Слайд 1Опыт работы учителя русского языка и литературы Андриановой Е.Д.
МОУ Сосновская
общеобразовательная школа №2
Слайд 2Компетентностно-ориентированный подход как средство повышения эффективности обучения русскому языку и литературе
Единственный
путь,
ведущий к знанию,-
деятельность.
Бернард Шоу
Я услышал, и я забыл,
Я увидел, и я запомнил,
Я сделал, и я понял.
Китайская притча
Слайд 3Актуальность
Информационный взрыв (количество информации удваивается каждые 15 лет); на человека
обрушилась лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение по поводу ее использования.
Развитие бизнес-сообщества и изменения, происходящие на рынке труда. Понятие компетентность давно используется в сфере юриспруденции, управлении.
Российская школа находится не на лидерских позициях, особенно если производится сравнение не по количеству знаний, а по способности применения их в новых ситуациях.
Повышенное внимание к совершенствованию процесса образования, воспитания;
Слайд 4Проблемы
Практическая проблема: воспитание человека, предприимчивого , творческого, самостоятельного, ответственного, коммуникабельного, способного
видеть и решать проблемы индивидуально и в группах, готового и способного постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно находить и использовать нужную информацию, работать в команде.
Исследовательская проблема: обозначенная практическая проблема требует апробации различных форм работы,в основе которых лежит самостоятельность и ответственность за результаты самих учеников.
Слайд 5Теоретические основы
Методологические основы: Идея активного обучения (Сократ, Пифагор, Я.А.Коменский, Ж.Ж. Руссо),
идея развивающего обучения Д.Б.Эльконин и В.В.Давыдов), методика работы со словом (Л.С.Айзерман), идея восприятия языка художественной литературы как носителя культурной нормы (работы В.В. Виноградова и др.), стимулятивно-мотивационный метод (Введенская Л.А.), исследовательский метод (В.Н.Бороздун, Л.А.Бороздун)
Теоретическая основа: исследования психологов и педагогов (В.В.Краевский, М.Н.Скаткин, И.Я. Лернер, Г.П.Шедровицкий, В.В.Давыдов).
Дидактическая основа: компетентностный подход в преподавании русского языка и литературы, направленный на формирования ключевых компетенций личности.
Слайд 6Цель опыта
Формирование ключевых компетенций школьника как основы становления личности
Слайд 7Задачи опыта:
Создание обстановки сотрудничества ученика и учителя.
Развитие различных типов мышления.
Развитие умений,
влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества.
тщательный отбор материала и способов его подачи.
Слайд 8Технологии
Развивающее обучение
Проблемное обучение
Развитие критического мышления
Дифференцированный подход к обучению
ИКТ
Здоровьесберегающие
Слайд 9Принципы обучения
Креативность
Усвоение знаний в системе
Нетрадиционные формы уроков
Использование наглядности
Слайд 10Приёмы и методы обучения
Метод проектов
Мозговая атака
Групповая дискуссия
Кластеры
Синквейн
Эссе
Исследование текста
Работа с тестами
Нетрадиционные формы
домашнего задания
Медиапроекты
Слайд 11Классификация нестандартных уроков
Урок - семинар
Урок - лекция
Урок – беседа
Урок - практикум
Урок -экскурсия
Урок - исследование
Урок – игра
Урок - КВН
Урок - защита проекта
Урок – диспут
Урок - конференция
Урок - театрализованное представление
Урок - маскарад
Урок – путешествие
Урок - зачет
Слайд 12Тема урока:«Дефисное и слитное написание сложных прилагательных»
Тип урока: закрепление нового материала.
Форма
проведения: групповая с игровыми элементами.
Цели урока:
познавательный аспект:
1
1) учащиеся должны знать условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различения слитного и раздельного написания слов;
2) учащиеся должны уметь воспроизводить полученные знания по данной теме, правильно писать сложные прилагательные;
развивающий аспект:
1)развитие интеллекта ( умение анализировать, обобщать, выделять существенные признаки, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию);
2)развитие умения грамотно, аргументированно и связно формулировать ответы;
3)развитие сенсорной (визуальной) сферы;
воспитывающий аспект:
1)воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к труду;
2)воспитание чувства коллективизма, дружбы как нравственных начал человека;
3)воспитание умения видеть красоту окружающего мира, желания использовать сложные прилагательные в своей речи.
Оборудование:
- раздаточный материал;
- презентация Power Point.
Технологии:
- развитие критического мышления;
- элементы здоровьесберегающей;
- ИКТ.
Слайд 13Тема: «Р/р Устное публичное выступление о произведениях народного промысла».
Тип урока: развитие
связной речи.
Форма проведения: заочная экскурсия.
Цели урока:
познавательный аспект:
- знать народные промыслы;
-уметь использовать в своей речи слова, связанные с народно-прикладным искусством;
- уметь ориентироваться в информационном пространстве, собирать материал к выступлению;
развивающий аспект:
-развитие письменной и устной речи;
- развитие мышления (умение анализировать, выделять главное), творческого потенциала детей;
воспитывающий аспект:
-воспитание уважения и интереса к русским народным промыслам, любви к малой родине;
- воспитание чувства ответственности и сознательного отношения к труду;
- содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств.
Оборудование: выставка изделий народно-прикладного искусства Хохломы, Жостово, Дымкова; выставка иллюстраций Хохломы, Дымкова; выставка книг, используемых при подготовке к уроку.
Предварительная подготовка к уроку: класс делится на три группы (научные группы, которые будут заниматься подбором экспонатов для зала музея). В течение десяти дней ученики подбирают материал, учитель консультирует по отдельным вопросам.
Технологии: - метод проектов
-элементы развития критического мышления
-элементы здоровьесберегающей.
Слайд 14Тема урока: «Повторение изученного материала по теме «Имя прилагательное».
Тип урока: обобщение
учебного материала.
Форма проведения: урок – игра
Цели урока: 1.
Учащиеся должны знать: значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного;
правила написания гласных в окончаниях имен прилагательных и имен существительных с основой на шипящую и Ц;
правила написания кратких прилагательных с основой на шипящую, правила употребления Ь знака на конце существительных после шипящих;
выделять имена прилагательные как члены предложения;
находить прилагательные, являющиеся постоянными эпитетами;
учащиеся должны уметь отличать имя прилагательное от слов других частей речи.
2.
Развитие интеллекта (умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию), интереса к произведениям устного народного творчества;
правильно выражать мысли;
выразительно читать художественные тексты;
определять и объяснять понятия “тропы”.
3.
Воспитание уважения к хлебу; к людям, выращивающим хлеб;
воспитание любви к природе, умение видеть прекрасное.
Тип урока: урок-практикум.
Технологии: - развитие критического мышления
- элементы здоровьесберегающей
Слайд 15Результативность опыта
(внутренняя)
Согласованность целей обучения, поставленных педагом, с собственными целями учащихся, т.к.
самостоятельность школьников с каждым годом возрастает.
Подготовка учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем.
Подготовку учащихся к успеху в жизни.
Повышает степень мотивации учения.
Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.
Слайд 16Результативность опыта
(внешняя)
Слайд 17Учительство - не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий
подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство - когда в глазах холодных
Зажжется понимания заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.
Осыпанный цветным дождем, букетов
И озаренный блеском сотен глаз,
Прими, учитель, не слова привета,
А часть души от благодарных нас!