Слайд 1
«Обучение русскому языку средствами субъективизации»
Основные идеи методики
обучения средствами
субъективизации;
новые принципы
проведения
урока по методике;
проведение имитационной
игры
Мастер-класс
Слайд 2По мнению Бакулиной, в качестве основного средства субъективизации на уроке выступает
антипация.
В переводе с латинского "антиципация" (anticipatio) означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо. Итак, антипация, по утверждению Бакулиной Г.А., даёт ученику возможность стать реальным субъектом познавательного процесса.
Слайд 3Перевод учащихся из позиции объекта обучения в активного субъекта обучения
Процесс нелёгкий,
но он учит детей думать над каждым словом, фразой, предложением;
способствует развитию точной, доказательной, правильной речи;
совершенствует логическое мышление учащихся;
помогает глубже познать и прочнее запомнить изучаемый материал.
Ученики стараются самостоятельно проходить путь формирования того или иного понятия, приходить к выводам, а учитель только направляю порядок рассуждений
Слайд 4Принципы разностороннего развивающего воздействия на интеллект ученика
Слайд 5Этапы урока по методике обучения средствами субъективизации
Мобилизующий этап
2. Формулирование
темы и цели урока
2.
3. Изучение нового материала
4. Закрепление изученного материала
5. Итог урока
Слайд 6МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ
МОБИЛИЗУЮЩЕГО ЭТАПА
Мобилизующий этап проводится сразу после
оргминутки и длится 3–4
минуты
в течение которых решается несколько задач:
обеспечивается высокий уровень вовлеченности
школьников в учебную деятельность;
в нетрадиционной форме повторяется ранее
изученный учебный материал, необходимый
для изучения новой темы;
на его основе учащимися формулируются тема
и образовательная цель урока.
Слайд 7
В первом ряду можно выделить слово загар. Это имя существительное, а
остальные – глаголы. В словах предположить, предполагать безударная гласная пишется в корне-лож-//-лаг-, а в слове загар в – корне –гар.
Расскажите о написании безударной гласной в корне –лож//лаг.
Назовите слова второго ряда. Какое слово можно выделить и почему?
Мобилизующий этап
1)Предпол…жить, прдпол…гать, заг…р;
2)возр..стной, г…реть, отр..слевой;
3) г…релый, прик…сновение, к…сание.
Прочитайте ряды слов вслух. Выделите в каждом ряду слово по двум признакам одновременно.
Прочитайте слова первого ряда. Скажите, какое слово в нём можно выделить и почему?
Слайд 8МЫ ВЫДЕЛИЛИ СЛОВА ЗАГАР, ГОРЕТЬ, ГОРЕЛЫЙ. В КОРНЕ ЭТИХ СЛОВ ПРОПУЩЕНЫ
ГЛАСНЫЕ О ИЛИ А.
ЗНАЧИТ, ТЕМА СЕГОДНЯШНЕГО УРОКА
ГЛАСНЫЕ О И А В КОРНЕ ГОР//ГАР
СФОРМИРУЙТЕ ЦЕЛЬ УРОКА, ОПИРАЯСЬ НА ЕГО ТЕМУ И ИСПОЛЬЗУЯ ОПОРНЫЕ СЛОВА:
УЗНАТЬ…..
НАУЧИТЬСЯ…
2. Формулирование темы и цели урока
Назовите слова, выделенные из каждого ряда. Скажите, какие гласные и в какой части слова в них пропущены. Сформулируйте тему сегодняшнего урока
Слайд 93. Изучение нового материала
Напишите в строчку выделенные в начале урока слова:
горелый, гореть, загар.
Выделите в этих словах корень.
Скажите, какое лексическое значение имеют слова горелый, гореть, загар?
Слово горелый означает обожжённый огнём, жаром, но окончательно ими не уничтоженный.
Слово гореть означает уничтожаться огнём.
Загар – это смуглый цвет кожи от воздействия жарких лучей солнца.
Вывод: мы видим, что корень гор//гар имеет значение поддаваться воздействию огня, жара. А теперь поставим в этих словах ударение. Определите, от чего зависит чередование гласных о и а в корне гор//гар. Сформулируйте вывод.
Слайд 104. Закрепление изученного материала
Упражнение1
1)прог..рел, выг..рел …..;
2) заг..р, уг…р, …….;
3) заг…релый, уг…релый
…. .
Справка: перег…рел, ог…рок, наг…рел, разг…р, обг…рел, дог…релый, заг…рел, приг…релый, наг…р, уг…рел.
Прочитайте цепочки слов. Сформулируйте к ним задание
Надо продолжить цепочки слов, используя слова из справки.
Назовите признаки, в соответствии с которыми надо продолжить цепочки слов.
