Презентация, доклад Литературные направления 20 века (11 класс)

Содержание

РеализмРеали́зм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму.(Википедия)Писатели-реалисты показывали прямую зависимость

Слайд 1Литературные направления 20 века

Реализм

Модернизм
Течения:
символизм,
акмеизм,
футуризм
Литературные направления 20 века Реализм

Слайд 2 Реализм
Реали́зм — направление

в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму.(Википедия)
Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных,религиозных представлений героев от социальных условий, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту.

Приверженцы реализма:
О. Бальзак, Ч. Диккенс,
Г. Флобер, Л.Толстой, Ф.Достоевский ,Л.Андреев, А.Чехов,А.Бунин, А.Куприн,М.Горький,
И.Шмелёв.

РеализмРеали́зм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью

Слайд 3Ведущие принципы реализма в литературе и искусстве XIX—XX вв.:
объективное отображение существенных

сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала;
воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей);
предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в XX веке, условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска);
преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания).

Ведущие принципы реализма в литературе и искусстве XIX—XX вв.:объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой

Слайд 420 век: обращение к фольклору, библейским образам и мотивам, к историко-литературным

и литературным реминисценциям, иногда к личности художников- классиков;
авторы тяготели к «рассказу в рассказе», когда повествователь вступает в диалог с лицом, передающим свою историю, для выражения самостоятельности их позиций;
Необычная структура изложения – «молчаливый спор», т.е. внутреннее противостояние разных точек зрения (Бунин «Сны Чанга», Андреев «иуда Искариот»);
характерно укрупнение , символизация образов и мотивов; пристальный анализ реальных процессов совмещался со смелой романтической мечтой, с романтизацией отдельных настроений и героев ; с условными, фантастическими фигурами;
Типизация характеров ( слитность типичного и индивидуального, неповторимо-личностного).
20 век: обращение к фольклору, библейским образам и мотивам, к историко-литературным и литературным реминисценциям, иногда к личности

Слайд 5 Основные требования реализма:

Соблюдение принципов народности, историзма, высокой художественности, психологизма, изображение жизни в её развитии.
Центральная проблема реализма- соотношение правдоподобия и художественной правды.
Новые типы героев- тип «маленького человека» (Вырин, Башмачкин, Мармеладов и др.), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у И.С.Тургенева ).
Основные требования реализма:   Соблюдение принципов народности, историзма, высокой

Слайд 6Модернизм
Модерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный,

недавний») — направление в искусстве конца XIX — начала XX века, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм, а также условностью (схематизацией, отвлечённостью) стиля
МодернизмМодерни́зм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний») — направление в искусстве конца

Слайд 7Наиболее значительными модернистскими течениями (школами) были символизм, акмеизм, футуризм . Также

присутствовали импрессионизм, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм, фовизм, кубизм, футуризм. А также более поздние течения — абстрактное искусство, дадаизм, сюрреализм
Наиболее значительными модернистскими течениями (школами) были символизм, акмеизм, футуризм . Также присутствовали импрессионизм, экспрессионизм, нео- и постимпрессионизм,

Слайд 8 Представители модернизма:

Габриэ́ле

д’Анну́нцио
Гийом Аполлинер
Андрей Белый
Готфрид Бенн
Иван Цанкар
Константинос Кавафис
Джозеф Конрад
Альфред Дёблин
Хильда Дулитл
Томас Стернз Элиот
Уильям Фолкнер
Фрэнсис Скотт Фицджеральд
Э. М. Форстер

М.Цветаева
М.Волошин
И.Анненский
Н.Гумилёв
З.Гиппиус
Ф.Сологуб
А.Белый
К.Бальмонт
Д.мережковский
Анна Ахматова

Представители модернизма:Габриэ́ле д’Анну́нцио Гийом Аполлинер Андрей Белый Готфрид

Слайд 9 Особенности модернизма:
М. отстаивали

особый дар художника, способного прогнозировать путь новой культуры. Ставка на предвосхищение будущего и на преображение мира средствами искусства.
Модернизм включает в себя несколько течений (школ, тенденций), но все они имеют общую основу: стремление к предвосхищению идеальной культуры или даже к духовной перестройке мира.



Особенности модернизма:М. отстаивали особый дар художника, способного прогнозировать путь

Слайд 10

Символизм

Нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920 г.г., сосредоточено в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постигаемых сущностей и идей. С. первый выдвинул идею создания искусства , свободного от задачи изображать реальность.
Цель искусства- не в изображении реального мира, который они считали вторичным, а в передаче «высшей реальности». Достичь это можно было с помощью символа.
Символисты разработали специальный поэтический язык, не называющий прямо предмет, а намекающий на его содержание через иносказания, музыкальность, цветовую гамму, свободный стих.

СимволизмНереалистическое

Слайд 11Символистов принято делить на 2 группы:
«Старшие» символисты- В.Брюсов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, З.Гиппиус,

Ф.Сологуб и др., те, кто дебютировал в 1890-е годы.
«Младшие» символисты- те, кто начал свою деятельность в 1900-е годы и существенно обновили облик течения (А.Блок, А.Белый, В.Иванов и др.)
Символистов принято делить на 2 группы:«Старшие» символисты- В.Брюсов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, З.Гиппиус, Ф.Сологуб и др., те, кто дебютировал

Слайд 12Символистов интересовали высшие сферы жизни, неподвластные рациональному сознанию. Образ-символ рассматривался как

более действенное, чем художественный образ , орудие, помогающее «прорваться» сквозь покров повседневности (низшей жизни) к высшей реальности. От реалистического образа символ отличается тем, что передаёт не объективную суть явления, а собственное, индивидуальное представление поэта о мире. Символ, как его понимали русские символисты, - это не иносказание, а прежде всего некий образ, требующий от читателя ответной творческой работы. Символ как бы объединяет автора и читателя- в этом и заключается переворот, произведённый символизмом в искусстве.
Символистов интересовали высшие сферы жизни, неподвластные рациональному сознанию.  Образ-символ рассматривался как более действенное, чем художественный образ

Слайд 13Обращенность к религиозно-философским проблемам характерна как для поэтов, так и для

художников, и для музыкантов-символистов. Они верили во Второе Пришествие, в наступление Царства Духа на земле, они жили в ожидании исторических и космических катастроф и искали пути к Богочеловечеству через полное, духовное и даже «физическое преображение». Эталоном идеальной жизни для символистов стала иная, духовная реальность. Они верили, что есть «иные миры», иной план бытия. Сущность мира, отраженного в символизме, сформулировал Вл.Соловьев: Милый друг, иль ты не видишь, Что все видимое нами Только отблеск, только тени От незримого очами.
Обращенность к религиозно-философским проблемам характерна как для поэтов, так и для художников, и для музыкантов-символистов. Они верили

Слайд 14За материальной, видимой действительностью символизм видит иную, духовную реальность. Каждое реальное

земное явление есть намек, отражение, соответствие, знак, символ иной, Небесной реальности, Гармонии и Красоты. Эстетика символизма основывается на идее Великого Синтеза науки, искусства, философии и религии, приравнивающей художника к теургу, пророку, жрецу и требующая от него отречения от реалистического восприятия явлений, отказа от попытки их материалистического объяснения, а тем более — от конкретного изображения. Символизм делает ставку на сотворчество поэта и читателя, и потому недоопределенность образа является важнейшей чертой семантической структуры поэтического произведения. Недорисованность, недосказанность, недовоплощенность, неочевидная связь образов-символов делает их вехами «невидимого пути, открытого для воображения читателя». Поэтому В.Брюсов и называет символизм «поэзией намеков».
За материальной, видимой действительностью символизм видит иную, духовную реальность. Каждое реальное земное явление есть намек, отражение, соответствие,

Слайд 15Поэзия символизма — это язык молитв, откровений, прорицаний, тайн, а, стало

быть, символ «всегда темен в своей последней глубине» и в этом противоположен аллегории: «Аллегория — учение; символ — ознаменование. Аллегория — иносказание; символ — указание...». Суть искусства — создание символов, а «символ в действии — это уже миф», миф в религиозно-культовом смысле этого слова. «Мы идем тропой символа к мифу», — провозгласили символисты. Для символистов нет формальных элементов в языке. Они провозгласили тезис о том, что все может быть символом. Каждый элемент значим, и каждый знак может иметь высшее значение. Размер, рифма, фонетическое звучание получают дополнительные смысловые обертоны, передавая их произведению в целом. Очень распространена была цветовая символика. Эпоха проходила под знаком красного цвета, как сказал А.Блок, «в красном цвете», озарявшем национальную жизнь. «Красная свитка» Гоголя начинает восприниматься как национальный символ и пророчество. По страницам романа А.Белого «Петербург» мечется «красная маска». Пылание солнца и огня определяет колорит первых сборников К.Бальмонта. Л.Андреев назвал свой знаменитый рассказ «Красный смех». Современников поразила неслыханная свобода красного цвета на полотнах Ф.Малявина и Петрова-Водкина, К.Малевича.
Поэзия символизма — это язык молитв, откровений, прорицаний, тайн, а, стало быть, символ «всегда темен в своей

Слайд 16Серый цвет становится символом воинствующей пустоты и пошлости жизни: о «серой

паучихе скуки» пишет А.Блок в статье «Безвременье» (1906). Символисты искали прямого соответствия между звуком и смыслом, между цветом и смыслом, между звуком и цветом. Система соответствий пронизывает весь мир, о чем писал в своем стихотворении «Гласные» Артюр Рембо, в котором еще в 1883 (перевод 1894) поэт устанавливал соответствия между звуками и цветами: А — черный; белый — Е; И — красный; У — зеленый. О — синий; тайну их скажу я в свой черед. А — бархатный корсет на теле насекомых, Которые жужжат над смрадом нечистот. Е — белизна холстов, палаток и тумана, Блеск горных ледников и хрупких опахал. И — пурпурная кровь, сочащаяся рана Иль алые уста средь гнева и похвал. У — трепетная рябь зеленых вод широких, Спокойные луга, покой морщин глубоких На трудовом челе алхимиков седых. О — звонкий рев трубы, пронзительный и странный, Полеты ангелов в тиши небес пространной, О — дивных глаз ее лиловые лучи.
Серый цвет становится символом воинствующей пустоты и пошлости жизни: о «серой паучихе скуки» пишет А.Блок в статье

Слайд 17

Акмеизм

( от греч. Акме- высшая степень чего-либо, цветущая сила, вершина)- модернистское лит. течение в русской поэзии 1910-х годов. Представители: С.Городецкий, раннее творчество А.Ахматовой, Л.Гумилёва , О.Мандельштама. Сам термин принадлежит Л.Гумилёву. Акмеизм выделился из символизма, подвергнув критике его мистические устремления к «непознаваемому».
Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистических порывов к идеальному ,от многозначности и текучести образов , усложненной метафоричности; говорили о необходимости возврата к материальному миру, предмету, точному значению слова.


Слайд 18Символизм основывается на неприятии действительности, а акмеисты считали , что не

следует отказываться от этого мира , нужно искать в нём какие-то ценности и запечатлевать их в своих произведениях, причём делать это с помощью точных и понятных образов, а не расплывчатых.
«У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь ещё» (С.Городецкий)
Символизм основывается на неприятии действительности, а акмеисты считали , что не следует отказываться от этого мира ,

Слайд 19Задачей литературы акмеизм провозглашал « прекрасную ясность», или кларизм(от лат.ясный). А.проповедовал

ясный, «простой» язык, где слова прямо называли бы предметы, декларировали свою любовь к предметности. Так, Гумилёв призывал искать не «зыбких» слов, а слов «с более устойчивым содержанием».Этот принцип наиболее последо-вательно был реализован в товрчестве А.Ахматовой.
Задачей литературы акмеизм провозглашал « прекрасную ясность», или кларизм(от лат.ясный). А.проповедовал ясный, «простой» язык, где слова прямо

Слайд 20

Футуризм

одно из основных авангардистских направлений( авангардизм-крайнее проявление модернизма) в европейском искусстве начала 20 века.
В 1909 г. в Италии вышел «Манифест футуризма». Основные положения: отказ от традиционных эстетических ценностей и опыта всей предшествующей литературы, смелые эксперименты в сфере литературы и искусства.

Футуризмодно из основных авангардистских

Слайд 21Они стремились порвать с традиционной культурой, приветствовали литературные эксперименты , стремились найти

новые средства речевой выразительности( провозглашение нового свободного ритма, расшатывание синтаксиса, уничтожение знаков препинания). В то же время русские футуристы отвергли фашизм и анархизм, которые декларировал в «Манифесте…» Маринетти и обратились к эстетическим проблемам. Футуристы писали от имени человека толпы . В основе этого движения лежало ощущение «неизбежности крушения старья»( Маяковский), осознание рождения «нового человечества». Опираясь на живой разговорный язык , футуристы занимались «словотворчеством» (создавали неологизмы).Их произведения отличались сложными семантическими и композиционными сдвигами- контраст комического и трагического , фантастики и лирики. Распадаться футуризм стал уже в 1915-16 годы.
Они стремились порвать с традиционной культурой, приветствовали литературные эксперименты , стремились найти новые средства речевой выразительности( провозглашение

Слайд 22Основные группировки футуризма: 1) «Гилея»-объединяла кубофутуристов ( В.Хлебников, В.Маяковский, А.Крученых и др.); 2) «

Ассоциация эгофутуристов» ( И.Северянин,И.Игнатьев и др.); 3) «Мезонин в поэзии» (В.Шершеневич, Р.Ивнев); 4) «Центрифуга» (С.Бобров, Н.Асеев, Б.Пастернак). Самой значительной и влиятельной была «Гилея». Её участники выпустили множество сборников «Садок судей» (1910), «Пощёчина общественному вкусу»(1912), «Дохлая луна»(1913), «Взял»(1915).
Основные группировки футуризма: 1) «Гилея»-объединяла кубофутуристов ( В.Хлебников, В.Маяковский, А.Крученых и др.);  2) « Ассоциация эгофутуристов»

Слайд 23
Новое искусство, обретая новую форму и новое слово, преподносилось столь

же необычно. Ставка делалась на публичные выступления, на которых футуристы на глазах «у изумленной публики» глумились над всеми предшествующими традициями. Они любили и хорошо умели дразнить, эпатировать, сердить публику, обожали скандалы и публичное «повышенное» внимание.
Весь мир, по убеждению футуристов, пронизан искусством. Отсюда их тяга к массовым театральным акциям, раскраска лиц, ладоней, культивирование эстетического «безумства».



Новое искусство, обретая новую форму и новое слово, преподносилось столь же необычно. Ставка делалась на публичные

Слайд 24В сборнике «Садок судей II» футуристы выдвинули «новые принципы творчества»:
«1. Мы

перестали рассматривать словопостроение и сло¬вопроизношение по грамматическим правилам, став видеть в бук¬вах лишь направляющие речи. Мы расшатали синтаксис.
2. Мы стали придавать содержание словам по их начерта¬тельной и фонетической характеристике.
3. Нами осознана роль приставок и суффиксов.
4. Во имя личного случая мы отрицаем правописание.
5. Мы характеризуем существительные не только прилага¬тельными (как делали главным образом до нас), но и другими частями речи, также отдельными буквами и числами:
а) считая частью неотделимой произведения его помар¬ки и виньетки творческого ожидания;
б) в почерке полагая составляющую поэтического им¬пульса;
<...>
6. Нами уничтожены знаки препинания, — чем роль словес¬ной массы выдвинута впервые и осознана.
7. Гласные мы понимаем как время и пространство (харак¬тер устремления), согласные — краска, звук, запах.
8. Нами сокрушены ритмы. Хлебников выдвинул поэтический размер живого разговорного слова. Мы перестали искать размеры в учебниках — всякое движение рождает новый свободный ритм поэту.
9. передняя рифма (Давид Бурлюк), средняя, обратная рифмы (Маяковский) разработаны нами.
10. Богатство словаря поэта — его оправдание.
11. Мы считаем слово творцом мифа; слово, умирая, рожда¬ет миф, и наоборот.
12. Мы во власти новых тем: ненужность, бессмысленность, тайна властной ничтожности воспеты нами.
13. Мы презираем славу; нам известны чувства, не жившие до нас. Мы новые люди новой жизни».

В сборнике «Садок судей II» футуристы выдвинули «новые принципы творчества»:«1. Мы перестали рассматривать словопостроение и сло¬вопроизношение по

Слайд 25Каждый молод молод молод
В животе чертовский голод
Так идите же за мной...
За

моей спиной
Я бросаю гордый клич
Этот краткий спич!
Будем кушать камни травы
Сладость горечь и отравы
Будем лопать пустоту
Глубину и высоту
Птиц, зверей, чудовищ, рыб,
Ветер, глины, соль и зыбь!..
(Д.Бурлюк)

Каждый молод молод молодВ животе чертовский голодТак идите же за мной...За моей спинойЯ бросаю гордый кличЭтот краткий

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть