Презентация, доклад по чтению в 5-9 классах Использование приёмов мнемотехники (для коррекционной школы для детей с ОВЗ)

Содержание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ

Слайд 1К . Д. Ушинский писал:
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам

- он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету».
К . Д. Ушинский писал:«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно

Слайд 2
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ ПРИ ЗАУЧИВАНИИ СТИХОТВОРЕНИЙ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ  ПРИ  ЗАУЧИВАНИИ  СТИХОТВОРЕНИЙ

Слайд 3
Мнемотехника, или мнемоника,
в переводе с

греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
- связную речь
- мелкую моторику рук



Мнемотехника, или мнемоника,     в переводе с греческого - «искусство запоминания».Мнемотехника - это система

Слайд 4 Компьютерные технологии открыли для нас неограниченный доступ к

информации. На одном диске умещается 15 тысяч литературных произведений. Книжные магазины завалены книгами. Но! Возможности мозга остаются на прежнем уровне и слишком много людей не способны взять эту информацию, потому что не умеют работать с информацией, не умеют быстро читать, запоминать. В последнее время наблюдается катастрофический разрыв между стремительным ростом высоких технологий и прежней «впитываемостью» информации мозгом человека.     Мнемотехника значительно повысит обучаемость наших подопечных любым дисциплинам и даст им возможность не отставать от жизни, быть социализированными и интегрированными в обществе.



Компьютерные технологии открыли для нас неограниченный доступ к информации. На одном диске умещается 15

Слайд 5

Где можно использовать мнемоприёмы
Обогащение словарного запаса
Обучение пересказу
Составление рассказов
Разучивание стихотворений,


скороговорок, чистоговорок.

Отгадывание загадок

Где можно использовать мнемоприёмыОбогащение словарного запасаОбучение пересказуСоставление рассказов Разучивание стихотворений,   скороговорок, чистоговорок.Отгадывание загадок

Слайд 6




ПРИЕМЫ МНЕМОТЕХНИКИ
МНЕМОТАБЛИЦЫ
«ПРОДОЛЖИТЬ СТРОКУ»
МНЕМОИЛЛЮСТРАЦИИ



ПРИЕМЫ МНЕМОТЕХНИКИМНЕМОТАБЛИЦЫ«ПРОДОЛЖИТЬ СТРОКУ»МНЕМОИЛЛЮСТРАЦИИ

Слайд 7
1 приём: Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

На каждое выражение придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Например,




1 приём: Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое выражение придумывается картинка (изображение);

Слайд 81 этап:
Подбор (совместно с педагогом) схематических рисунков

для таблицы и рисование на готовых развёртках.

2 этап:
Многократное проговаривание строчек стихотворения по готовым схемам.

3 этап: Чтение стихотворения наизусть с использованием мнемотаблицы и без, хором и индивидуально.

4 этап: Домашнее задание: приклеить мнемотаблицу в тетрадь и повторить стихотворение наизусть.



Последовательность
работы с мнемотаблицей при изучении стихотворения

1 этап:    Подбор (совместно с педагогом) схематических рисунков для таблицы и рисование на готовых

Слайд 9
На 1 этапе после ознакомления со стихотворением и словарной работы каждому

раздаётся шаблон с одинаковыми квадратами. По горизонтали их число равно количеству строк в столбце. По вертикали количество рядов равно количеству столбцов. Например, этот шаблон для стихотворения из 3 четверостиший .




На 1 этапе после ознакомления со стихотворением и словарной работы каждому раздаётся шаблон с одинаковыми квадратами. По

Слайд 10

Порядок работы с

мнемотаблицей:
мотивация на запоминание наизусть за 1 урок;
раздача шаблонов каждому отдельно;
посчитать в тексте сколько строчек и сколько квадратов на шаблоне – количество должно совпасть!
чтение строчки;
придумывание схематического рисунка (простого и понятного для ребёнка);
рисование схематического рисунка в квадрате (учитель параллельно – на доске);
повторение строчки, соответствующей этому рисунку.

И так с каждой строчкой. Рассмотрим на основе стихотворения В. Орлова «Маленькое лето»


Порядок работы с мнемотаблицей: мотивация на запоминание наизусть за

Слайд 11
5 класс: В.Орлов.

Маленькое лето

До чего же лето
Мчится быстро –
Начинается
И сразу же кончается!

Паучок на нитке
Серебристой,
Словно маятник,
Под деревом качается.

Он качается,
Качается, качается,
Быстро летние каникулы
Кончаются!




5 класс:  В.Орлов.        Маленькое летоДо чего же летоМчится

Слайд 12Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы

не привлекать внимание на яркость символических изображений.






Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических

Слайд 132 приём: МНЕМОИЛЛЮСТРАЦИИ

Рассмотрим на примере изучения стихотворения
С.А. Есенина «Нивы

сжаты»
2 приём: МНЕМОИЛЛЮСТРАЦИИ Рассмотрим на примере изучения стихотворения С.А. Есенина «Нивы сжаты»

Слайд 141 этап

Учитель медленно читает текст, на экране сменяются слайды:

1 этапУчитель медленно читает текст, на экране сменяются слайды:

Слайд 202 этап


На экране появляются один за другим слайды, к которым обучающиеся

должны подобрать строчку стихотворения.
2 этапНа экране появляются один за другим слайды, к которым обучающиеся должны подобрать строчку стихотворения.

Слайд 21Нивы сжаты, рощи голы,

Нивы сжаты, рощи голы,

Слайд 22Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце

тихое скатилось.
Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось.

Слайд 23



3 прём: Продолжи строку


Рассмотрим на примере стихотворения В.В. Набокова «Дождь

пролетел..»
3 прём: Продолжи строку Рассмотрим на примере стихотворения В.В. Набокова «Дождь пролетел..»

Слайд 24



После предварительного изучения текста предлагается добавлять по
1 последнему слову в

строчке


Дождь пролетел и сгорел… .
Иду по румяной….
Иволги свищут, рябины …,
Белеют на ивах ….

Воздух живителен, влажен ….
Как жимолость …!
Кончиком наклоняется ...
и с кончика жемчуг… .

После предварительного изучения текста предлагается добавлять по 1 последнему слову в строчкеДождь пролетел и сгорел… .Иду по

Слайд 25



Далее предлагается добавлять по 2 последних слова и т.д.
Дождь пролетел …

.
Иду по ….
Иволги свищут …,
Белеют ….

Воздух живителен ….
Как …!
Кончиком ….
и с кончика … .
Далее предлагается добавлять по 2 последних слова и т.д.Дождь пролетел … .Иду по ….Иволги свищут …,Белеют ….Воздух

Слайд 26
При использовании элементов мнемотехники при заучивании стихотворений у детей:
появляется интерес

к заучиванию стихов, скороговорок, загадок;
уменьшается количество времени для запоминания;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.



Результаты

При использовании элементов мнемотехники при заучивании стихотворений у детей: появляется интерес к заучиванию стихов, скороговорок, загадок; уменьшается

Слайд 27Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.;
№3,10,12 за 2001г.;

№4,12 за 2002г; № 9 за1996.
Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление».
Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005
Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А.
«Составление описательных рассказов по опорным схемам»
Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, 2005.
Тихомирова Л.Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005
Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.

Источники

Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г.; 	№3,10,12 за 2001г.;  №4,12 за 2002г; № 9 за1996.Ильина

Слайд 28Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть