Слайд 2
Тренировочные задания
1. Прочитайте скороговорку как можно быстрее, чётко произнося все
слова.
Свиристель свиристит свирелью.
2. Прочитайте вслух имена, отчества и фамилии известных русских мореплавателей, а также даты их рождения и смерти..
Ви́тус Иона́ссен Бе́ринг (родился в 1681 году, умер в 1741 году)
Иван Фёдорович Крузенште́рн (родился в 1770 году, умер в 1846 году)
Юрий Фёдорович Лися́нский (родился в 1773 году, умер в 1837 году)
Фадде́й Фадде́евич Бѐллинсга́узен (родился в 1778 году, умер в 1852 году)
Михаил Петрович Лазарев (родился в 1788 году, умер в 1851 году)
Слайд 3Повторяем склонение числительных
3. Прочитайте словосочетания, следя за правильностью произношения имён числительных.
живут на 58 деревьях
добавили к 67 птицам
остановились около 74 дверей
поговорил с 82 сотрудниками
читал о 39 путешественниках
Слайд 44. Прочитайте предложения, в которых есть обособленные приложения, соблюдая правильную интонацию
(см. образец).
Образец: В 1904 году вышли «Тихие песни» — |единственный поэтический
сборник|, |изданный при жизни Иннокентия А́нненского|.
1) В 1968 году появилась первая книга Астафьева — большой сборник рассказов «Синие сумерки».
2) Заметным явлением в литературе двадцатых годов стали «Одесские рассказы» Ба́беля — зарисовки одесского быта, отмеченные лиризмом и тонкой иронией.
3) В 1862 году в Петербурге была открыта Бесплатная музыкальная школа — любимое детище Балакирева.
4) Товарищ министра, глава цензурного ведомства, член Государственного совета, сенатор, Вяземский вращался в придворных кругах, был вхож в царскую семью.
5) В 1828 году на Воробьёвых горах Герцен и Огарёв, его дальний родственник по отцу, поклялись в вечной дружбе и решили отдать жизнь служению свободе.
Слайд 5
5. Прочитайте предложение, разделив его на смысловые части и соблюдая правильную
интонацию.
Михаил Васильевич Ломоносов, в будущем первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, физик, математик, химик, поэт, поборник российского просвещения, придя в юности с обозом в Москву, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, находившуюся в Заиконоспасском монастыре, — первое высшее учебное заведение Московской Руси.
Слайд 6
Задание 1. Выразительно прочитайте вслух текст о замечательном человеке Елизавете Юрьевне
Кузьмино́й-Карава́евой (1891 — 1945).
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Слайд 7
Тренировочные задания
1. Подчеркните ключевые слова в прочитанном тексте.
2. Составьте простой план
текста, включив в него необходимую для пересказа информацию.
______________________________________
_____________________________________
______________________________________
4._______________________________________
Слайд 8Задание 2
Перескажите прочитанный вами текст о Е. Ю. Кузьминой-Караваевой, включив в
пересказ слова В. И. Даля, русского писателя и автора знаменитого толкового словаря русского языка:
«Назначение человека именно то, чтоб делать добро».
Подумайте, где лучше использовать слова В. И. Даля в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Слайд 9Орфоэпические нормы. Сочиняем «запоминалки»
На стене — смотрите! — новый стиль граффИти!
За
труд не нужно забывать учителей премировАть.
Из Парижа привези нам на окна жалюзИ,
И оттуда ж тОрты отправь в аэропОрты!
Объявление: «По средАм я пою для милых дам»..
Исинбаевой взятА была и эта высота.
Нам сегодня три ключа от дома нового вручАт!
Всем известны с детства от капризов срЕдства.
Как червяк лежит удав, крокодилу жизнь отдАв!
Положи-ка в свой портфЕль свежесрезанный щавЕль.
Чтоб в футбол играть начАть, нужно мячик накачать.
Тот свои знания углубИт, кто уроки повторИт.
Как все дружно замолчат — сразу музыку включАт!
Всем раздали фанты — розовые бАнты.
Помни: тот счастливее, кто душой красИвее!
Подарила дочке длинную цепОчку.
Сделали мне пол отличный: крепкий, яркий, мозаИчный!
Сегодня горько плачем мы: урок пропущен знАчимый!
По поведению видно, что вам сейчас завИдно.
Аладдин был в ступоре: джинна он откУпориЛ!
Облюбован мухами старый столик кУхонный.
Слайд 103. Подумайте, где лучше использовать в пересказе приведённую цитату. Отметьте это
в плане.
Можете воспользоваться следующими фразами:
Ведь именно об этом говорил…
Именно о таких людях писал…
Недаром … говорил, что
Поэтому слова … можно отнести и к нашему герою.
Слайд 114. Выберите наиболее удобный для вас способ цитирования.
Способы цитирования:
с помощью предложения
с прямой речью (Американский писатель Ричард Бах писал: «Человеку никогда не даётся желание без того, чтобы не давались силы осуществить его».);
с помощью предложения с косвенной речью (Американский писатель Ричард Бах писал, что «человеку никогда не даётся желание без того, чтобы не давались силы осуществить его».);
с помощью вводных слов (По словам американского писателя Ричарда Баха, «человеку никогда не даётся желание без того, чтобы не давались силы осуществить его».);
с помощью вводных предложений (Как писал американский писатель Ричард Бах, «человеку никогда не даётся желание без того, чтобы не давались силы осуществить его».)
Слайд 1258
Приёмы обучения пересказу в условиях дефицита времени
Пятиминутки для пересказа
Методы и приёмы
подготовки
Блиц‐пересказ
Пересказ краткого фрагмента текста, выведенного на экран на 1 минуту
Составление разрезанного текста с включением фрагмента
Пересказ мини‐текста с включением пословицы, фразеологизма
Определение ключевых слов мини‐текстов, абзацев параграфа
Слайд 13
Задание 3. Монологическое высказывание
Описание — это тип речи, при использовании которого
изображается явление действительности с помощью последовательного перечисления характерных признаков описываемого явления, наблюдаемых в определённый промежуток времени. Содержание такого текста можно передать при помощи одного фотокадра.
Общая схема описания фотографии
1. Общее представление об изображённых на фотографии людях (Кто изображён на фотографии?)
2. На каком фоне изображены люди?
3. Детальное описание изображённых на фотографии людей.
1) Кто изображён на переднем плане? Чем занимаются люди?
2) Как они выглядят? Во что одеты?
3) Каково выражение их лиц? Какие чувства они испытывают?
4. Какие чувства, как вам кажется, хотел передать автор фотографии зрителям?
5. Какие чувства и мысли у вас вызывает фотография?
Слайд 14Образец. Опишите фотографию (На совещании).
На фотографии мы видим людей на совещании.
Вероятно, они находятся в офисе: мы видим офисную мебель, стеклянные перегородки, возможно, это специальная комната для проведения совещаний. Три человека сидят на сером диване, ещё трое стоят за столами на заднем плане. Одеты все эти люди сдержанно, но и не в соответствии со строгим деловым дресс-кодом.
В центре мы видим женщину, которая объясняет что-то своим коллегам. Может быть, она их начальница или руководительница проекта. У неё длинные светлые распущенные волосы, на ней пончо. Перед ней стоит ноутбук и лежат бумаги с записями. Она активно жестикулирует и обращается главным образом к женщине, сидящей на диване по левую руку от неё.
У второй женщины длинные каштановые волосы, она одета в клетчатую рубашку. В руке у неё записная книжка и ручка, видимо, она делала пометки в ходе разговора. Мы не видим её лица, но по реакции светловолосой женщины можем предположить, что она активно участвует в разговоре.
На диване с другой стороны сидит темноволосый мужчина в очках, тоже в клетчатой рубашке. Он внимательно слушает говорящую женщину.
За их спинами стоят трое их коллег, которые делятся своими соображениями по поводу услышанного.
В целом, в офисе царит деловая атмосфера, которую автор фотографии и хотел, по всей вероятности, передать зрителю.
Глядя на эту фотографию, понимаешь, насколько приятно работать в дружном коллективе единомышленников.
Слайд 15Общий план
Лето, солнце, парк – чувство свободы, радости, окрылённости
Юноша – смущение,
приятное волнение, радость, надежда на взаимность, восхищение, счастье;
Прохожие – юные, улыбающиеся, счастливые
Опознавание эмоций, переживаний
Девушка – счастье, радость, смущение, нежность, благодарность;
Тема 1. Описание
Приятное: радуют запечатлённое счастье и эмоции влюблённых.
Слайд 16Тема 2. Повествование на основе жизненного опыта
Повествование — это тип речи,
при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временно́й последовательности. Содержание такого текста можно передать при помощи нескольких картинок или фотокадров.
Общая схема повествования
1. Экспозиция (где, когда, с кем происходили события?)
2. Завязка (с чего начались события?)
3. Развитие действия (какие события последовательно сменяли друг друга?)
4. Кульминация, высшая точка развития действия (что было самым важным/страшным/смешным, после чего действие развиваться по-прежнему не может?)
5. Развязка (чем всё закончилось?)
Слайд 17Образец повествования
Однажды знаменитый зоолог Альфред Брем шёл по улице и увидел,
как какой-то господин избивает свою собаку. Альфред сказал ему что-то резкое. В ответ он услышал брань, а на бедное животное посыпался град новых, ещё более жестоких ударов. Альфред вспылил, отобрал у хозяина собаки плётку и забросил её в канаву. Он пообещал, что в следующий раз, если увидит подобное издевательство над животным, задаст взбучку самому хозяину. Альфред понимал, что его вмешательство не избавит животное от дальнейших издевательств, но он не мог пройти мимо в ту минуту.
(По книге Ю. Дмитриева «Необыкновенный охотник»)
Слайд 1875
Вступление
Когда?
Указать время (3года назад, вчера, летом….),
Где?
Указать место (дома, в
театре, на стадионе, на лице )
С чем связан?
Указать событие (день рождения, встреча, поход…)
Назвать причины
(события, эмоции, люди, ощущения…)
Перечислить события
и рассказать о действиях, связанных с ними
Перечислите отличия, сравнив с предыдущими (начался с сюрпризов, неожиданных радостных известий…)
Перечислить действия, пояснив их роль
(познакомиться с интересным человеком, от души похвалить, поблагодарить, пригласить в совместную поездку, сделать неожиданный подарок…)
Повествование
Слайд 19
Тема 3. Рассуждение по поставленному вопросу
Рассуждение — это тип речи, при
помощи которого выдвигается какое-либо умозаключение и приводятся аргументы, подтверждающие его.
Общая схема рассуждения
1. Тезис (прямой ответ на вопрос, требующий аргументов).
2. Аргументы (доказательства, примеры).
3. Вывод (подтверждённый тезис).
Слайд 20Образец рассуждения
Театр ничуть не безделица и вовсе не пустая
вещь, если примешь в соображение то, что в нём может поместиться вдруг толпа из пяти, шести тысяч человек и что вся эта толпа, ни в чём не сходная между собою, разбирая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясеньем, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом. Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.
(По книге Н. В. Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями»)
Слайд 2177
Определить понятие (Микроклимат в семье – это атмосфера, сложившаяся между её
членами)
Перечислить причины (это школа отношений с людьми, образец для своей будущей жизни, формирование представления о добре и зле, …)
Назвать членов семьи и обосновать свой выбор (отец как глава семьи, мама как образец тепла, любви и справедливости и т.п.)
Назвать дела и поступки
(добровольная помощь в домашних делах, успехи в учёбе, спорте, помощь слабым, приятные сюрпризы …
Перечислить
эмоции
(радость, нежность, благодарность, вдохновение, спокойствие, удовольствие от общения и т.п)
Рассуждение
Слайд 22
Задание 4. Диалог
Диалог — это разговор между двумя и более лицами.
Диалоги часто имеют вопросно-ответную структуру.
При ответе на вопрос не забывайте, что Вы должны дать полный, развёрнутый ответ.
Схема развёрнутого ответа на вопрос
1. Вступление. Выделив главное слово/словосочетание в вопросе, начните свой ответ с повторения неосновных слов в вопросе.
2. Основная часть.
Выделив главное слово/словосочетание в вопросе, свяжите свой ответ именно с ним.
Приведите конкретные примеры, подтверждающие/разъясняющие Вашу позицию.
3. Заключение. Сделайте вывод из сказанного.
Слайд 23
Образец
Что такое внутренняя свобода? Дать словесное
описание этого качества очень трудно. Обязанности не делают внутренне свободных людей привязанными, а привязанности — зависимыми. У них всегда своё настроение, своё состояние. Они самобытны, но это не имеет ничего общего с внешней оригинальностью. Двое таких моих знакомых пишут стихи. В одном случае прекрасные, в другом — плохие, однако сам автор слабых стихов оценивает их справедливо, что почти невероятно, и считает их лекарством для души.
Дело, конечно, не в стихах. Все внутренне свободные люди — поэты жизни.
(В. Леви)
Слайд 2480
ТЕМА 1
Карточки собеседника‐экзаменатора
Типы вопросов в диалоге
Вопрос 1 ориентирует на расширение предметного
содержания, сопоставление понятий, выявление причинно‐следственных связей
Вопрос 2 направлен на оценку явления и аргументацию своего мнения
Вопрос 3 требует рассуждения для решения проблемной ситуации с обоснованием своего мнения (аргументацией)
Слайд 2580
ТЕМА 2
Карточки собеседника‐экзаменатора
Типы вопросов в диалоге
Вопрос 2 направлен на оценку явления
и аргументацию своего мнения
Вопрос 3 требует рассуждения для решения проблемной ситуации с обоснованием своего мнения (аргументацией)
Вопрос 1 ориентирует на расширение предметного содержания с аргументацией своего мнения
Слайд 2680
ТЕМА 3
Карточки собеседника‐экзаменатора
Типы вопросов в диалоге
Вопрос 2 направлен на расширение предметного
содержания с оценкой разных сторон понятия
Вопрос 3 требует рассуждения для решения проблемной ситуации с обоснованием своего мнения (аргументацией)
Вопрос 1 ориентирует на расширение предметного содержания с аргументацией своего мнения
Слайд 2785
ПОДГОТОВКА К ДИАЛОГУ
ОПИСАНИЕ
ОПИСАНИЕ:
перечислить и описать
две-три игры или развлечения
ПОВЕСТВОВАНИЕ:
рассказать о действиях, связанных
с ярким событием
РАССУЖДЕНИЕ:
рассказать о влиянии детства (игр, занятий, взрослых и т.д.) на судьбу человека.
Слайд 2886
ПОДГОТОВКА К ДИАЛОГУ
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Пример ответа 1:
Выразить согласие (или несогласие) и обосновать своё
понимание высказывания
(В жизни человеку часто приходится сталкиваться с трудностями. И конечно, важно, чтобы человек умел побеждать обстоятельства и достигать поставленных целей...)
Пример ответа 2:
Указать способы и пути их реализации (Поставить несколько целей и каждый день двигаться к ним, стремясь видеть ежедневный результат. Выписать на лист бумагисвои отрицательные качества характера и дать себе твёрдое слово избавиться от них в течение определённого срока и т.д.)
Пример ответа 3:
Назвать эти пути, их обосновать из выбор
(Поднять свою самооценку. Начать заниматься спортом: это придаст сил и энергии.
Искоренить дурные привычки: они делают человека боезвольным…)
Слайд 2987
ПОДГОТОВКА К ДИАЛОГУ
РАССУЖДЕНИЕ
Пример ответа 1: Выбор позиции и её обоснование (определение
способов влияния:
Благодаря СМИ мы сегодня в курсе всех событий, что дает нам возможность строить планы на будущее…)
Пример ответа 3: Дедукция: выведение частного из общего – называние причин (вследствие собственной лени, низкого уровня знаний, состояние здоровья, влияние окружающих, социальная среда и т.п. )
Пример ответа 2: Абстрагирование: определение возможности воплощения словесным понятием (целеустремлённость, сила воли, трудолюбие, любознательность, уровень знаний и т.д …)
Слайд 31Скороговорки
Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
Брит Клим-брат, брит Игнат-брат, а брат Панкрат
бородат.
Говорил командир при полковнике про подпоручицу,
А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал.
Турка курит трубку, курка клюет крупку.
Не кури, турка, трубку; не клюй, курка, крупку.
Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Сорока со скоросоковыжималкой.
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
Королева кавалеру подарила каравеллу.
На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили
И в туманы лимана манили меня.
Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.
Около кола колокола, около ворот коловорот.
На дуб не дуй губ,
Не дуй губ на дуб.
Слайд 32Соответствие римских и арабских цифр