Презентация, доклад к уроку русского языка по теме: Словообразование. Окказионализмы.(6-7 класс)

Содержание

Объект исследования: Окказионализмы, или авторские неологизмы. Предмет исследования: Стихотворения Бориса Заходера, «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н. С. Лескова, рассказ Сергея Малеванного «Праката», отрывки из романа Джона Хардинга «Флоренс и Джайлс» (в

Слайд 1


Слайд 5Объект исследования:

Окказионализмы, или авторские неологизмы.


Предмет исследования:

Стихотворения Бориса Заходера,

«Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н. С. Лескова, рассказ Сергея Малеванного «Праката», отрывки из романа Джона Хардинга «Флоренс и Джайлс» (в переводе Е. Мигуновой)
Объект исследования: Окказионализмы, или авторские неологизмы. Предмет исследования: Стихотворения Бориса Заходера, «Сказ о тульском косом Левше и

Слайд 6Проблема:

При первой встрече с окказионализмом читатель испытывает удивление и неловкость.

Текст, насыщенный окказионализмами, поначалу воспринимается с трудом, и понять его можно только после повторного прочтения, что затрудняет его первичное восприятие.
Проблема: При первой встрече с окказионализмом читатель испытывает удивление и неловкость. Текст, насыщенный окказионализмами, поначалу воспринимается с

Слайд 7Гипотеза:

Окказионализмы – яркий прием изобразительных возможностей русского словообразования. В основе

своеобразия стиля многих писателей лежит использование индивидуально-авторских неологизмов, или окказионализмов.
Гипотеза: Окказионализмы – яркий прием изобразительных возможностей русского словообразования. В основе своеобразия стиля многих писателей лежит использование

Слайд 8Актуальность:

Конец ХХ века называют веком окказионализмов. Человек играет со словом,

состязается в этих играх с окружающими, стремясь победить соперника в остроумии, острословии и оригинальности формы выражения. Интересно выявить методы и приемы создания подобных выражений.
Актуальность: Конец ХХ века называют веком окказионализмов. Человек играет со словом, состязается в этих играх с окружающими,

Слайд 9Методы исследования:

наблюдение, анализ, социологический опрос, составление диаграмм.

Методы исследования: наблюдение, анализ, социологический опрос, составление диаграмм.

Слайд 10Цель:

Выявить окказионализмы в тексте, описать их происхождение и выяснить, какова их

роль в художественных произведениях.
Цель:Выявить окказионализмы в тексте, описать их происхождение и выяснить, какова их роль в художественных произведениях.

Слайд 11План:
I. Теоретическая часть:
1)Понятие об окказионализмах;
2)

Из истории развития;
3) Способы образования;
II. Исследование. Практическая часть:
1)Поиск окказионализмов в текстах Н.С.Лескова, Б.Заходера, С.Малеванного, Д.Хардинга;
2) Структурирование и выявление лексического значения;
3) Определение способов словообразования;
4) Сравнительный анализ;
5) Анкетирование и составление диаграмм;
6)Выводы;
III. Творческая часть.
Библиография.


План:I. Теоретическая часть:   1)Понятие об окказионализмах;   2) Из истории развития;   3)

Слайд 12Окказионализм (от латинского occasionalisy – случайный) – это индивидуально-авторский неологизм, созданный

поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нем существуют, и использующийся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности или языковой игры.
Окказионализм (от латинского occasionalisy – случайный) – это индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем в соответствии с

Слайд 14Словообразовательная контаминация
Междусловное
наложение
Словообразование
по аналогии с
заменой значимого
корневого компонента
Сложение
компонентов


словосочетания

Слияние целых
Высказываний
в одно слово

Некоторые
Контаминанты
строятся на
сопоставлении
значений созвучных
слов

Один из основных способов образования окказионализмов :

Словообразовательная контаминацияМеждусловное наложениеСловообразование по аналогии с заменой значимого корневого компонентаСложение компонентов словосочетанияСлияние целых Высказываний в одно словоНекоторые

Слайд 15 Выводы:
Н.С.Лесков использует окказионализмы для речевой характеристики героев,

а также выражения отношения Платова ко всему иностранному.
Б.Заходер использует окказионализмы для развития воображения и творческого мышления читателей.
С.Малеванный использует окказионализмы для выражения мыслей и чувств кота, показывая своеобразие его восприятия.
Д. Хардинг использует окказионализмы для того, чтобы читатель более ярко представлял себе то, о чем пишет автор.
Выводы: Н.С.Лесков использует окказионализмы для речевой  характеристики героев, а также выражения отношения Платова ко

Слайд 16Анализ анкетирования:
6 класс, 1 вопрос, «Знаете ли вы, что такое окказионализмы,

или авторские неологизмы?»

Анализ анкетирования: 6 класс, 1 вопрос, «Знаете ли вы, что такое окказионализмы, или авторские неологизмы?»

Слайд 1711 класс, 1 вопрос «Знаете ли вы, что такое окказионализмы, или авторские

неологизмы?»
11 класс, 1 вопрос «Знаете ли вы, что такое окказионализмы, или авторские неологизмы?»

Слайд 186 класс, 2 вопрос «Встречались ли вы с ними в тексте?

6 класс, 2 вопрос «Встречались ли вы с ними в тексте?

Слайд 1911 класс, 2 вопрос «Встречались ли вы с ними в тексте?»

11 класс, 2 вопрос «Встречались ли вы с ними в тексте?»

Слайд 206 класс, 3 вопрос «Какова, по-вашему, роль окказионализмов?»

6 класс, 3 вопрос «Какова, по-вашему, роль окказионализмов?»

Слайд 2111 класс, 3 вопрос «Какова, по-вашему, роль окказионализмов?»

11 класс, 3 вопрос «Какова, по-вашему, роль окказионализмов?»

Слайд 22Вывод
Окказионализмы – это яркий пласт резервных возможностей словообразования. С помощью окказионализмов

автор помогает читателям более образно представлять то, что он описывает в тексте. Пока существует словотворчество, будут существовать и окказионализмы.
ВыводОкказионализмы – это яркий пласт резервных возможностей словообразования. С помощью окказионализмов автор помогает читателям более образно представлять

Слайд 23Творческая часть
***
По периметру рамы картинной
Пролетает комар балеринный –
Грациозно, как будто

танцуя,
Ножку вскинет одну и другую.
 
***
С мамой зелень для салата
Посадили мы когда-то.
Наша грядка у крылечка –
Вот укропное местечко!
 
***
Полна песочница песком,
Построить можно целый дом.
А снега белого полна –
И сразу снежница она!

Творческая часть	***По периметру рамы картиннойПролетает комар балеринный – Грациозно, как будто танцуя,Ножку вскинет одну и другую. 	***С мамой

Слайд 24Библиография:
С.И.Львова «Русский язык: обучение морфемике и словообразованию в основной школе». –

М.: Вентана-граф, 2012. – 352 с
В.В.Виноградов « Введение в переводоведение (общие и лексические вопросы)». – М.: РАО, 2001. – 224 с.
Е.А.Земская «Как делаются слова». – М.: Издательство академии наук СССР, 1963. – 91 с.
Е.А.Земская «Современный русский язык». – М.: Просвещение, 1973. – 258 с.
Д.Э.Розенталь и М.А.Теленкова «Словарь-справочник лингвистических терминов». – М.: Просвещение, 1976. – 400 с.
Библиография:С.И.Львова «Русский язык: обучение морфемике и словообразованию в основной школе». – М.: Вентана-граф, 2012. – 352 сВ.В.Виноградов

Слайд 25Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть