Презентация, доклад Как писать сочинение по литературе

Содержание

Цель: как научиться грамотно писать сочинения по лите-ратурным произведениям.

Слайд 1"Как писать сочинение по литературному произведению".
МБОУ «Ероховская основная общеобразовательная школа»
Выполнила:
Нысанова

Альбина
ученица 8 класса

Учитель информатики:
Крюкова Оксана Юрьевна

Слайд 2


Цель: как научиться грамотно писать сочинения по

лите-ратурным произведениям.

Цель: как научиться грамотно писать сочинения по лите-ратурным произведениям.

Слайд 3Значение слова «сочинение».
Требования к сочинению.
Виды тем сочинений.
Структура сочинения.
Основные правила работы над

сочинением.
Схема работы над сочинением.
Виды ошибок и их обозначение.




Содержание:

Значение слова «сочинение».Требования к сочинению.Виды тем сочинений.Структура сочинения.Основные правила работы над сочинением.Схема работы над сочинением.Виды ошибок и

Слайд 4 Значение слова «сочинение».

В состав слова «сочинение» входит корень

"-чин-", имеющий значение "порядок, иерархия".
То есть, сочинение - это упорядочение мыслей, приведение их в надлежащий порядок, продиктованный выбранной темой и материалом анализа.

Значение слова «сочинение».В состав слова «сочинение» входит корень

Слайд 5Сочинение по литературе - это особый школьный литературоведческий жанр, в первую

очередь, письменный анализ литературных произведений
Анализ эпизода - это анализ литературного произведения в миниатюре.
Чтобы глубоко и полно раскрыть в сочинении многие темы, нужно уметь кратко или подробно анализировать некоторые эпизоды или сцены произведения.

Сочинение по литературе - это особый школьный литературоведческий жанр, в первую очередь, письменный анализ литературных произведенийАнализ эпизода

Слайд 6Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.
Сочинение должно быть основано

на знании текста.
Сочинение должно демонстрировать знание всех произведений школьной программы по выбранной теме.
В сочинении необходимо показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая используется. Если приводится термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете.
В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей, события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.

Требования к сочинению.

Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме. Сочинение должно быть основано на знании текста. Сочинение должно демонстрировать

Слайд 7Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно

должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление ("вход в тему"), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, "выход" из темы).
Все мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.
Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.
Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.



Требования к сочинению.

Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения:

Слайд 8Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.


Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей "Львом Николаевичем" (о Толстом), "Мариной Ивановной" (о Цветаевой), "Николаем Васильевичем" (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!
Обратите внимание! Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.



Требования к сочинению.

Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения. Избегайте фамильярности в отношении авторов, о

Слайд 9Виды тем:
проблемные,
сопоставительные,
обзорные,
темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя,


анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений),
анализ эпизода,
сочинение по цитате,
смешанные,
свободные.

Виды тем:проблемные, сопоставительные, обзорные, темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя, анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических

Слайд 10Проблемные темы -
те, основным содержанием которых становится постановка вопросов

(проблем) научного, эстетического или этического характера. В формулировку таких тем зачастую входит сам термин "проблема".

Если формулировка такой темы начинается со слова "проблема", то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем.
Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.
Проблемные темы - те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера. В

Слайд 11Сопоставительные темы -

то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и

более объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких тем обычно включается несколько объектов, соединенных союзом "и".
В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке.
Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.


Сопоставительные темы - то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой. В

Слайд 12Обзорные темы -

отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают

только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы.
Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект "сверху", разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.
Обзорные темы - отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо

Слайд 13Раскрытие особенностей мастерства писателя

предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и

отработанные навыки "обращения" с ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т.д.
Главное, вы должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; ваша задача - показать своеобразие авторского художественного видения путем анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема.
Раскрытие особенностей мастерства писателя  предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки

Слайд 14Сочинения по цитате:

здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать

проблемный вопрос, "спрятанный" в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.
Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос,

Слайд 15Смешанные темы

Безусловно, б́ольшая часть тем сочетает в себе элементы

различных видов - и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и сопоставительность и поэтому предполагает разносторонний подход. Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь вам нужно самостоятельно определить, какой подход - обзорный, проблемный, аналитический или другой - вы изберете как ведущий.
Смешанные темы Безусловно, б́ольшая часть тем сочетает в себе элементы различных видов - и описательность (обзорность), и

Слайд 16Свободные темы

предполагают широкую по содержанию формулировку, не "привязанную" к какой-либо

литературной эпохе, автору или произведению. Они зачастую опираются на житейский опыт человека, но следует помнить, материалом свободной темы следует выбирать именно литературные произведения, выводя при этом рассуждения за рамки чистого литературоведения, так как свободные темы в большей степени, чем все другие, допускают или даже приветствуют ваше личностное отношение к тем или иным проблемам. Здесь требуется умение жестко отобрать материал анализа, отсечь лишнее, чтобы не уйти от темы, не упустить необходимого, чтобы тема не была раскрыта поверхностно.
Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не

Слайд 17Структура сочинения:
вступление;
основная часть;
заключение.

Структура сочинения:вступление;основная часть;заключение.

Слайд 18Вступление:
чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ,

на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.
Вступление:чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить

Слайд 19 главное ее содержание - это развернутый и доказательный ОТВЕТ

на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая.

Основная часть:

главное ее содержание - это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые вы сформулировали

Слайд 20Заключение:
задача этой части - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во

второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова "проблема", "композиция". "образ", "пейзаж" и т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.
Заключение:задача этой части - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам,

Слайд 211. Сочинение – жанр, отрицающий переписывание. Мысли, впечатления, выводы и утверждения

должны быть лишь одного автора – автора самого сочинения.
2. Если вы пишите сочинение по литературному произведению (а это самый распространённый вариант для школьника), произведение должно быть прочитано.
3. Чтобы написать сочинение, нужен план.
4. Не пишите, если сами не до конца всё поняли в произведении, если сюжетная линия для вас где-то потеряна. Возможно, стоит перечитать произведение. Не бойтесь спрашивать учителя, он только одобрит ваш интерес и пытливость.



Основные правила работы над сочинением.

1. Сочинение – жанр, отрицающий переписывание. Мысли, впечатления, выводы и утверждения должны быть лишь одного автора –

Слайд 22Основные правила работы над сочинением.
5. Лучше прибегать к цитатам. Это не

только подчеркнёт вашу осведомлённость и готовность к работе, но и будет этично.
6. Нужно читать хорошие сочинения. Их образцы сейчас несложно найти в специальных пособиях, в Интернете. Прочитав не один образец, вы оцените особенности структуры сочинения, язык автора, стиль. Так или иначе, вам захочется копировать прочитанное, а это уже направит вас в нужное русло.
7. И последнее правило: не садитесь за чистый лист. Это значит, что в голове у вас уже должен быть некий образ будущего сочинения. Сложно сидеть за письменным столом и представлять, что и как я напишу.





Основные правила работы над сочинением.5. Лучше прибегать к цитатам. Это не только подчеркнёт вашу осведомлённость и готовность

Слайд 238. Ну и, конечно, самое главное – слушайте учителя. От вас

ведь не требуют сверхзнаний и сверхумений, а значит, всё вам по силам. Научиться писать сочинения – большой труд, который непременно пригодится в будущем; красивая, грамотная речь и умение высказывать свою точку зрения являются значимыми приобретениями в современном мире.

Основные правила работы над сочинением.

8. Ну и, конечно, самое главное – слушайте учителя. От вас ведь не требуют сверхзнаний и сверхумений,

Слайд 24
1. Я выбрал эту тему, потому что _________________________
__________________________________________
2. Чтобы

раскрыть тему, я должен ответить на следующие вопросы:
___________________________________________________
_______________________________________________
3. Для того чтобы ответить на эти вопросы, я должен:
проанализировать следующую литературу (словари, научные исследования по данному произведению ...):
_______________________________________________
получить информацию из других источников (телевидение, радио, кинофильмы, и т. д.):
__________________________________________________________
__________________________________________________________
выбрать цитаты по теме сочинения.

Схема работы над сочинением.

1. Я выбрал эту тему, потому что _________________________ __________________________________________ 2. Чтобы раскрыть тему, я должен ответить на

Слайд 254. План моего сочинения:
1) Вступление (выпиши основную мысль вступления):


___________________________________________
2) Основная часть.
Мысль
Эпизод
Цитата
3) Заключение (выводы):__________________________________

Схема работы над сочинением.

4. План моего сочинения: 1)  Вступление (выпиши основную мысль вступления): ___________________________________________ 2) Основная часть. Мысль 	Эпизод

Слайд 26Виды ошибок и их обозначение.

Виды ошибок и их обозначение.

Слайд 27«Текст может быть любым, лишь бы он не был занудным».

«Текст может быть любым, лишь бы он не был занудным».

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть