Слайд 1МБОУ ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА ШУМИЛИНСКАЯ СОШ
ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
РУССКОГО ЯЗЫКА
И ЛИТЕРАТУРЫ
КАКУРИНОЙ ВЕРЫ СТЕФАНОВНЫ
Слайд 2Для жизни, а не
для школы учимся мы.
Сенека
Как известно, Федеральные государственные образовательные стандарты для начального, основного общего образования предъявляют новые требования к организации учебно-воспитательного процесса в школе. В основе всех указанных стандартов лежит системно-деятельностный подход, разработанный такими учёными, как Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, и др.
Слайд 3 Системный - это подход, при котором любая система рассматривается как
совокупность взаимосвязанных элементов. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.
Деятельностный (психологические способности человека) - это результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путём последовательных преобразований
Слайд 4 Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование её гражданской
идентичности, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирование у них готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, что подтверждает главную идею о том, что обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Слайд 5 Развитие личности в системе образования должно обеспечиваться прежде всего формированием
универсальных учебных действий, выступающих в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Таким образом, учащихся необходимо научить достигать способности эффективно использовать полученные знания на практике; а роль учителя сводится к равноправному участнику диалога, организатору учебной, коллективно-распределённой деятельности в классе.
Слайд 6Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться.
опыт целеполагания,
опыт достижения
поставленных целей,
опыт рефлексивной самоорганизации
опыт самооценки,
опыт коммуникативного воздействия
Слайд 7 В образовательной области «Филология» приоритетным является коммуникативное развитие – формирования
способности и готовности свободно осуществлять общение на русском родном языке, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Слайд 8Будучи на курсах повышения квалификации учителей по проблеме «Реализация системно-деятельностного подхода
средствами УМК русского языка и литературы как основа школьного филологического образования», самостоятельно изучив дополнительную методическую и учебную литературу, опыт коллег и почерпнув много полезной практической информации из интернет ресурсов, апробируя эту технологию на уроках и анализируя собственные наработки, мне показалось возможным обобщить накопленный личный педагогический опыт по данной проблеме.
Слайд 9Система дидактических принципов:
1) Принцип деятельности.
3) Принцип непрерывности.
4) Принцип целостности.
5) Принцип минимакса.
6)
Принцип психологической комфортности.
7) Принцип вариативности.
8) Принцип творчества.
Из опыта работы
Слайд 10Особенно творческие учащиеся представляют свои сочинения в стихах:
Великий художник Рылов
Талантливо
писал
Пейзажи, на картинах
Природу воспевал:
Бездонное небо голубое,
Громады облаков;
Леса стоят стеною,
И слышен хор певцов.
Окраина деревни.
Сельский сенокос.
Женщина с граблями,
А рядом- добрый пёс.
Берёзки в сарафанах
В кустарниках душистых
Шмели, пчёлы жужжат.
Средь изумрудных деревьев
Красная крыша видна,
А в домике этом девчонка
Краше других жила.
Рядом постройки другие,
Живут животные в них.
Ой, до чего ж вы красивы,
Просторы родной стороны!
Слайд 11Формы, методы и приёмы обучения:
блиц-опросы «А правда ли , что…»,
информационные справки,
подборки,
задания для информационного поиска,
реклама,
«тонкие» и «толстые» вопросы,
методика «аквариума»
соблюдению правил ведения диалога.
сочетание репродуктивной и проблемной форм обучения,
работа по правилу и творчески.
творческие задания:
сказочные истории (спор частей речи, сказка о путешествии, рассказ о возникновении части речи и т.д.);
один день из жизни кого-либо или чего-либо,
страницы из дневника,
отчёты о фантастическом путешествии,
подслушанный разговор,
интервью, статьи, сочинения
Слайд 12Уроки деятельностной направленности на четыре группы:
● уроки «открытия» нового знания;
● уроки
рефлексии;
● уроки общеметодологической направленности;
● уроки развивающего контроля.
Слайд 13Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение
понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.
1. Урок «открытия» нового знания.
Слайд 141. Цели и мотивирование к учебной деятельности.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального
затруднения в пробном учебном действии.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Домашнее задание.
Слайд 16Приём «Плюс-минус-интересно»
В графу «П» - «плюс» записать всё,
что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции.
В графу «М» - «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Слайд 17Из опыта работы
Нетрадиционные принципы и приёмы домашнего
задания
сокращенными записями:
ЛТ-выучить лингвистический текст,
ПР- проверочная работа,
СД – словарный диктант,
КД-контрольный диктант,
УО – устный ответ,
РР- развитие речи,
Упр.-упражнение.
Виды домашних заданий
задания на выбор,
дифференцированные,
дозированные
задания творческого характера
Слайд 18II. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей
к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель:
коррекция и тренинг изученных понятий,
алгоритмов,опорных конспектов.
Слайд 19III. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся
к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.