Слайд 1Лермонтов-художник
Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ «2-Нерюктяйинская СОШ»
Андреева Сардана
Револиевна
2014
Слайд 2Все знают, что Михаил Юрьевич Лермонтов – гениальный поэт, нашедший признание
еще при жизни и оказавший влияние на русскую литературу. Многие стихи Лермонтова на слуху у каждого образованного человека, и мало кто при имени Лермонтова вспоминает его картины, а между тем по семейному преданию, по свидетельству его родственника А.П. Шан-Гирея, начал рисовать едва ли не раньше, чем писать.
Лермонтов рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи, портреты, путевые зарисовки.
Слайд 3Воспоминание о Кавказе
Картина М.Ю. Лермонтова. Масло. 1838.
Любая кавказская панорама Лермонтова –
малый фрагмент вселенной, выразивший всю бесконечность мироздания.
Слайд 4Вид Пятигорска.
Картина М.Ю. Лермонтова. 1837 – 1838.
Несмотря на романтическую интонацию, лермонтовские
панорамы, как показал исследователь его творчества, во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест.
Слайд 5Пейзаж с мельницей и скачущей тройкой.
Акварель М.Ю. Лермонтова. 1835 – 1836.
Вообще
рисунки и акварели Лермонтова в наибольшей мере выражают романтическую сущность его искусства.
Слайд 6Парус.
Акварель Лермонтова. 1828 – 1832.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Слайд 7Тамань.
Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш. 1837.
«Полный месяц светил на камышовую крышу и
белые стены моего нового жилища…Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен её, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны».
Слайд 8Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда.
Акварель М.Ю. Лермонтова. 1841.
В последние
годы жизни Лермонтов немало времени уделял портрету, изображая друзей и знакомых. Сохранились акварельные портреты А.А. Кикина и А.А. Столыпина в виде курда, два прекрасных портрета неизвестных.
Слайд 9Неизвестный молодой человек в синем. (С.А Раевский?)
Акварель М.Ю. Лермонтова. 1836 –
1837.
Слайд 10Рисунки М.Ю. Лермонтова на обложке рукописи «Вадима»
1832 – 1834.
Если в картинах
романтизм проявился в сюжетном строе, в ориентальных мотивах, то графика запечатлела самый темп и напряженность романтического мирочувствия, романтического переживания натуры.
Слайд 11Эпизод из сражения при Валерике
Рисунок М.Ю. Лермонтова. 1840.
Лермонтов – боевой офицер
проявил личную храбрость в военной кампании в 1840-1841 годах. Одну из битв этой кампании он запечатлел в замечательном рисунке, раскрашенном позднее его другом, художником Г.Г. Гагариным.
Слайд 12Офицер верхом и амазонка.
Рисунок М.Ю. Лермонтова. Карандаш. 1840 – 1841.
Беглые зарисовки
полны динамики: линия двоится и срывается в штрих, спеша зафиксировать увиденное.
Слайд 13М.Ю. Лермонтов.
Автопортрет. Акварель. 1837-1838.
Большое значение для лермонтовской иконографии имеет романтический автопортрет
1837 года, где художник изобразил себя на фоне кавказских гор в облике поэта и воина.
Лермонтов подобно Байрону, воплотил в себе идеал романтической личности.
Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы художественное творчество поэта, не оборви его жизнь 15 июля 1841года дуэльный выстрел у подножия горы Машук.
Конечно, в сравнении с литературными произведениями, изобразительные опыты Лермонтова более отвечают привычному романтическому канону. Однако в поздних вещах следы его мятежного гения проявляются все чаще. Возможно, и здесь Лермонтов был на пороге замечательных открытий.
Слайд 14Литература
Колокольцев Е.Н. Альбом «М.Ю. Лермонтов». Учебно-наглядное пособие для средней школы. М.
– Просвещение, 1988.
Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М., 1988.