Эти цепочки слов надо продолжить, учитывая, к какой части речи относятся слова
Слайд 11Качественные имена прилагательные
4. Изучение нового материала
Рассмотрите опорный конспект «Признаки качественных прилагательных»
Разряд
имени прилагательного можно узнать по определённым признакам. Признаки качественных прилагательных перечислены. Проверьте, присущи ли прилагательным данные признаки.
Слайд 12Качествен
ные прилаг.
образуют степени сравнения
образуют краткую форму
сочетаются с наречиями очень, слишком, чрезвычайно
образуют
сложн. прилаг. путём повтора
образуют прилагатель-ные с не
артистичный
терпеливый
агрессивный
ленивый
таинственный
нормальный
Слайд 135. Словарно-орфографическая работа
Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом.
Назовите по памяти
качественные прилагательные, с которыми мы сейчас работаем.
Соедините начальные буквы этих слов, и вы узнаете новое словарное слово.
Это слово талант
Как вы понимаете значениеслова талант?
Талант – это особые, выдающиеся качества, которые присущи человеку от рождения.
Составьте словосочетания, в состав которых входили бы слово талант и качественные прилагательные (яркий талант, необычный талант
Слайд 14
6. Закрепление изученного материала
Упражнение 1
Большой т…лант требует большого трудолюбия. -?
Умение работать,трудиться
–это ведь тоже т…лант.
К. Станиславский - ?
Зарыть т…лант в землю. - ?
Рассуждение
Справка: высказывание, фразеологический оборот, пословица.
Прочитайте упражнение и сформулируйте задание.
(Надо определить, что написано в каждой строке, и на основе этого построить рассуждение)
Слайд 15Чтобы данный от природы талант развивался, человеку надо очень много работать.
Много и самостоятельно работать дано не каждому человеку. Поэтому К.Станиславский назвал это умение тоже талантом. Если человек, имея от природы большой талант, не приложит усилий для его развития, его талант может навсегда исчезнуть
Слайд 16Словарно-орфографическая работа
Берестя…ой, единич…ый, клюкве…ый, операцио…ый, ржа…ое, безбоязне…о, ежегод…ый, нравстве…ый, каме…ый искре…е,
журавли…ая, революцио…ый, ледя….ая, дружелюб…о, индюши…ая, единстве….ый, тума…ый, начальстве…ый, воробьи…ый, овся…ый, ответстве…ый
Познакомимся с двумя новыми словарными словами. Первое слово определяют учащиеся первой группы, второе – учащиеся второй группы. Учащиеся первой группы выписывают по порядку имена прилагательные, в суффиксе которых пишется одна буква н.
Учащиеся второй группы выписывают по порядку имена прилагательные, в суффиксе которых пишется две буквы н.
Соединив первые буквы найденных слов, вы узнаете новые слова.
Назовите первое словарное слово. Расскажите, как вы его определили и как пишутся использованные слова.
Слайд 17Назовите словарные слова. Как вы понимаете значение этих слов.
Бережливо – значит
расчётливо, экономно относиться к тому или иному имуществу
Конкретно – реально существующий, вполне точный, определённый
Назовите неиспользованные во время поиска словарных слов слова. Определите, к какой части речи они относятся.
Берестя…ой, единич…ый, клюкве…ый, операцио…ый, ржа…ое, безбоязне…о, ежегод…ый, нравстве…ый, каме…ый искре…е, журавли…ая, революцио…ый, ледя….ая, дружелюб…о, индюши…ая, единстве….ый, тума…ый, начальстве…ый, воробьи…ый, овся…ый, ответстве…ый
Слайд 18Безбоязне…о, дружелюб…о, искре…е
Скажите, какое сомнение может возникнуть во время написания этих
наречий. Сформулируйте тему сегодняшнего урока
Во время написания этих наречий может возникнуть сомнение сколько н (одну или две) надо в них писать. Значит, тема сегодняшнего урока: Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е
Слайд 19 Мобилизующий этап
1)ноч…, проч…, глуш…;
2)сплош…, стереч…, береч…;
3)умываеш…, держиш…, настеж…;
4)… , … , … .
Познакомьтесь с данной записью. Сформулируйте к ней задание
Из каждого ряда надо исключить по одному слову и составить из этих слов четвёртый ряд.
Какое слово можно исключить из первого ряда? Обоснуйте свой ответ. Расскажите о написании оставшихся слов.
Слайд 202. Актуализация знаний учащихся
Назовите исключённые из каждой строки слова.
К какой
части речи они относятся?
Скажите, какой вопрос может возникнуть при написании этих слов?
Исходя из ваших рассуждений, сформулируйте тему сегодняшнего урока
При написании слов прочь, сплошь, настежь может возникнуть вопрос: пишется или не пишется мягкий знак после шипящих на конце наречий. Значит, тема сегодняшнего урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Слайд 21
Задания по математической формуле с последующим её уточнением
Учащиеся читают
исходный материал,
знакомятся с формулой, составляют задание в соответствии с ней
и выполняют его
Слайд 22Наречие (повторение)
2:3:?
Жизнь-это подъём, ряд бесконечных ступеней (в)верх. На каждой из них
нужно оглянуться (во)круг…и двинуться дальше.
В. Пашенная
И пусть бывает в жизни(не)легко
И (не)всегда судьба к тебе послушна
Живи красиво воль…о широко
Люби людей- светло и простодуш…но.
Ищи свою дорогу с малых лет
Увере…о (в)перёд или сквозь годы
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след свои живые всходы.
С. Островой
Светить (в)сегда, светить везде вот лозунг мой и солнца.
В. Маяковский
Слайд 23
Самотестирование, переходящее в рассказ-сообщение
С предъявленным учащимся
тестом школьники работают
самостоятельно. На
каждый
поставленный вопрос они
выделяют один ответ. На
основании полученных
ответов, выполняющих
роль плана, учащиеся
составляют рассказ-
сообщение
Слайд 24Предлог(повторение и обобщение)
Какой раздел русского языка мы изучаем?
а) синтаксис
б)фонетику
в) морфологию
2.
С какой частью речи вы познакомились на последних уроках?
а) с существительным
б) с предлогом
в) с наречием
3. Какой частью речи является предлог?
а) служебной
б) самостоятельной
4. Какое значение имеет предлог?
а) временное
б) пространственное
в) в сочетании с существительным выражает временные, пространственные, причинные, целевые, образа действия, дополнительные значения
Слайд 25Предлог(повторение и обобщение )
5. Какие выделяются группы предлогов по происхождению?
а) не
выделяются
б) производные и непроизводные
6. Какие выделяются группы предлогов по составу?
а) сложные
б) простые и составные
7. Как изменяются предлоги?
а) по лицам и числам
б) не изменяются
в) по родам, числам, падежам
Слайд 26
Работа с
текстовыми-
полуфабрикатами
восстановление или составление текста
запись восстановленного или составленного текста(полностью или
частично)
объяснение орфографических и пунктуационных правил
Восстановление текста по разнотипным схемам;
восстановление текста с
применением предложенного
учителем мини-словаря;
составление текста из
разрозненных предложений
по схемам;
восстановление текста по
указанным учителем
орфограммам и смыслу
Слайд 28
Методика
проведения
физкультминутки
своеобразный структурный
этап урока русского языка
универсальное упражнение,
где физическая
нагрузка
сочетается с умственной
деятельностью
в соответствии с заданием
учителя дети отвечают
движением на звучащую
языковую единицу.
Слайд 29
На физкультминутке будут звучать имена
прилагательные. Услышав качественное
прилагательное, вы приседаете, вытягивая
руки перед
собой. Если услышите
относительное прилагательное, встаете на
носочки ног, руки над головой.
А услышав притяжательное прилагательное,
встаёте на носочки ног, руки вдоль тела…..
Слайд 30
Методика
проведения
словарно-
орфографической
работы
Школьники самостоятельно
определяют новое словарное слово;
работа проходит
в виде беседы-
рассуждения учителя и учащихся
друг с другом, в процессе которой
идёт поиск родовой принадлежности
предмета, обозначенного изучаемым
словом;
обобщая беседу-рассуждение,
учащиеся самостоятельно
формулируют лексическое значение
нового слова
Слайд 31Определение словарного слова путём установления смысловой связи в парах слов
Определите, в
какой смысловой связи находятся слова левого и правого столбиков и назовите новые словарные слова, с которыми мы познакомимся на уроке:
вверх-вниз 2) вечер -сумерки
вперёд-назад ночь -темнота
влево- ? утро - ?
3) тренировка –сумка
поездка –чемодан
поход - ?
Слайд 32Замена букв в исходном слове по указанным учителем признакам
В слове печь
замените букву, обозначающую согласный, парный, глухой, мягкий звук на букву, обозначающую согласный, звонкий, парный, всегда твёрдый звук. Назовите слово, с которым мы познакомимся на уроке. (Жечь)
В слово пакет добавьте букву, обозначающую согласный, непарный, звонкий, твёрдый звук. Вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке. (Паркет)
Слайд 33Облако
Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Предмет, который оно называет,
всегда присутствует в природе осенью. В этом слове несколько частей. Первая часть является приставкой в слове объявление. Вторая часть обозначает раствор, покрывающий блестящим слоем какую –либо поверхность. Третья часть является непроверяемой безударной гласной в слове огромный. Какое это слово?
Это слово облако. Что такое облако?
Облако –это скопление водяных паров в атмосфере
Какие бывают облака?
Найдите слово в словаре. Запишите его с комментированием.
В слове облако три слога. Первый слог ударный. Непроверяемая безударная гласная а. Её надо запомнить.
Слайд 34
Обучение русскому языку средствами субъективизации
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы
сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.