Презентация, доклад к уроку русского языка Как рождается художественный образ (Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева Умом Россию не понять

Содержание

Лингвостилистический анализ стихотворенияУмом Россию не понять,Аршином общим не измерить:У ней особенная стать – В Россию можно только верить. Ф.И.Тютчев

Слайд 1Как
рождается
художественный

образ
Как   рождается     художественный       образ

Слайд 2Лингвостилистический анализ стихотворения
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная

стать –
В Россию можно только верить.
Ф.И.Тютчев
22 ноября 1866
Лингвостилистический анализ стихотворенияУмом Россию не понять,Аршином общим не измерить:У ней особенная стать – В Россию можно только

Слайд 3Лист развития мысли

Лист развития мысли

Слайд 4Лозунг мессианской (спасительной) роли России.

Т. Бек

Каждое стихотворение начиналось мыслию… мысль его никогда не является нагою, но всегда сливается с образом…
И.С.Тургенев

Критики о поэзии Ф.И.Тютчева

Лозунг мессианской (спасительной) роли России.           Т. Бек

Слайд 5Лозунг


(«Чувство мыслящее»)
Художественный образ

(«Мысль чувствующая и живая»)
Проблема

Лозунг(«Чувство мыслящее»)Художественный образ(«Мысль чувствующая и живая»)Проблема

Слайд 6Роль композиции в создании художественного образа
Лексические средства создания художественного образа
Художественно –

изобразительные средства создания художественного образа
Ритмико – звуковая организация художественного образа

Уровни организации образа

Роль композиции в создании художественного образаЛексические средства создания художественного образаХудожественно – изобразительные средства создания художественного образаРитмико –

Слайд 7Композиция у Тютчева содержит
сильное и быстрое движение мысли.
А.Чичерин
Какой тип речи использует

автор и как это связано с делением стихотворения на части? Чему посвящена каждая часть?
Как соотносятся начало и конец стихотворения? Какая стилистическая фигура лежит в основе композиции? Сравните значение глаголов. С каким из них ассоциируется художественный образ? Объясните лексическое значение этого глагола.

Вывод: это классическое рассуждение, в основе которого лежит развитие мысли, отражающей оппозицию: ум – вера, неприятие – гармония.

Роль композиции в создании художественного образа

Композиция у Тютчева содержитсильное и быстрое движение мысли.А.ЧичеринКакой тип речи использует автор и как это связано с

Слайд 8Ничего, кроме образа,
в литературном произведении нет.
Л.И.Тимофеев
Найдите в тексте антонимическую пару.

Какова ее роль? Какой вид антонимов использует автор?
Ф.И.Тютчев поэтически переосмыслил фразеологический оборот мерить на свой аршин. Как от этого изменился смысл фразы?
Какое слово имеет явно высокое, книжное звучание? Почему? Каково его лексическое значение?

Вывод: философская глубина образа при внешней простоте лексики достигается за счет контекстуальных антонимов, переосмысления фразеологизма, стилистически окрашенных слов.

Лексические средства создания художественного образа

Ничего, кроме образа, в литературном произведении нет.Л.И.ТимофеевНайдите в тексте антонимическую пару. Какова ее роль? Какой вид антонимов

Слайд 9Одна метафора, одно сравнение заполняют
все стихотворение. Вернее, все стихотворение
является

одним сложным образом.
Ю. Тынянов
В какой из трех частей стихотворения используется такой троп, как эпитет? Почему именно в этой части?
Какое слово и с какой целью повторяется?
Найдите примеры инверсии. Какую роль она играет в создании художественного образа?
Вывод: эмоционально-смысловая насыщенность образа возникает благодаря выразительному эпитету, гипнотическому влиянию повторов и инверсии, создающей полюса напряжения мысли.

Художественно – изобразительные средства создания образа

Одна метафора, одно сравнение заполняют все стихотворение. Вернее, все стихотворение является одним сложным образом.Ю. ТыняновВ какой из

Слайд 10Всякое произведение искусства только потому художественно,
что создано по закону необходимости,

что в нем
ни одно слово, ни один звук не может
замениться другим звуком…
В.Г. Белинский
1. Какие гласные звуки преобладают в стихотворении? Как называется этот прием?
2. Какие согласные преобладают? Как это формирует образ?
3. Какой стихотворный размер использует поэт и почему? Как тип и способ рифмовки влияет на создание образа?
Вывод: художественный образ создается интенсивным ассонансом и музыкальной аллитерацией, дающими элегический ключ к мелодии стиха. Автор использует характерные для русской поэзии способ и тип рифмовки.

Ритмико – звуковая организация художественного образа

Всякое произведение искусства только потому художественно, что создано по закону необходимости, что в нем ни одно слово,

Слайд 11Чувство мыслящее
Мысль чувствующая
Всю жизнь он тешился сверкающей игрой своего

ума, гнался за ясностью мысли, за ее стройностью. Но своего истинного и исключительного величия достигал, когда внезапно открывалось ему то, чего «умом не понять». В. Ф. Ходасевич

Образ мысли о России



Чувство мыслящееМысль чувствующая  Всю жизнь он тешился сверкающей игрой своего ума, гнался за ясностью мысли, за

Слайд 12Интерпретация стихотворения Ф.Тютчева

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию нужно просто верить»
В.В.Путин
Интерпретация стихотворения Ф.Тютчева «Умом Россию не понять,

Слайд 13В8 Языковые средства выразительности
Поэзия Ф.И.Тютчева никого не оставляет равнодушным, потому что

в ней является Родина и все, что с ней связано. У Тютчева поразительная планомерность построения текста. Отражает оппозицию_____. Философская глубина образа достигается за счет_____, переосмысления___.А эмоционально-смысловая насыщенность образа возникает благодаря___, гипнотическому влиянию____ и____. Художественный образ создается интенсивным____ и музыкальным_____.
Список терминов:
1) диалектизм
2) антитеза
3) ассонанс
4) фразеологизм
5) эпитет
6) контекстуальные антонимы
7) повторы
8) инверсия
9) аллитерация
10) ирония
В8 Языковые средства выразительностиПоэзия Ф.И.Тютчева никого не оставляет равнодушным, потому что в ней является Родина и все,

Слайд 14Сочинение – рассуждение (задание С ЕГЭ по русскому языку).
Сочинение – рассуждение

«Что я умом не могу понять в России?», «Во что в России можно верить?», «Мои раздумья о России».

Домашнее задание

Сочинение – рассуждение (задание С ЕГЭ по русскому языку).Сочинение – рассуждение «Что я умом не могу понять

Слайд 15Спасибо за сотрудничество!
Анализируя художественный текст, мы, по

словам А.С. Пушкина, следуем за мыслями великих. Цель такого следования – духовное и интеллектуальное развитие личности.
Спасибо за сотрудничество!    Анализируя художественный текст, мы, по словам А.С. Пушкина, следуем за мыслями

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть