Презентация, доклад опыта работы на тему

Содержание

Информация об опытеОдним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному, в основе которого лежит индивидуально – личностный принцип, определяющий положение ребёнка как активного субъекта в учебно-воспитательном процессе.Создание условий, позволяющие личности

Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Корочанская средняя общеобразовательная школа имени Д.К.Кромского Корочаского

района Белгородской области

Интеллектуальное развитие школьников посредством реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку.
Из опыта работы
учителя русского языка и литературы Шабельниковой Н.П.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Корочанская средняя общеобразовательная школа имени Д.К.Кромского Корочаского района Белгородской области Интеллектуальное развитие школьников

Слайд 2Информация об опыте
Одним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход

от традиционного обучения к личностно-ориентированному, в основе которого лежит индивидуально – личностный принцип, определяющий положение ребёнка как активного субъекта в учебно-воспитательном процессе.
Создание условий, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе интеллектуальные, по мнению автора, являются определяющим в единстве обучения и воспитания и стимулируют учащихся к применению знаний в повседневной жизни.

Информация об опытеОдним из важнейших условий возникновения данного опыта явился переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному, в

Слайд 3Актуальность опыта
Данный педагогический опыт позволяет преодолеть такие, стоящие перед современной педагогической

наукой, проблемы, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное развитие интеллектуальных способностей ребенка. 
При анализе учебного материала, решении проблемных ситуаций у школьника могут возникать затруднения с аналитической работой,  с выделением причинно-следственных связей.  Вызвано это, прежде всего, несоответствием объема информации, которую должен освоить ребенок, и отводимым на это учебным временем в условиях концентрического подхода; уровнем материала и его адаптированности соответствующему возрасту.  Как результат –  перегруженность детей,  бессистемность знаний, недостаточно высокий (а порой низкий) уровень культуры лингвистического и литературоведческого мышления участников образовательного процесса.
 

Актуальность опытаДанный педагогический опыт позволяет преодолеть такие, стоящие перед современной педагогической наукой, проблемы, без решения которых невозможно

Слайд 4Ведущие педагогические идеи опыта:
научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы,

привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, уметь устанавливать причинно-следственные связи.
Творческий процесс в любой интеллектуальной среде не может осуществляться без участия целостной,  интересной личности. Создание условий для интеллектуальной и творческой деятельности является основой реализации личностно-ориентированного подхода в образовании. 

Ведущие педагогические идеи опыта: научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания

Слайд 5Этапы формирования опыта:
Январь 2011г. - май 2012г.

Поиск, формулирование и обоснование темы
Сентябрь 2012г. - май 2013г.
Развитие и систематизация опыта
Сентябрь 2013 - май 2014г.г.
Анализ результатов и совершенствование опыта
Сентябрь 2014 - май 2015г.г.
Обобщение опыта

Этапы формирования опыта: Январь 2011г. - май 2012г.	    Поиск, формулирование и обоснование темыСентябрь 2012г.

Слайд 6Диапазон опыта
Область применения опыта достаточно широка. Это и конкретный урок, и

использование отдельных педагогических ситуаций на различных уроках (объяснение нового материала, закрепление изученного, контроль знаний), при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку, подготовка к итоговому сочинению, и внеклассная работа по предмету, и воспитательные мероприятия.
Диапазон опыта Область применения опыта достаточно широка. Это и конкретный урок, и использование отдельных педагогических ситуаций на

Слайд 7Теоретическая база опыта
философская концепция ценностного подхода к человеку,  признания прав, свободы

и достоинства   человека, положения об активной роли растущего человека в процессе собственного личностного становления, положения гуманистической психологии и педагогики самоактуализирующейся  личности.    (К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Маслов),
положение о социальной ситуации развития ребенка,  о зонах развития,  о необходимости сотрудничества ребенка и взрослого, об установлении зависимости результатов личностного развития от обучения, технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова,    в которой основное внимание обращается на развитие интеллектуальных способностей и познавательного интереса ребенка;
теория поэтапного формирования умственных действий,  созданную в работах П.Я.Гальперина и его последователей;
принципы личностно-ориентированного обучения  (И.С.Якиманская),  реализация которых позволяет максимально выявить,  использовать, «окультурить»  субъектный опыт ребенка и помочь личности познать себя, самореализоваться, развить индивидуальные познавательные способности;
  технология  «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Ч.Темпл,  Д.Стил, К.Мередит),  направленную на активизацию индивидуальных умственных процессов,  развитие аналитического мышления обучающихся.
Теоретическая база опытафилософская концепция ценностного подхода к человеку,  признания прав, свободы и достоинства   человека, положения об активной

Слайд 8Сущность опыта
Методологические основы опыта строятся на таких важных компонентах, как:
Интеллект —

это совокупность определенных качеств индивида, обеспечивающих его способность к мыслительной деятельности.К такого рода качествам относятся способность к анализу, синтезу, обобщению и абстрагированию, наличие которых означает, что интеллект обладает достаточной гибкостью мышления и творческим потенциалом.
С качествами развитого интеллекта органически сочетается такой его компонент, как эрудиция, представляющая собой определенную сумму знаний из различных областей науки и искусства.
Интеллектуальное развитие заключается в умении анализировать факты,  рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения; выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся
 

Сущность опыта Методологические основы опыта строятся на таких важных компонентах, как:Интеллект — это совокупность определенных качеств индивида,

Слайд 9Новизна опыта
Новизна опыта заключается в создании системы применения форм, методов и

средств развития интеллектуальных способностей личности в учебно-воспитательном процессе путём личностно-ориентированного обучения с применением коллективных и групповых форм работы, что способствует формированию целостной картины мира у обучающихся, пониманию связей между явлениями в обществе, в природе и мире целом.

Новизна опыта Новизна опыта заключается в создании системы применения форм, методов и средств развития интеллектуальных способностей личности

Слайд 10Технология опыта Цель педагогической деятельности
Целью педагогической деятельности является формирование высокообразованной, интеллектуально

развитой личности с целостным представлением картины мира, наделённой не только суммой определённых знаний, но и способной любить прекрасное и правильно понимать его, имеющей художественный вкус и привычку к труду.

Технология опыта  Цель педагогической деятельности Целью педагогической деятельности является формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным

Слайд 11 задачи педагогической деятельности
- формирование устойчивого познавательного интереса к предмету на

основе активизации творческой мыслительной деятельности на уроках и внеклассных занятиях;
- введение в педагогическую практику такой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволила бы ученику активировать свою творческую деятельность;
- использование наряду с традиционными формами активных форм учебных занятий;
- создание условий для реализации обучающимися своего творческого потенциала;
- использование разнообразных способов и приёмов, направленных на развитие интеллектуальных способностей обучающихся.
задачи педагогической деятельности- формирование устойчивого познавательного интереса к предмету на основе активизации творческой мыслительной деятельности на

Слайд 12Содержание образования
В основе педагогического опыта лежит теоретическая модель методической системы формирования

интеллектуальных способностей. Она отражает целостность процесса развития интереса к изучению языкового материала и взаимосвязь его компонентов. Методическая система отражает закономерности процесса обучения:
Социальную обусловленность.
Взаимосвязь воспитания, образования, развития.
Постоянную мотивацию учения и развитие всех сфер личности.
Содержание образования В основе педагогического опыта лежит теоретическая модель методической системы формирования интеллектуальных способностей. Она отражает целостность

Слайд 13Содержание образования
Важная задача опыта - развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование

навыков самостоятельной учебной деятельности. Решение этой задачи обеспечивается применением проблемно ‑ исследовательского подхода к обучению.
Ученические научно-исследовательские проекты являются средством приобщения учащихся к языковому исследованию. Они оказывают серьёзное влияние на их профессиональный выбор.
Так же широко используются разнообразные формы организации обучения: уроки, дидактические и ролевые игры, семинары, конференции, групповая работа по решению филологических проблем, исследования экспериментального характера. Расширение содержания образования осуществляется за счёт проведения факультативов и элективных курсов.
Содержание образования Важная задача опыта - развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности. Решение

Слайд 14Содержание обучения
Для развития интеллектуальных способностей автор использует словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые,

дедуктивные и индуктивные методы.
Учитель применяет на своих уроках различные упражнения на развитие интеллектуальных способностей: буриме, лимерики, загадки, словесные игры, сочинение историй.
Содержание обученияДля развития интеллектуальных способностей автор использует словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, дедуктивные и индуктивные методы.  Учитель

Слайд 15Содержание обучения
Использование коллективного способа обучения (групповая работа, работа в парах сменного

состава). Такая форма работы особенно оправдывает себя на уроках обобщения изученного материала, на уроках-зачётах, уроках-семинарах. Решая совместно поставленную задачу, группа занимается сотрудничеством, сотворчеством. Здесь каждый работает на каждого. Учащиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями.
Содержание обученияИспользование коллективного способа обучения (групповая работа, работа в парах сменного состава). Такая форма работы особенно оправдывает

Слайд 16Содержание обучения
Работа с текстами учебников также требует новых подходов. Информационный подход в

обучении
Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование техники активно-продуктивного чтения, учитель проектирует постановку перед учениками ряда учебных задач, которые превращают их в исследователей. Ученикам при работе с текстом предлагается выполнить ряд заданий по технологической карте. Самостоятельное чтение превращается в увлекательное и познавательное дело.
Большое значение учитель придаёт научно- исследовательской деятельности учащихся , в которую входит:
— работа со справочной литературой;
— исследование языкового материала художественных текстов;
— комплексный, лингвистический, филологический анализ текстов
Методы и формы:
— написание исследовательских работ, рефератов (Приложение №10);
— участие в творческих конкурсах;
— участие в научно-практических конференциях.

Содержание обученияРабота с текстами учебников также требует новых подходов. Информационный подход в обучении Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на

Слайд 17Результативность
Опыт показывает, что работа дала положительные результаты:
- отмечен рост интереса к

предмету, коммуникативной активности;
- наблюдается стабильное повышение качества образования обучающихся;
- повысился уровень творческой активности;
- отмечена результативность участия в творческих конкурсах.

Результативность Опыт показывает, что работа дала положительные результаты:- отмечен рост интереса к предмету, коммуникативной активности;- наблюдается стабильное

Слайд 18Уровень интеллектуального развития обучающихся (на примере одного класса)
Уровень интеллектуального развития был исследован

с помощью методов диагностирования, бесед, анкетирования. Изменения в интеллектуальном развитии у обучающихся отслеживались по методике ШТУР в модификации Т.Резапкиной:

Вывод: результаты исследований показывают, что уровень интеллектуального развития имеет тенденцию к повышению.

Уровень интеллектуального развития обучающихся (на примере одного класса) Уровень интеллектуального развития был исследован с помощью методов диагностирования,

Слайд 19Уровень развития творческой активности






Изменения в сформированности у обучающихся творческой активности отслеживались


по методике М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова, Б. С. Алишева, Л. А. Воловича.



















Вывод: результаты исследований показывают, что уровень развития
творческой активности имеет тенденцию к повышению.

Уровень развития творческой активности Изменения в сформированности у обучающихся творческой активности отслеживались по методике М. И. Рожкова,

Слайд 20 участие в творческих конкурсах. олимпиадах

участие в творческих конкурсах. олимпиадах

Слайд 21участие детей в творческих конкурсах, олимпиадах, филологических чемпионатах.

участие детей в творческих конкурсах, олимпиадах, филологических чемпионатах.

Слайд 22участие детей в творческих конкурсах, олимпиадах, филологических чемпионатах

участие детей в творческих конкурсах, олимпиадах, филологических чемпионатах

Слайд 23Вывод:
анализ результатов успеваемости обучающихся свидетельствует о положительной динамике учебных достижений, что

создаёт условия для успешной социализации выпускника.
Результаты опыта свидетельствуют о том, что автором были созданы необходимые условия воспитания нравственно - эстетических качеств обучающихся через творческую деятельность, о чём свидетельствует эффективность образовательного процесса.
Вывод:анализ результатов успеваемости обучающихся свидетельствует о положительной динамике учебных достижений, что создаёт условия для успешной социализации выпускника.Результаты

Слайд 24Библиографический список
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. –

Минск: Университетское, 1990.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Кн. Для учителя.- М.: Новосибирск, 1994
Беленький Г.И. , Лыссый, Крупина Н.Л. и др. Совершенствование преподавания литературы в школе: Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1986.
Крюкова Е.А. Игра в системе личностно-развивающих технологий // Герялт (Просвещение). – 1998. - №1.
. Курдюмова Т. Ф., Збарский И.С, Полухина В.П и др. Проблемы преподавания литературы в средней школе: Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1985
Селезнева Л.Б. Русское правописание. (Задачи, алгоритмы, упражнения):Учебное пособие.-М.:Высш.шк.,1997.
Селезнева Л.Б. Русская орфография: алгоритмизированное обучение. Учебное пособие. С-П. Спец.лит., 1997.
Селезнева Л.Б. Интенсивный курс русской пунктуации. Учебное пособие. С-П.. Спец. Лит., 1997.
Шульгина Н.П. Личностно ориентированное обучение на уроках повторения в 7 классе //Русская словесность. - 2002-№2,- С. 49-53. (0.4 п.л.)
Шульгина Н.П. Текст на уроках итогового повторения //Русский язык в школе. - 2002. - №2. - С. 18-23 (0,5 п.л.)
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000 – 176 с.

Библиографический списокАмонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – Минск: Университетское, 1990.Аникеева Н.П. Воспитание игрой:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть