Слайд 1
Молодёжный сленг
Работу выполнила
ученица 6 «А» класса МБОУ СОШ № 13
Хиженкова Олеся Вячеславовна
Научный руководитель
Учитель русского языка и литературы
Белякова Елена Геннадьевна
Цель работы
Изучение молодежного сленга, способов его функционирования в русском языке.
Задачи работы
1.Изучить литературу по данному вопросу.
2.Раскрыть понятие сленг.
3.Рассмотреть способы формирования
молодежного сленга.
4. Определить способы образования сленговых
слов.
5.Выявить отношение к молодежному сленгу людей разных поколений.
Слайд 3
Актуальность данной темы очевидна. Молодёжный сленг – одно из составляющих процесса
развития языка. Это явление является подвижным и меняющимся, поэтому есть трудности в изучении этой темы.
Во времена дедушек и бабушек деньги могли называться «рупии», «тугрики», во времена родителей – «монеты», «мани», у теперешней молодежи в ходу «бабки», «баксы», «бабло».
Слайд 4Краткие теоретические сведения
Сленг – слова или выражения, употребляемые людьми определённых возрастных
групп, профессий или классовых прослоек. С английского языка слово slang можно перевести по-разному: 1) относящийся к сленгу, жаргонный; 2) распущенный, вульгарный, фривольный, оскорбительный; 3) яркий, кричащий.
Слайд 5История молодежного сленга
С начала XX века отмечены три бурные волны в
развитии молодёжного сленга. Первая связана с Первой Мировой войной, революцией 1917 года, гражданской войны и разрухой: «стоять на стреме»,
«пахан» и т. д.
Слайд 6История молодежного сленга
Вторая волна связана со
Второй ировой войной.
Опять беспризорщина и
безотцовщина. В
то время
возникали возвратные глаголы,
такие как: «штудироваться»
(учиться), «вашиться» (мыться),
«хайлиться» (здороваться).
Слайд 7История молодежного сленга
Третья волна оказалась самой мощной и
продолжительной. Она началась
примерно с конца 80-х и
тянется до сих пор. «Беспредел»,
«общак», «стрелка», «тусовка»,
«стволы», «путана»,
«зелень» - все это хлынуло
из зон в газеты и на
телевидение.
Слайд 8Виды молодежного сленга
Эмоциональные восклицания.
Слова, используемые в качестве эмоциональных междометий. В
зависимости от ситуации они могут выражать разные эмоции: радость, раздражение,
разочарование или удивление, например, «улет», «чума», «полный атас», «кино и немцы».
Только положительные эмоции: «клево», «в кайф».
Только отрицательные эмоции:
«мрак», «бобик сдох».
Слайд 9Виды молодежного сленга
Слова с эмоциональным компонентом значения. Слова, передающие эмоциональное отношение
говорящего. «Училка»,«классуха»,«ботаник»,
«предки». «Училка» – это не «плохая учительница», это наглядная демонстрация
намерения говорящего снизить
общественный статус человека
или явления, тем самым
повысить собственный.
Слайд 10Виды молодежного сленга
Презрительная и пренебрежительная
лексика.
Эта лексики обладает оценочным компонентом
значения.
«Овца», «мочалка» – девушка; «дятел» – глупый
человек; «лузер», «лох» – неудачник.
Слайд 11Источники пополнения лексики молодежного сленга
1.Речетворчество.
1) Метафоризация. Происходит переосмысление слова («Баскетболист» -
человек очень большого роста или (иронично) маленького роста.
2) Словообразование. («кликуха», «спокуха», «общага»,
«журналюга», «закусон» и т.д.)
3) Развитие синонимии, антонимии,
омонимии жаргонной лексики
(«клевый», «балдежный»; «грести»,
«кандыбать», «чапать»; «стремный»,
«мрачный» и др.)
Слайд 12Источники пополнения лексики молодежного сленга
2.Заимствования из других языков.
1) Заимствования, не освоенные
русским языком. Слово заимствуется целиком («бойфренд», «фэйс»).
2) Частичные заимствования. Слово приспосабливается к нормам русского языка («коннектиться», «кликать», «дискетник», «чатиться»).
3. Заимствования из других жаргонов.
1) Из жаргона компьютерных
специалистов «зависнуть», «клава»,
«геймер»
2) Из уголовного языка («стрелка»,
«шмонать», «беспредел»).
Слайд 16Каковы же причины использования сленга молодыми людьми?
Я думаю, что сленг
– это определенный «код», который служит пропуском в ту или иную молодежную группу. Существует «свой» язык, например, у компьютерщиков («геймер», «хаккер»), сноубордистов («гуффи», «нормал»), футбольных фанатов («мясо», «кони», «бомжи») и других молодежных групп.
Слайд 21Практическая часть
Способы образования слов
1) Суффиксальный способ образования новых слов:
Лох – лох-ушк-а
Лох – лош-ар-а – лошар-ик
Лох – лош-ок
О’кей – о’ке-юшк-и
Фиг – фиг-ов-ый
Кайф – кайф-ов-ый
Глюк – глюч-и-ть
2) Приставочно-суффиксальный способ образования новых слов:
Фиг – о-фиг-е-ть – о-фиге-ва-ть
Чума – о-чум-е-ть
Слайд 22Практическая часть
Способы образования слов
3) Бессуффиксальное образование существительных:
Подставить – подстава
Заявление –
заява
предъявить – предъява
4) Усечение корней:
Человек - чел
Ботаник - ботан
Университет – универ
Физкультура – физ-ра
Математика - матика
Компьютер – комп
Слайд 23Заключение
В результате исследования я пришла к следующим выводам:
1) Сленг – это
язык молодых людей.
2) Сленг для подростков – игра, уход от обыденности, а также принадлежность к «своему» кругу.
3) Сленг – явление, которое не угрожает чистоте русского языка.
4) Один из источников пополнения
молодежного сленга – образование
новых слов с помощью словообра-
зовательных моделей русского
литературного языка.
Слайд 24Вывод
Данная исследовательская работа может быть использована на факультативных занятиях по
русскому языку при изучении лексики и стилистики, а также на занятиях, посвященных культуре речи. Важно заставить задуматься каждого ученика о том, что он говорит, какими языковыми средствами пользуется, насколько целесообразно использование сленга в речи.
Слайд 25Вывод
Как относиться к такому явлению, как молодёжный сленг?
Можно говорить
о том, что сленг разлагает русский язык, делает его более грубым. Но скорее всего он служит для непринужденного общения между подростками. Сленг объединяет людей одних и тех же увлечений, подросткам легко отличить "чужака" от своего. Сленг является интереснейшим языковым явлением, которое можно и даже нужно изучать.