Слайд 1
Научно-исследовательская работа по теме:
«Карамельно-шоколадный русский язык»
(Фрагменты разделов науки
о языке в
наименованиях конфет)
Слайд 2
Проблема:
выяснить, как взаимосвязаны разделы русского языка и
наименования конфет.
Цель:
изучить названия конфет, классифицировать их с целью дальнейшего
применения на уроках русского языка.
Задачи:
1. собрать различные наименования конфет;
2. рассмотреть названия с точки зрения разделов науки о языке;
3. классифицировать наименования конфет;
4. подобрать материал для составления карточек по русскому языку.
Слайд 3В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова читаю:
Фантик – это конфетная обёртка,
употребляемая детьми для игры.
В «Толковом словаре русского языка» Ефремовой Т.Ф. слово фантик имеет два значения:
конфетная обертка;
особым образом свернутая конфетная обертка как элемент игры в фантики.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля
есть только слово фант, что означает – это залог, заклад в домашних семейных играх.
Слайд 4 Из 114 различных наименований конфет
на фантиках
встретились
55 имён существительных,
20 имён прилагательных,
1 наречие
31 словосочетание.
Глаголы не встретились.
Слайд 5 Русские названия конфет.
В качестве русских названий конфет используется лексика семи
тематических групп: сказка, животный мир, растительный мир, фрукты и ягоды, природа, персоналии, искусство.
Слайд 6Имена собственные, созданные на базе иностранных языков.
В составе имен собственных –
названий конфет – помимо исконных названий, значительное место занимают заимствованные, иноязычные и искусственно созданные имена.
Слайд 7 Группы имён существительных в качестве надписей на фантиках.
Среди рассмотренных
названий конфет встретились:
1) Надписи, указывающие на число имѐн существительных:
а) единственное число – 63 («Кокетка», «Маска», «Туесок» и др.)
б) множественное число - 4 названия («Жуйчики», «Киви», «Ладушки», «Руны»)
2) Надписи, указывающие на географическую принадлежность – 4
( «Вавилон», «Хуторские», «Московские», «Кубанские»)
3) Надписи, в которых встречаются имена – 4 («Резеда», «Глория», «Рузанна», «Алёнка»)
5) Надписи, указывающие на национальность – 1 («Славянка»)
6) Надписи, указывающие на место проживания – 2 («Южанка», «Москвичка», «Терем-теремок»)
Слайд 8 Разделы русского языка.
Внимательно рассмотрев все
представленные названия, я выделила несколько тем по русскому языку, при изучении которых можно использовать названия конфет.
Способы словообразования.
многие названия конфет образованы суффиксальным способом:
Слайд 10 Лексическое значение слов.
Каждое название содержит свое значение,
свой смысл, который нужно раскрыть.
Слайд 11Словосочетания.
Названия конфет, которые состоят из двух слов, можно
использовать при изучении словосочетаний. Например, «Французский десерт», «Огни Москвы», «Гусиные лапки», «Дары солнца», «Радость сладкоежки» и др.
Слайд 12Эпитет и метафора.
На примере различных названий можно показать эпитеты
и метафоры:
Слайд 13Морфемный разбор
Со всеми рассмотренными названиями конфет можно произвести морфемный
разбор.
Слайд 14
Выводы.
*все изученные мною названия конфет по сути – это части речи,
которые мы уже изучали и продолжим изучать на уроках русского языка;
*поскольку имя существительное – это самая большая группа слов в русском языке, то чаще всего именно она встречается в названиях конфет;
*из всех способов словообразования самый распространённый в названиях конфет – суффиксальный;
Слайд 15
*с точки зрения лексического значения фантики могут дать интересный материал для
составления разных заданий по русскому языку;
*многие названия конфет могут стать полезными при изучении темы «Способы образования слов».