Презентация, доклад к уроку русского языка в 10 классе на тему:Овладение культурой публичного выступления

Содержание

Структура публичного выступления

Слайд 1Овладение культурой публичного выступления

Овладение культурой публичного выступления

Слайд 2Структура публичного выступления

Структура публичного выступления

Слайд 3 Любое публичное выступление состоит из
трех частей,

которые в свое время были выделены Аристотелем (“Риторика”): вступления, основной части и заключения.

Любое публичное выступление состоит из трех частей, которые в свое время были выделены

Слайд 4Марк Квинтилиан, античный автор “Двенадцати наставлений о риторике”, выделил еще одну

важную часть публичного выступления
– обращение к слушателям. Его цель привлечь внимание к оратору, расположить аудиторию к оратору.
Марк Квинтилиан, античный автор “Двенадцати наставлений о риторике”, выделил еще одну важную часть публичного выступления – обращение

Слайд 5Вступление
Вступление – это первая, вводная часть публичного выступления.  Основные цели вступления

следующие:
вызвать интерес;
овладеть вниманием аудитории;
установить взаимопонимание и доверие;
подготовить аудиторию к восприятию речи
Вступление должно быть небольшим по объему. Обычно  оно составляет 1/8 от всего времени выступления.

Вступление Вступление – это первая, вводная часть публичного выступления.  Основные цели вступления следующие:вызвать интерес; овладеть вниманием аудитории;установить

Слайд 6Формы вступления
Оратор сообщает, какие вопросы он намерен раскрыть в речи.
Во

вступлении подчеркивается, в чем состоит важность темы для слушателей.
Оживляет речь пример из художественной литературы, проведение аналогии между предметом речи и примером из литературы.
Используется цитата из официальных источников, документов, авторитетных авторов.
Задается риторический вопрос (т.е. вопрос, не требующий ответа). 

Формы вступления Оратор сообщает, какие вопросы он намерен раскрыть в речи.Во вступлении подчеркивается, в чем состоит важность

Слайд 7Во вступлении используются риторические восклицания. Например, известно такое восклицание Цицерона: “О

времена! О нравы!”.
Приводится пример из местной жизни, из жизни слушателей и устанавливается аналогия с предметом речи.
Опытный оратор может привести пример из собственной жизни или анекдот, если они связаны с темой выступления и уместны в данной аудитории.
Иногда для привлечения внимания используют “шоковую” технику, т.е. начинают речь с фигуры парадокса (парадоксального утверждения) и раскрытия темы “от противного”
Во вступлении используются риторические восклицания. Например, известно такое восклицание Цицерона: “О времена! О нравы!”.Приводится пример из местной

Слайд 8
Основная ошибка начинающих ораторов – вместо продуманного вступления извиняться за неопытность.

Итак, нельзя извиняться за то, что Вы неопытный оратор, что вряд ли Вы сможете сказать о чем-то новом или интересном.
 

Основная ошибка начинающих ораторов – вместо продуманного вступления извиняться за неопытность. Итак, нельзя извиняться за то, что

Слайд 9Заключение
Большую роль в любой речи играет заключение (конец речи).
Перечислим основные цели

заключения:
суммировать сказанное, сделать выводы;
усилить интерес к предмету речи;
закрепить впечатление от речи.

Заключение Большую роль в любой речи играет заключение (конец речи).Перечислим основные цели заключения:суммировать сказанное, сделать выводы; усилить

Слайд 10Заключение не должно содержать дополнительных новых сведений, мыслей. Оно  должно дать

возможность слушателям припомнить содержание речи (на слух не все хорошо запоминается), должно “закруглить” речь. Главное требование к заключению: последняя “нота” должна быть высокой и жизнеутверждающей, должна активизировать слушателей, если даже речь шла о трудных вопросах, поэтому заключение может содержать призыв к какому-то действию. В заключении можно выразить благодарность слушателям за внимание.

Заключение не должно содержать дополнительных новых сведений, мыслей. Оно  должно дать возможность слушателям припомнить содержание речи (на

Слайд 11Основная часть
Основная часть речи посвящается раскрытию темы и содержит изложение сведений,

доказательства. Типичные цели основной части выступления:
сообщить информацию;
обосновать свою точку зрения;
убедить аудиторию;
побудить слушателей к конкретным действиям.

Основная часть Основная часть речи посвящается раскрытию темы и содержит изложение сведений, доказательства. Типичные цели основной части

Слайд 12Самые частые ошибки
1) выход за пределы рассматриваемого вопроса (“вокруг да около”,

но не по делу);
2) усложнение отдельных положений речи, когда они включают сразу несколько вопросов;
3) перескакивание с одного вопроса на другой;
4) большой круг рассматриваемых вопросов (в речи не должно быть более пяти основных положений, иначе внимание слушателей рассеивается).
 
Самые частые ошибки1) выход за пределы рассматриваемого вопроса (“вокруг да около”, но не по делу);2) усложнение отдельных

Слайд 13Типы публичного выступления
Способ раскрытия темы (в риторике это обозначается термином изобретение)

должен содержать в себе следующие признаки: правильность, новизну, уместность, иначе говоря, изобретение (мысли) ограничивается конкретной аудиторией (уместность речи) и правильным соотношением в речи данного (известного) и нового. Неверно думать, что нужно сообщать только новые сведения. Если на аудиторию “обрушиваются” только новые факты, идеи, слушатели могут отключиться, устав, поэтому важно, чтобы новое перемежалось со старым, трудное с легким.
Способ раскрытия темы в основной части зависит от типа речи. Выделяются следующие типы речи:
информирующая,
аргументирующая,
эпидейктическая речь.

Типы публичного выступления Способ раскрытия темы (в риторике это обозначается термином изобретение) должен содержать в себе следующие

Слайд 14Информирующая речь
Информирующая речь призвана прежде всего передать аудиторию новую информацию.
Основные

виды информационных выступлений:
информация – короткое устное сообщение о каких-либо событиях, которые произошли;
объявление – сообщение о том, что предстоит, должно произойти;
аннотация – краткое изложение содержание книги или фильма;
лекция – учебное, научное или научно-популярное выступление специалиста, в котором раскрывается какая-либо тема;
доклад – развернутое сообщение, которое раскрывает важную научную или общественно-политическую проблему;
сообщение – небольшой доклад по какому-либо отдельному, частному вопросу.

Информирующая речь Информирующая речь призвана прежде всего передать аудиторию новую информацию. Основные виды информационных выступлений:информация – короткое

Слайд 15Общие правила подготовки информационного выступления:
Информационное выступление должно содержать новую для слушателей

информацию.
Оно должно быть актуально для слушателей, т.е. интересно для них сейчас, в данный момент.
Оно должно дать полную информацию.
Оно должно заинтересовать слушателей в получении новой, дополнительной информации по данной теме.
Оно должно содержать несколько конкретных фактов.
Такое выступление должно содержать два-три раздела (пункта плана), не больше.
Оно должно быть кратким.
Четко переходить от одного пункта к другому.
Не использовать много жестов.
Общие правила подготовки информационного выступления: Информационное выступление должно содержать новую для слушателей информацию.Оно должно быть актуально для

Слайд 16Эпидейктическая речь
Эпидейктическая речь – это так называемая “речь на случай”, торжественная

речь на юбилеях и других торжественных актах, в дружеском кругу. Главная цель оратора – воодушевление и сплочение аудитории. Задача речи – хвала всему, что делает данную общность коллективом, хула всему, что противостоит данной общности.
К разновидностям эпидейктической речи относятся хвала лицу по случаю юбилея, похвала какому-то историческому, общественному явлению и хула (порицание) какого-то события, явления.

Эпидейктическая речь Эпидейктическая речь – это так называемая “речь на случай”, торжественная речь на юбилеях и других

Слайд 17Общие правила подготовки похвальной речи:
Похвальное слово возможно в адрес организации, учреждения,

отмечающего какую-либо дату или событие.
Похвальное слово должно быть:
1)    кратким;
2)    эмоциональным;
3)    содержать мысль о том, что данный человек давно известен с хорошей стороны;
4)    называть моральные качества человека, которые мы ценим;
5)    содержать краткое перечисление хороших поступков того человека, которому адресована речь;
6)    указывать на личное отношение выступающего к данному человеку, на личную благодарность ему от выступающего;
7)    включать добрые пожелания на будущее.
 

Общие правила подготовки похвальной речи: Похвальное слово возможно в адрес организации, учреждения, отмечающего какую-либо дату или событие.Похвальное

Слайд 18Аргументирующая речь
Аргументирующая речь (от слова аргумент – довод, служащий для доказательства,

необходимый для убеждения). Убеждать можно в правоте какого-то мнения (убеждающая речь) или в необходимости какого-либо действия (агитирующая речь).
Общая цель аргументирующей речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказать правоту говорящего. Для этого четко должен быть сформулирован тезис говорящего – “ответ на спорный вопрос”, “способ решения проблемы”. При этом оратор должен предполагать, как его тезис будет воспринят аудиторией. От этого зависит способ доказательств в речи (способы аргументации будут рассмотрены  в следующей лекции)
Уже во вступлении надо заинтересовать слушателей вопросом, расположить слушателей к себе. Для этого существует несколько приемов.

Аргументирующая речь Аргументирующая речь (от слова аргумент – довод, служащий для доказательства, необходимый для убеждения). Убеждать можно

Слайд 19Приемы аргументирующей речи
1. Возможна похвала в адрес аудитории, но не слишком

явная.
2. Нужно показать, что оратор не намерен “давить” на аудиторию, влиять на нее. Оратору следует показать свою объективность в решении вопроса, заинтересованность в общем согласии. Поэтому необходимо избегать таких слов: Вы должны, Вам придется, я заставлю Вас и т.п. Лучше употреблять слова и выражения, смягчающие категоричность речи: вероятно, по-видимому, возможно и под., риторические вопросы: Можно ли предположить, что…?, Не лучше ли признать, что…? и т.д.

Приемы аргументирующей речи1. Возможна похвала в адрес аудитории, но не слишком явная.2. Нужно показать, что оратор не

Слайд 20Общие правила подготовки аргументирующего выступления:
Использовать общие правила эффективной аргументации:
быть эмоциональным;
обращаться

к жизненно важным фактам;
стараться показать слушателям реальную пользу от ваших предложений или информации;
быть лаконичным;
ссылаться на авторитеты;
использовать цифры;
опираться на наглядность;
использовать юмор.

Общие правила подготовки аргументирующего выступления: Использовать общие правила эффективной аргументации:быть эмоциональным; обращаться к жизненно важным фактам;стараться показать

Слайд 21Тема выступления
Темой выступления должен быть действительно спорный вопрос, который сейчас актуален,

обсуждается в обществе и по которому есть различные точки зрения.
Необходимо затрагивать вопрос истины: что правда, а что нет.
словесно выразить и не менее чем три раза повторить доказываемый тезис.

Тема выступленияТемой выступления должен быть действительно спорный вопрос, который сейчас актуален, обсуждается в обществе и по которому

Слайд 22Создайте
информирующую речь
аргументирующую
эпидейктическую

Создайте информирующую речьаргументирующуюэпидейктическую

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть