах окружающих и домашних. Беседу при увольнении нужно построить по принципу «позитив–негатив–позитив». Заключительный этап финального собеседования должен быть позитивным, реабилитирующим. Нужно вселить уверенность в увольняемого, что он обязательно найдет себе достойную работу. Подчеркнуть, что увольнение обусловлено внешними причинами, а не личностными качествами работника. Необходимо помочь сотруднику уйти с достоинством. Для этого можно написать хорошее рекомендательное письмо, которое уволенный сотрудник сможет использовать при поиске новой работы; поблагодарить сотрудника за работу; сделать символический подарок.
Беседа при увольнении с работы1) ситуация незапланированного, добровольного ухода сотрудника: необходимо выявить истинную причину увольнения, мотивы. Необходимость

Слайд 20Собеседование при увольнении с работы
Специалисты дают следующие рекомендации руководителю при проведении

финального собеседования:

1. Разговор не назначается перед выходными днями или праздниками;
2. Беседа не проводится на рабочем месте увольняемого или в присутствии третьих лиц;
3. Разговор не должен продолжаться более 20 мин., так как работник, испытывающий неприятные эмоции, будет не в состоянии в течение длительного времени внимательно слушать и обдумывать слова руководителя;
4. В ходе беседы руководитель обязательно должен поблагодарить увольняемого за работу, даже если причиной увольнения является какие-то дисциплинарные проступки или профессиональные просчеты работника. Особенно важно высказать слова благодарности при вынужденном сокращении штатов;
5. Быть чутким, но не сочувствующим. Сочувствие лишь усилит эмоциональное напряжение;
6. Сохранять спокойствие при бурной реакции сотрудника. Реакция на сообщение об увольнении зависит от темперамента и характера человека. Он может взорваться, закричат, заплакать и т.д. В этой ситуации важно дать ему выговориться.
7. Четко и ясно проговорить о том, что произойдет дальше. Например, «Я собираюсь отправить вас в отдел кадров», «Теперь мы оформим некоторые документы, и вы сможете получить расчет».

Собеседование при увольнении с работы Специалисты дают следующие рекомендации руководителю при проведении финального собеседования:1. Разговор не назначается

Слайд 21Дисциплинарные беседы
Дисциплинарные беседы вызваны к жизни либо возникновением сбоев в деятельности

сотрудника и необходимостью критической оценки его работы или фактами нарушения дисциплины.
Правила ведения беседы:
получить необходимые сведения о сотруднике и его работе;
построить беседу, соблюдая следующую очередность в сообщении информации: сообщение, содержащее положительную информацию о деятельности сотрудника; сообщение критического характера; сообщение похвально-поучительного характера;
быть конкретным и избегать неясностей;
критиковать выполнение задания, а не личность.
При проведении беседы важно выяснить:
не является ли возникшая проблема средством привлечения внимания;
не вызваны ли нарушения личными затруднениями (семейным конфликтом, болезнью близких);
не связана ли проблема с недостатком квалификации, помощи, обучения;
нужна ли работнику большая самостоятельность;
приемлет ли работник стиль руководства.

Дисциплинарные беседыДисциплинарные беседы вызваны к жизни либо возникновением сбоев в деятельности сотрудника и необходимостью критической оценки его

Слайд 22Правила критики сотрудника
1. Обеспечьте правильное отношение к критикуемому.
Не критикуйте, когда вы

слишком взволнованы или раздражены. По возможности подождите, пока раздражение уляжется. Помните, что ваша главная задача – исправить человека, а не сводить с ним счеты.
2. Правильно выбирайте место критики.
Всегда, когда это возможно, критикуйте человека без посторонних. Не думайте, что вы последовали этому совету, если скажите бригадиру, мастеру и т.п. в присутствии рабочих (служащих): «Петров, прошу немедленно зайти ко мне!». Каждый в цехе будет знать, что Петрова вызвали «на ковер!». Если вам нужно пригласить подчиненного в присутствии других сотрудников в свой кабинет для критики, то сделайте это так, чтобы просьба выглядела, как обычно. Конечно, этот совет бесполезен, если вы приглашаете подчиненных в кабинет только для того, чтобы сделать им внушение.
3. Правильно, выбирайте время.
Когда ваше замечание произведет наибольшее воздействие на подчиненного? Обычно тогда, когда оно последовало немедленно за нарушением, т.е. когда работник помнит все обстоятельства происшедшего и факты свежи в его памяти. Это наиболее эффективный способ предупредить возможность повторения ошибок. Вы, естественно, не должны ждать подведения итогов за год для того, чтобы указать подчиненному на ошибку, совершенную им полгода назад. Однако, хотя этому трудно поверить, подобные случаи очень часты, в особенности, когда в качестве такого управленца выступают руководители низкого своего профессионального уровня, но, увы не так уж редко и «высокого» по своему служебному положению.
4. Изложите содержание поступка, подтвердите его фактами.
Четко и спокойно изложите содержание поступка, повторение которого вы хотите предупредить. Работник должен иметь возможность представить свои объяснения. Постарайтесь выявить причину, побудившую его поступать так, а не иначе.
Правила критики сотрудника1. Обеспечьте правильное отношение к критикуемому.Не критикуйте, когда вы слишком взволнованы или раздражены. По возможности

Слайд 23Правила конструктивной критики
5. Критикуйте только поступок.
Критике подлежат неправильные действия, а не

человек, их совершивший. Подобный прем повышает восприимчивость к критике и эффективен, поскольку вряд ли данного человека следует считать безнадежным. Плох только его поступок. Никто не согласится с тем, чтобы о нем судили в целом по единственному неправильному поступку, особенно если все прочие действия были правильными.
6. Объясните, как важно изменить поведение.
Очень важно объяснить работнику, как важно для него и для предприятия впредь не нарушать установленных правил поведения.
Помните, что некоторые работники более других чувствительны к критике и по отношению к ним следует проявлять большой такт. Если достигнуто взаимопонимание с подчиненным, то вы будите знать тех, кто особенно болезненно и остро реагирует на критику.
7. В конце беседы заверьте такого работника в том, что ваше мнение о нем не изменилось в худшую сторону, и вы совершенно уверены, что он не повторит допущенных ошибок.
Правила конструктивной критики5. Критикуйте только поступок.Критике подлежат неправильные действия, а не человек, их совершивший. Подобный прем повышает

Слайд 24Проблемные беседы
Цель– коллективный поиск наилучших решений проблемы в кратчайшие сроки, вынесение

на обсуждение хозяйственных проблем, рассмотрение организационных перспектив, обсуждение инновационных проектов. Проблемная беседа может включать такую форму группового принятия решений, как дискуссия, которая предполагает общение на основе доводов и аргументов с целью найти истину путем сопоставления различных мнений. Оптимальное решение можно получить, используя: нахождение решения на основе обсуждения всех предложений, внесенных участниками в ходе заседания; выбор оптимального решения из двух или нескольких вариантов, заранее подготовленных к обсуждению; принятие решения, найденного руководителем до заседания, посредством убеждения сомневающихся в его правильности.
Проблемная беседа может включать «мозговой штурм» - способ работы группы, при котором первоочередной целью является нахождение новых вариантов решения задачи. Основой «мозгового штурма» становится проблема, которая не нашла приемлемого решения. Правила проведения штурма:
временно отказаться от оценки и критики идей и принимать все взгляды;
поощрять свободное течение идей – чем шире круг предлагаемых идей, тем лучше. На этом этапе практические идеи не являются ценностью;
достраивать, улучшать, модифицировать идеи других. Работать, смешивая идеи, до тех пор, пока не возникнет интересная комбинация;
записывать все идеи.
Схема проведения «мозгового штурма»
представляют проблему, предложенную для рассмотрения;
выдвигают идеи для решения проблемы;
руководитель совещания выбирает несколько идей для дальнейшей разработки;
на основе выбранных идей разрабатывают альтернативные варианты решений, применимые на практике.

Проблемные беседыЦель– коллективный поиск наилучших решений проблемы в кратчайшие сроки, вынесение на обсуждение хозяйственных проблем, рассмотрение организационных

Слайд 25Проблемные беседы
Факторы, препятствующие «мозговому штурму»
1. критика. Критикующий, как правило, мыслит стандартно,

что мешает искать оригинальные решения другим. Некорректная критика препятствует раскрытию оригинальных идей.
2. официальность и формальность;
3. разъяснение и обоснования;
4. пассивность участников совещания.

Факторы, способствующие появлению идей
1. доброжелательная и открытая атмосфера;
2. развитие и творческая переработка высказанных идей;
3. поиск аналогов соответствующих проблем и их решений;
4. активность участников беседы.

Проблемные беседыФакторы, препятствующие «мозговому штурму»1. критика. Критикующий, как правило, мыслит стандартно, что мешает искать оригинальные решения другим.

Слайд 26Вопросы в деловой беседе
Значение вопросов в деловой беседе
Вопрос – удобная форма

побуждения («Вы могли бы…?»);
С помощью вопросов привлекается внимание партнеров;
Вопросы несут определенную информацию;
С помощью вопроса можно наводить партнера на нужный ответ (содержащийся в самом вопросе, например, вопрос, требующий согласия);
Сразу после восприятия партнером вопроса его невербалика показывает отношение человека к теме вопроса и к задавшему вопрос;
Вопросы помогают разговорить партнера;
Правильно сформулированный вопрос позволяет дипломатично исправить ошибку в аргументации или поведении;
Вопросы создают основу для доверительных отношений.
Виды вопросов
Информационные – для сбора необходимых сведений: «Вы были вчера на собрании?», «В каком году вы окончили школу?»;
Контрольные – для проверки, следит ли партнер за вашей мыслью, достоверны ли его ответы: «Хотели бы вы перейти на другую работу?», «Вернулись бы вы на прежнее место работы?»;
Для ориентации – придерживается ли партнер ранее высказанного им мнения: «Есть ли у вас еще вопросы по этой теме?», «Поняли ли вы, какую цель мы при этом преследуем?»;
Подтверждающие – чтобы выйти на взаимопонимание, добиться одобрения: «Если я не ошибаюсь, вы считаете, что…?»;
Ознакомительные – для ознакомления с целями, мнением партнера: «Довольны ли вы…?»; «Каковы ваши цели относительно…?»;
Однополюсные – повторение вопроса партнера в знак того, что вы поняли, о чем идет речь и чтобы он это понял, и для выигрыша времени;
Встречные – при правильной постановке ведут к сужению разговора и подводят партнера к согласию: «Сколько стоит этот станок? – А за сколько вы хотите его купить?»;


Вопросы в деловой беседеЗначение вопросов в деловой беседеВопрос – удобная форма побуждения («Вы могли бы…?»);С помощью вопросов

Слайд 27Виды вопросов
8. Альтернативные – предоставляют возможность выбора;
9. Направляющие – если партнер

уклоняется от темы;
10. Провокационные – с целью установить, чего в действительности хочет партнер, и верно ли он понимает ситуацию: «Вы действительно считаете, что ваш станок в последующие три года будет еще конкурентоспособен?», «Вы уверены, что сможете еще длительное время продавать это изделие по такой цене?»;
11. Вступительные – позволяющие заинтересовать партнера, расположить к себе, могут содержать указание на возможное решение проблем партнера: «На вашем предприятии ежедневно наблюдаются простои… Вы позволите мне предложить решение этой проблемы?»;
12. Заключающие – для подведения итогов делового взаимодействия: «Смог ли я убедить вас в том, что…?»;
13. Косвенные – при опасении, что на прямой вопрос не будет дан искренний ответ: «как ваши коллеги оценивают трудовую дисциплину в организации?»
По характеру ожидаемых ответов

Виды вопросов8. Альтернативные – предоставляют возможность выбора;9. Направляющие – если партнер уклоняется от темы;10. Провокационные – с

Слайд 28Роль вопросов в деловой беседе
Как отвечать на вопросы?
1. Прежде чем отвечать

на вопрос, сделайте паузу (не менее 8 секунд).
2. Если вопрос оказался сложным по составу (т.е. состоящим из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части.
3. Если вопрос труден по содержанию, то:
а) попросите повторить вопрос; в нем могут измениться акценты, а то и весь смысл;
б) повторите вопрос так, как вы его поняли;
в) попросите несколько минут на размышление;
г) приведите аналогичный пример из собственного опыта.
4. Если вам задают вопрос открытого типа, уточните, какая конкретно информация интересует партнера.
5. Если при ответе вас неправильно поняли, необходимо немедленно исправить ситуацию и переформулировать свою мысль.
6. Если спрашивающий использует в своем вопросе негативные некорректные слова или предложения, то не надо при ответе их повторять.
7. На провокационные вопросы лучше не отвечать. Лучше перевести разговор на самого спрашивающего или на характер вопроса.
8. Используйте уловки для ухода от ответа на некорректный вопрос: ответом вопрос на вопрос; переадресовка, отправление к более компетентному лицу; игнорирование; перевод разговора на другую тему; «срочное дело»; демонстрация полного непонимания ситуации; негативная оценка самого вопроса; юмор, ирония, сарказм.
9. Чем эмоциональнее вопрос, тем короче должен быть ответ.
10. Чем больше спрашивающий переполнен эмоциями, тем спокойнее и хладнокровнее надо ему отвечать.


Роль вопросов в деловой беседеКак отвечать на вопросы?1. Прежде чем отвечать на вопрос, сделайте паузу (не менее

Слайд 29Самодиагностика
Умеете ли быть хорошим собеседником
Отметьте ситуации, которые вызывают у вас неудовлетворение

или досаду и раздражение при беседе с любым человеком будь то ваш товарищ, сослуживец, непосредственный начальник, руководитель или просто случайный собеседник.
Варианты ситуаций. Ситуации, вызывающие досаду и раздражение
1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово.
2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.
3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время разговора, и я не уверен, слушают ли меня.
4. Разговор с таким партнером часто вызывает чувство пустой траты времени.
5. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага его занимают больше, чем мои слова.
6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги.
7. Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и комментариями.
8. Что бы я ни высказал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.
9. Собеседник всегда старается опровергнуть меня.
10. Собеседник искажает смысл моих слов и вкладывает в них другое содержание.
11. Когда я задаю вопрос, собеседник заставляет меня защищаться.
12. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.
13. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться.
14. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посторонним: играет сигаретой,
протирает стекла очков и т. д., и я твердо уверен, что он при этом невнимателен.
15. Собеседник делает выводы за меня.
СамодиагностикаУмеете ли быть хорошим собеседникомОтметьте ситуации, которые вызывают у вас неудовлетворение или досаду и раздражение при беседе

Слайд 30Самодиагностика
16.Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.
17. Собеседник смотрит на

меня очень внимательно, не мигая.
18. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспокоит.
19. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.
20. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется беседой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.
21. Когда я говорю о серьезном, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.
22. Собеседник часто глядит на часы во время разговора.
23. Когда я вхожу в кабинет, он бросает все дела и все внимание обращает на меня.
24. Собеседник ведет себя так, будто я мешаю ему делать что-нибудь важное.
25. Собеседник требует, чтобы все согласились с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так думаете?» или «Вы не согласны?».
КЛЮЧ К ТЕСТОВОМУ ЗАДАНИЮ
Итак, процент ситуаций, вызывающих у вас досаду, раздражение, составляет:
70-100%. Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать.
40-70%. Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям, вам еще недостает некоторых достоинств хорошего собеседника: избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимания на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор.
10-40%. Вы хороший собеседник, но иногда отказываете партнеру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказывания, дайте ему время раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.
0-10%. Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать, ваш стиль общения может стать примером для окружающих.
Самодиагностика16.Собеседник всегда пытается вставить слово в мое повествование.17. Собеседник смотрит на меня очень внимательно, не мигая.18. Собеседник

Слайд 31Определение причин трудностей в отношениях с окружающими
Ответы «да» или «нет»
1. Считаете

ли вы себя бесспорно более компетентным, чем ваши коллеги и руководители? Намекаете ли вы им на это?
2. Стремитесь ли вы, критикуя, образумить ошибающихся или «отхлестать» их чтобы «впредь не повадно было»?
3. Нуждаетесь ли вы в полном контроле за всем происходящим в вашей организации?
4. Потребуете ли вы, чтобы почти все мероприятия получили вашу «визу»?
5. Не слишком ли длительны ваши выступления на совещаниях?
6. Присуща ли вам привычка безоглядно атаковать противников, чтобы оспорить их аргументы?
7. Испытываете ли вы потребность спорить? Быстро ли вы скатываетесь к спору в любой дискуссии?
8. Избегают ли окружающие обсуждать с вами свои замыслы?
9. А если обсуждают, — не ведут ли они разговор с самого начала в оборонительном или атакующем ключе?
10. Очень ли важны для вас внешние символы высокого положения и власти?
11. Уходите ли вы от ответственности в случае неудачи любой ценой?
12. Неохотно ли вы идете на предоставление другим тех же привилегий или символов власти, которыми обладаете сами?
13. Не слишком ли часто вы используете местоимение «я», рассказывая о своей деятельности?
14. Восхищаются ли ваши подчиненные вашей решительностью и квалификацией или тем, что в вашей организации и с вашей поддержкой они сами могут быть решительными и постоянно повышать свою квалификацию?
15. Ощущаете ли вы с горечью и разочарованием, что люди говорят о вас сдержанно и с, холодком, тогда как вам очень хочется, чтобы они любили вас?
Определение причин трудностей в отношениях с окружающими Ответы «да» или «нет»1. Считаете ли вы себя бесспорно более

Слайд 32Самодиагностика
КЛЮЧ К ТЕСТОВОМУ ЗАДАНИЮ
Если вы ответили положительно хотя бы на три

из пятнадцати вопросов, то не исключено, что некоторые «шершавые» грани вашего характера весьма болезненно воспринимаются окружающими.
Если вы дали шесть положительных ответов, то весьма вероятно, что ваши отношения с коллегами несколько напряженнее, чем вам хотелось бы.
О большем числе «да» нечего и говорить. Надо только подчеркнуть, что положительный ответ на любой из этих вопросов еще ни о чем не свидетельствует. Лишь в комплексе они обрисовывают профиль «шершавого» человека.
Пояснения к тесту
Но что делать, если вы действительно обладаете «шершавостью» характера? Конечно, понять это — значит, уже сделать большой шаг на пути к «выздоровлению»:ведь теперь вы будете знать, за какими чертами своего поведения надо следить особенно тщательно. Но перебороть себя в одиночку довольно трудно. Огромную помощь вам может оказать человек, которому вы безоговорочно доверяете : супруг, приятель, ваш руководитель или, наконец, специалист-психолог. Особенно полезно обратиться к специалисту, если ваш характер начал уже приносит вам серьезные проблемы.
СамодиагностикаКЛЮЧ К ТЕСТОВОМУ ЗАДАНИЮЕсли вы ответили положительно хотя бы на три из пятнадцати вопросов, то не исключено,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть