Слайд 13 сентября 2019 года
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Слайд 3334 человека, из них 186 детей, 15 учителей, более 900 человек
получили ранения…
Слайд 5Запишите высказывание И.С.Тургенева. Объясните пунктуацию. Выделите орфограммы и обоснуйте их написание.
«Берегите наш язык, (1) наш прекрасный русский язык, (2) этот клад, (3) это достояние, (4) переданное нам нашими предшественниками».
Слайд 6Проверка:
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это
достояние, переданное нам нашими предшественниками».
1.
2.
3.
4.
Слайд 7 «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это
достояние, переданное нам нашими предшественниками».
Почему Тургенев сравнивает язык с кладом?
Какое изобразительно-выразительное средство используется при этом?
Какие ИВС зашифрованы ниже?
Афомтаер, аивсернне
Слайд 8С какой темой связано предложенное высказывание?
О чём, по вашему, пойдет речь
на уроке?
Слайд 9Русский язык
в современном мире
Функции языка. Язык, речь, слово. Русский язык
– государственный язык Российской Федерации. Русский язык как национальный язык русского народа. Русский язык как средство межнационального общения
в Российской Федерации. Русский язык среди других языков мира. Русистика на современном этапе.
Какова цель предстоящей учебной деятельности?
Слайд 10Цели:
1) совершенствовать знания учащихся о функциях русского языка, роли русского языка;
2)
выборочно повторить орфографию, синтаксис, пунктуацию;
3) анализировать проблематику предложенного текста.
Слайд 11Домашнее задание:
1. Подготовьте сообщение по высказыванию К.Паустовского, оперируя информацией, полученной на
уроке, текстами упр.1-2 учебника Грекова, Чешко.
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.» (К.Паустовский)
2. Вспомните изученное ранее по теме «Стили речи». На основании материалов параграфа 2 составьте опорный конспект по данной теме.
Слайд 12План урока:
Функции языка. Язык, речь, слово.
Русский язык – государственный язык Российской
Федерации.
Русский язык как национальный язык русского народа.
Русский язык как средство межнационального общения в Российской Федерации.
Русский язык среди других языков мира.
Русистика на современном этапе.
Слайд 13В чем различие понятий: «речь», «язык», «слово»?
Язык – это социально предназначенная
система знаков, естественно возникшая в человеческом обществе, которая служит важнейшим средством коммуникации.
Речь – это конкретное говорение, реализация языка в различных видах речевой деятельности ‒ говорении и слушании, письме и чтении.
Слово - основная структурно - семантическая единица языка, служащая для именования денотатов, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка.
Слайд 14Отличия речи от языка:
1) Речь- сугубо индивидуальна и неповторима.
2) Речь менее
консервативна, более динамична, чем язык: человек может легко перейти от одного стиля к другому ‒ в социолингвистике это называется «смена кода».
3) Речь отражает опыт говорящего, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна.
4) Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку.
Слайд 15ФУНКЦИИ
Выявите и сформулируйте функции языка, опираясь на пословицы:
а) Язык до
Киева доведет.
б) В умной беседе ума наберешься, в глупой – свой растеряешь.
в) Язык – ключ к сердцу (Азерб.).
г) Слова дедов – источник разума (Узбек.).
д) Вершина искусства – красноречие (Киргиз.).
функция общения
функция выражения мыслей
экспрессивная функция
поэтическая функция
б), г)
а)
в)
д)
Слайд 16Функции русского языка в современном мире:
Экспрессивная функция
Государственный язык
Поэтическая функция
Служит общению людей (функция общения)
Служит выражению мыслей и чувств ( функция выражения мыслей )
Мировой язык
Язык межнационального общения
Национальный язык
Распределите данные функции по степени важности, с вашей точки зрения, обоснуйте свой ответ.
Слайд 17Русистика
Русистика — комплекс наук о русском языке, русской культуре, русской литературе,
русском народе, русской истории.
Русистика охватывает изучение русского языка и литературы, методику преподавания этих дисциплин, изучение русской речевой культуры и коммуникации носителей русского языка с носителями других языков.
Круг научных проблем, которыми занимается русистика, достаточно широк:
это проблемы описания русского языка для обеспечения речевых действий;
изучение русского языка как родного и неродного;
исследование воздействующих функций русского слова;
изучение функционирования русского языка зарубежья;
исследование русской литературы как феномена культуры и языка.
Познакомьтесь с предложенной информацией. Можно ли считать данный материал текстом? Какой виды работы с данной информацией можно предложить?
Слайд 181. Средством общения славянских племен служил племенной общеславянский язык.
2. В V-VI
вв. выделяется восточнославянский язык – язык украинских, белорусских и русских племен.
3. В IX в. образуется Киевское государство, формируется древнерусский язык.
4. Широкое распространение получил старославянский язык, который использовался в богослужении.
5. Старославянский язык был языком религиозных текстов, а древнерусский – языком летописей, художественной литературы и законов.
6. В XIV-XV вв., после распада Киевского государства, происходит выделение русского языка из древнерусского.
7. Окончательно русский национальный язык оформился в XVIII в. Это связано с трудами М.В.Ломоносова.
К каким функциям русского языка служит пояснением нижеследующая информация? Озаглавьте план.
Становление русского литературного языка
Слайд 19Подготовка к ЕГЭ
Прочитайте отрывок из речи академика Измаила Ивановича Срезневского «Мысли
об истории русского языка».
Укажите тему данного текста.
Выполните задания к тексту.
Слайд 20Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем. Народ
и язык, один без другого, представлен быть не может.
Язык есть собственность нераздельная целого народа. Переходя от человека к человеку, от поколения к поколению, из века в век, он хранится народом как его драгоценное сокровище, которое по прихотям частных желаний не может сделаться ни богаче, ни беднее, — ни умножиться, ни растратиться. Независимый от частных волей, язык не подвержен в судьбе своей случайностям. Все, что в нем есть, и все, что в нем происходит, и сущность его и изменяемость, все законно, как и во всяком произведении природы.
Народ выражает себя в языке своем. Народ действует; его деятельностью управляет ум; ум и деятельность народа отражаются в языке его. Деятельность есть движение; <...> изменяются народы, изменяются и языки их. Как изменяется язык в народе? Что именно в нем изменяется и по какому пути идет ряд изменений? Решение их (вопросов )составляет историю языка.. .
История языка, нераздельная с историей народа, должна входить в народную науку, как ее необходимая часть.
Слайд 21А1. Какое предложение выражает основную мысль текста?
Народ и язык, один без
другого представлен быть не может.
Язык есть собственность нераздельная целого народа.
Народ выражает себя в языке своем.
История языка, нераздельная с историей народа, должна входить в народную науку как ее необходимая часть.
Слайд 22А1. Какое предложение выражает основную мысль текста?
Народ и язык, один без
другого представлен быть не может.
Язык есть собственность нераздельная целого народа.
Народ выражает себя в языке своем.
История языка, нераздельная с историей народа, должна входить в народную науку как ее необходимая часть.
Слайд 23А2. Какое из утверждений не соответствует мыслям автора?
Язык сохраняет преемственность между
поколениями.
Язык не зависит от частной воли, он драгоценное сокровище народа.
Понятия язык, мышление и народ взаимосвязаны.
Язык подвержен в судьбе своей случайностям, которые свойственны законам природы.
Слайд 24А2. Какое из утверждений не соответствует мыслям автора?
Язык сохраняет преемственность между
поколениями.
Язык не зависит от частной воли, он драгоценное сокровище народа.
Понятия язык, мышление и народ взаимосвязаны.
Язык подвержен в судьбе своей случайностям, которые свойственны законам природы.
Слайд 25А3. Какая проблема не рассматривается в данном тексте?
Значение русского языка.
Язык как
выразитель мышления народа.
Исторические изменения в языке.
Общественная природа языка.
Слайд 26А3. Какая проблема не рассматривается в данном тексте?
Значение русского языка.
Язык как
выразитель мышления народа.
Исторические изменения в языке.
Общественная природа языка.
Слайд 27А4. Определите стиль и тип речи текста.
Научный стиль, рассуждение.
Публицистический стиль, описание.
Художественный
стиль, повествование.
Публицистический стиль, рассуждение.
Слайд 28А4. Определите стиль и тип речи текста.
Научный стиль, рассуждение.
Публицистический стиль, описание.
Художественный
стиль, повествование.
Публицистический стиль, рассуждение.
Слайд 29А7. Сколько грамматических основ в последнем предложении второго абзаца?
4
3
6
5
Все, что в
нем есть, и все, что в нем происходит, и сущность его и изменяемость, все законно, как и во всяком произведении природы.
Слайд 30А7. Сколько грамматических основ в последнем предложении второго абзаца?
4
3
6
5
Слайд 31«Общество без языка было бы похоже на несобранную машину, все части
которой разбросаны и бездействуют, отчего и само бытие тщетно и бесполезно.» (М.В.Ломоносов)
Может ли данное высказывание служить выводом к теме урока? Обоснуйте свою точку зрения.
Объясните правописание –Н- и –НН-.
Произведите синтаксический разбор предложения.
Слайд 32Домашнее задание:
1. Подготовьте сообщение по высказыванию К.Паустовского, оперируя информацией, полученной на
уроке, текстами упр.1-2 учебника Грекова, Чешко.
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к своему языку, - дикарь. Его безразличие к языку объясняется безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа.» (К.Паустовский)
2. Вспомните изученное ранее по теме «Стили речи». На основании материалов параграфа 2 составьте опорный конспект по данной теме.