Слайд 1Почему А — первая буква алфавита?
Слайд 2Исходная идея современного урока - формирование у обучающихся ключевых компетенций как
основного образовательного результата.
Исходная идея современного урока - формирование у обучающихся ключевых компетенций как основного образовательного результата. Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности. Концепция “ключевых компетенций” уже была принята Советом Европы в 1996 году как образовательный результат.
Слайд 3Ключевые компетенции –
это определённые обществом, самой личностью способности,
умения, которые помогают человеку в любой ситуации достичь положительных результатов как в личной, так и в профессиональной сферах жизни.
А. В. Хуторской в своих исследованиях выделил следующие группы ключевых компетенций отечественного образования:
ценностно-смысловые
общекультурные
учебно-познавательные
информационные
коммуникативные
социально-трудовые
личностного самосовершенствования
Слайд 4Главный критерий качества урока
не зрелищность, не применение разнообразных видов работы,
не
безмерный артистизм учителя, а достижение целей урока.
Сверхзадача: творческая самореализация ученика, раскрытие его
индивидуальной образовательной траектории с помощью деятельности
по созданию образовательных продуктов
Проверьте себя:
На что направлена деятельность ученика?
То, что они делают, значимо для них, востребовано ли это в
современном обществе?
Где и в чем выражается применение их сегодняшнего опыта
Слайд 5 Базовыми технологиями, поддерживающими компетентностно-ориентированное обучение являются:
Технология проблемного обучения;
Технология проектного обучения;
Технология развития критического мышления;
Технология когнитивного обучения;
Технология обучения в глобальном информационном сообществе;
Технология интерактивного обучения
Лично-ориентированное обучение также поддерживается особыми педтехнологиями
Изучи их и определи свои приоритеты
Слайд 6Чему учить?:
Учить мыслить, предполагать, ошибаться (не
боясь ошибок);
спорить, не уходя в схоластику, доказывая свою точку зрения;
умению слушать и слышать; использовать в своих интересах весь опыт человечества; сохранять, приумножать и творить культуру, основываясь на социокультуре и этнокультуре.
Как учить?
Не учить, а демонстрировать
Приёмы рационального использования резервов мозга;
Приёмы работы с информацией;
Представлять возможность - учиться самим, выражаясь в письменной
и устной речи;
Научиться самостоятельно переходить из пассивных речевых форм
(чтение и слушание) в активные (говорение и письмо).
Слайд 7Урок – это проект . Он долгосрочен , затратоемок, а его
результат непредсказуем
Используй технологию проектов
Проект-урок - это совместная работа учителя и учеников + родителей и…
Используй технологию КТД
Урок должен быть конкурентоспособным.
Определи критические факторы успеха и организуй их достижение.
Урок должен быть интерактивным.
Используй креативные техники. Познакомься с опытом Э. де Боно
Слайд 8
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная - ученик выступает
в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)
2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)
3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Слайд 9Урок может быть эвристическим
Главный результат урока: инсайт, озарение, попадание в творческую
воронку
Сверхзадача: развитие личных образовательных траекторий каждого индивидуума
Главный принцип:
ВСЕ, ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ СКАЗАТЬ, СПРОСИ СНАЧАЛА У УЧЕНИКОВ!
Ключевое слово: ПОЗНАЙ!
NB! Познакомься с опытом центра дистанционного
образования «Эйдос» и трудами его руководителя – А.В. Хуторского: http://www.eidos.ru
http://www.khutorskoy.ru
Слайд 10Эвристическое обучение – это обучение, при котором главная задача ученика –
сконструировать собственный смысл, цели и содержание образования, а также процесс его организации. В эвристическом обучении ученик изначально конструирует знания в исследуемой области реальности, опираясь на личный образовательный потенциал и эвристическую технологию деятельности.
Слайд 11NEW!
Отличие от
проблемного и развивающего
обучения
Целью эвристического обучения является не передача ученикам опыта прошлого, не усвоение знаний, правил, законов, которые излагает учитель, а создание ими личного опыта и продукции, ориентированной на конструирование будущего в сопоставлении с известными культурно-историческими аналогами.
Объектами поисковой познавательной деятельности в эвристическом обучении являются не только проблемы и задачи, но и сами учащиеся, их индивидуальный личностный потенциал, креативные, когнитивные, рефлексивные процедуры и виды деятельности. Эвристическое обучение приводит также к развитию не только учеников, но и учителей, которым приходится организовывать учебный процесс часто в ситуациях «незнания» истины.
В отличие от развивающего обучения (В. В. Давыдов, Л. В. Занков), эвристическое ставит и решает качественно новую задачу: развитие
не только ученика, но и траектории его образования, включая развитие целей, технологий, содержания образования.
Слайд 12 Формы и методы эвристического обучения
это те, основной задачей
которых является создание учащимися новых образовательных продуктов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др. К эвристическим формам занятий относятся:
эвристические уроки,
олимпиады,
погружения,
деловые игры,
очные и дистанционные проекты,
интерактивные формы обучения,
творческие защиты.
Слайд 13 Методы эвристического обучения:
Метод смыслового видения.
Метод символического видения
Метод образного
видения.
Метод придумывания. - Метод “Если бы…
Метод эвристических вопросов
Метод гиперболизации
“Мозговой штурм”
Метод морфологического ящика
Метод инверсии
метод синектики
метод агглютинации
Слайд 14Технология опыта
определение объекта эвристической ситуации, а также связанной с
ним проблемы
формулирование открытого задания, направленного на рассмотрение проблемы – процесс создания учащимися образовательного продукта
демонстрация образовательного продукта – связь с культурно-историческими аналогами – сравнение, сопоставление и классификация образовательных продуктов
рефлексия по осознанию и усвоению применённых способов познания
Слайд 15Эвристические образовательные ситуации
Ключевым технологическим элементом эвристического бучения является эвристическая
образовательная ситуация , ситуация актуального активизирующего незнания, выступающая своеобразной альтернативой традиционному уроку.
Цель - обеспечение рождения учениками личного образовательного результата в ходе специально организованной деятельности. Выделяют ситуацию ориентирования, ситуацию поиска, ситуация преобразования, ситуацию интеграции через выполнение открытых заданий – проблем с заранее неизвестным для учителя и учеников решением
Эвристические ситуации создают основу для исследовательской работы учащегося, предполагающей поиск различных, неоднозначных, решений.
Слайд 16
Как составить эвристическое( открытое) задание ?
Эвристическое задание – учебное задание,
имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности. Его признаки:
открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения. Поэтому другое название эвристических заданий - открытые задания.
опора на творческий потенциал ученика, обеспечение развития его творческих (эвристических) способностей
наличие в задании актуальной для решения проблемы, противоречия или потребности, касающейся ученика и принадлежащей заданной предметной (метапредметной) области
сочетание универсальной предметной основы задания и уникального его рассмотрения учеником. Т.е. в задании предлагается рассмотреть общий для всех объект (предмет), используя индивидуальные (личностные) особенности ученика. В результате обеспечивается уникальность создаваемого образовательного продукта - результата выполнения эвристического задания".
Слайд 17Слабые
места
стандартного задания:
отсутствие ориентации на продуктивную деятельность
реальные образовательные объекты подменяются
их моделями без необходимости
основные методы деятельности – репродуктивные
формулировка задания стандартна
образовательная значимость прослеживается на уровне ЗУН,
но не на уровне компетентностного подхода
задание отчуждено от личного опыта и личных потребностей учащегося
практическая значимость данного задания невелика.
Слайд 18Примеры эвристических заданий по психологии для 10-11 классов
1.Моё «Я»
Создай слоган для
самопрезентации. Используй рифму, сделай его оригинальным, отражающим тему.
2.Писатель
Напиши оду своей душе. Для этого проанализируй, какими личностными качествами ты обладаешь.
3.Исследователь
Придумай оригинальный способ измерения скорости движения мысли человека.
4.Детектор лжи
Разработай на основе внешних неосознанных реакций человека детектор лжи.
5.Алфавит жестов
Создай алфавит жестов, используемых человеком для общения. Сделай его наиболее широким и точным по описанию.
Слайд 19Для взрослых
1.Семья
Слово «семья» состоит из двух «семь» и «я». Напишите кто
эти семь? Используйте свои представления о семье.
2.Внимание
Нарисуйте траекторию развития внимания у человека. Для этого вспомните основные точки возрастных изменений внимания.
3.Эмпатия
Посоветуйте, что необходимо учитывать человеку при принятии другого человека. Проанализируйте ситуации вашей жизни и выделите главное. Напишите рекомендации.
4.Карта личности
Составьте карту развития личности человека и отметьте точку своего развития в настоящее время.
5.Кроссвордореализация
Составьте кроссворд, включив в него как можно больше слов, связанных с самореализацией человека.
6.Моделирование
Создайте модель процесса памяти человека в виде схемы.
Слайд 20Типология эвристических заданий
Базовым основанием типологии заданий выступают эвристические качества личности
и соответствующие им виды деятельности:
1. Задания когнитивного типа
2. Задания креативного типа
3. Задания оргдеятельностного типа
задания когнитивного (англ. cognitive — познавательный, лат. cognitio — знание, познание] типа:
Научная проблема. Решение реальной проблемы, которая существует в cooтветствующей изучаемому предмету науке или другой области деятельности, например: предложите свою версию происхождения алфавита; докажите математическую закономерность или теорему; предложите версию происхождения земли (человека, государства, алфавита, отдельных слов, конкретных культурных традиций).
Слайд 21
«Восстановление» истории. Выяснение причин сложившейся ситуации, например: «Объясните причины применения десятеричной
системы счисления при измерении расстояний, а двенадцатиричной — при измерении времени»; «Объясните графическую форму букв (цифр, нот), их взаимосвязь и последовательность».
Доказательство. Поиск способов подтверждения версий или знаний, например «Докажите или опровергните существование богов (духов, домовых)». Например «Найдите общие элементы в орнаментах (традициях, языках) разных культу])». «Отыщите общие принципы строения различных государств».
Общее в разном. Вычленение общего и отличного в разных системах, например в разных типах языков: иностранных языках, языках мимики, жеста, цвета, музыки, чисел, форм.
Перевод. Перевод с языка одного предмета на другой: нарисовать музыку, «оживить» число, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы.
Разнонаучное познание. Одновременная работа с разными способами исследования одного и того же объекта — естественнонаучными, гуманитарными, социологическими. Например: «Выясните, что есть общего в цвете и музыке (в числах и геометрических фигурах)».
Слайд 22 Задания оргдеятельностного типа:
Цели. Разработать цели своих занятий по каждому из изучаемых
курсов (разделов) на день, четверть, год.
Планы. Разработать план домашней, классной или творческой работы. Составить индивидуальную программу занятий по курсу.
Рефлексия. Осознать свою деятельность (речь, письмо, чтение, вычисления, размышления) на протяжении определенного участка времени. Вывести правила и закономерности этой деятельности.
Оценка. Написать рецензию на текст, фильм, работу другого ученика; подготовить самооценку (качественную характеристику) своей работы по определенной теме за определенный период.
Слайд 23Критерии оценки эвристического задания
1. Креативная зажигательность задания – степень побуждения учащегося
к выполнению задания через увлекательную форму задания, преамбулу и т.п. Наличие в задании условий для вдохновения, озарения, инсайта.
2. Эвристичность задания – сила «творческой воронки», в которую задание погружает ученика. Нацеленность на создание учеником открытия, субъективно или объективно нового образовательного продукта.
3. Образовательная значимость – роль задания в обеспечении общеобразовательной подготовки ученика по предмету, по которому проводится олимпиада.
4. Технологичность задания – заложенный в задании подход, алгоритм или инструментарий его выполнения. Обеспечение возможности выбора разных способов выполнения задания (открытость задания).
5. Человекосообразность задания – предпосылки для личностной самореализации ученика, проявления его индивидуальности, самобытности.
6. Практическая значимость задания – востребованность, актуальность его выполнения для ученика или других заказчиков.
Слайд 24Что такое образовательный продукт?
Материализованные: сочинения, газеты, интервью, буклеты, поделки, тексты, инструкции,
закладки, рисунки…
Нематериализованные:
Изменение личностных качеств ученика
Слайд 25Является ли Ваш урок отражением Вашего педагогического кредо? Если да, то
в чём оно заключается?
Чем определялся Ваш выбор содержания (темы) урока и технологии его проведения?
В процессе самоанализа не следует перечислять последовательно всю структуру урока. Важно пояснить, почему именно такая структура была выбрана для данного урока. Оправдала ли она себя?
Какие средства и приёмы, использованные на данном уроке, оказались, на Ваш взгляд, наиболее эффективными? А какие нет? Почему Вы так считаете?
Что удалось, и не мене важно, что не удалось реализовать из задуманного Вами? Почему?
Считаете ли Вы, что в этом уроке нужно было бы что-то изменить? Если да, то, что именно и почему?
Рефлексия учителя
Цели : вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты
Слайд 26Рефлексия ученика
Что мне больше всего понравилось на уроке?
В решении какого вопроса
я был наиболее активен? Благодаря чему?
Что мне не удалось выполнить и почему?
Добился ли я своей цели?
Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился?
Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?
Что нового я узнал на уроке?
Слайд 27 Приведенные задания формируют у учащихся умения и навыки поиска
ответа за пределами известного образца. Пробуждение духа поиска соответствует образу человека XXI века, а потому применение эвристики, развивающей мыслительные и творческие способности личности ,эффективно в преподавании различных предметов.
Эвристические ситуации создают основу для исследовательской работы учащегося, предполагающей поиск различных, неоднозначных, решений. Такая деятельность, безусловно, учит ребёнка умению существовать в обществе.