Презентация, доклад к уроку русского языка Фразеологические единицы (10 класс)

Содержание

«Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений»В.В.Виноградов

Слайд 1Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление.

Слайд 2
«Фразеология исследует наиболее
живой, подвижный и разнообразный
отряд языковых явлений»
В.В.Виноградов

«Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений»В.В.Виноградов

Слайд 3Лингвистическая разминка.

1. «Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» – не

понимая, сказал Никитин. (Ю. Бондарев)

Парцелляция.

2. «Шириною с Черное море» (Н.В.Гоголь о казацких шароварах)

Гипербола.

3. «Он волновался, тревожился, сходил с ума» (Ф.М. Достоевский)

Градация.

4. Эти бедные селенья, Эта скудная природа – Край родной долготерпенья, Край ты русского народа..

Анафора

Лингвистическая разминка.	1. «Я? Вам? Дал телефон? Что за ерунда!» – не понимая, сказал Никитин. (Ю. Бондарев)Парцелляция.2. «Шириною

Слайд 4 Что это
1.Его вешают, приходя в уныние; его

задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.
НОС
2.Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.
УШИ
3.Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.
ВЕТЕР
4.Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; её просит рваная обувь; она в голове у путаников.
КАША
5.Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей.
ВОДА


Что это      1.Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь;

Слайд 5 Новый раздел языка




Еще М.В.Ломоносов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов. Он их называл «фразесами», «идиотизмами», «российскими пословицами». Именно Михаил Васильевич предложил включить их в словарь.
Ученые-лингвисты поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус, так родился новый раздел языка – фразеология.
Новый раздел языка

Слайд 6Фразеологизм
Фразеологизм, или фразеологическая единица, - устойчивое, лексически неделимое и целостное

по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы.
Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки этих частей.
Важным признаком фразеологизмов является метафоричность, образность. Фразеологизм рождается в языке не для называния предметов, признаков, действий, а для их образно-эмоциональной характеристики.
Фразеологизмы придают речи живость и меткость, образность, яркость, эмоциональность.
Фразеологизм 	Фразеологизм, или фразеологическая единица, - устойчивое, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее

Слайд 7Намеренно мешать кому-либо в деле, в осуществлении чего-либо.

Намеренно мешать кому-либо в деле, в осуществлении чего-либо.

Слайд 8Оказаться в трудном или нелепом положении, попасть в "ловушку".

Оказаться в трудном или нелепом положении, попасть в

Слайд 9Успешное завершение дела, положительный результат

Успешное завершение дела, положительный результат

Слайд 10Совсем мало

Совсем мало

Слайд 111.Не показывать свои чувства, проявлять самообладание. 2.Не контролировать себя, сильно гневаться.

1.Не показывать свои чувства, проявлять самообладание. 2.Не контролировать себя, сильно гневаться.

Слайд 12Группы фразеологизмов по происхождению
исконно русские

заимствованные

Группы фразеологизмов по происхождениюисконно русские заимствованные

Слайд 13История появления фразеологизмов

История появления фразеологизмов

Слайд 14 С каким занятием связано образование фразеологизмов? Выпишите номера фразеологизмов в

таблицу.

Подготовить почву (1), не стоит овчинка выделки (2), через час по чайной ложке (3), выкурить трубку мира (4), надеть маску (5), закинуть удочку (6), поднимать целину (7), на ловца и зверь и бежит (8), доводить до белого каления (9), в здоровом теле здоровый дух (10), снять стружку (11), ни пуха ни пера (12), сложить головы (13), бить баклуши (14), держать порох сухим (15), на два фронта (16), сойти со сцены (17), понюхать пороху (18), переменить декорации (19).

С каким занятием связано образование фразеологизмов? Выпишите номера фразеологизмов в таблицу. Подготовить почву (1), не стоит

Слайд 15 Проверь себя
Земледелие – 1, 7
Охота, рыбная ловля – 2, 6, 8,

12
Ремесла – 9, 11, 14
Военное дело – 4, 13, 15, 16, 18
Медицина – 3,10
Искусство – 5, 17, 19

Проверь себя Земледелие – 1, 7Охота, рыбная ловля – 2, 6, 8, 12Ремесла – 9, 11,

Слайд 16Выборочное письмо Выпишите фразеологизмы.
Есть род людей, известных под именем: люди

так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан. (Н.Гоголь)
Девушка принялась рассказывать, что случилось, а доктор подошел к больному, который все более и более приходил в себя. (И.Тургенев)
Я посмотрел на нее, и у меня отлегло от сердца. (И.Тургенев)
Сначала все шло как по маслу, и наш француз вошел в Москву с поднятой головой. (И.Тургенев)
Он только что приехал в город и присматривался, куда бы кинуть якорь. (В.Мильчаков)
Когда тебе надо, ты мне говори, я тебе все объясню в два счета. (Н.Носов)
И бедный Евсей, вздохнув и прикусив язык, замолчал. (В.Даль)

Выборочное письмо  Выпишите фразеологизмы.  Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то

Слайд 17 Запишите фразеологизмы по группам: а) выражающие радость, счастье; б) выражающие недоумение.
Вон

оно что!
Воспрянуть духом.
Вот так штука!
Глазам своим не верить.
Как баран на новые ворота.
Наверху блаженства.
Не укладывается в голове.
Подумать только!
Развести руками.
Почувствовать себя на седьмом небе.
Родился в сорочке.
Ума не приложу.
Хорошенькое дело!
Скажи на милость.
Вот так номер!

Запишите фразеологизмы по группам:  а) выражающие радость, счастье;  б) выражающие недоумение. Вон оно

Слайд 18 Проверь себя
А) Воспрянуть духом.
Наверху блаженства.
Почувствовать себя на седьмом небе.


Родился в сорочке.


Б) Вон оно что!
Вот так штука!
Глазам своим не верить.
Как баран на новые ворота.
Не укладывается в голове.
Подумать только!
Развести руками.
Ума не приложу.
Хорошенькое дело!
Скажи на милость.
Вот так номер!










Проверь себя А) Воспрянуть духом. Наверху блаженства.Почувствовать себя на седьмом небе. Родился в сорочке. Б)

Слайд 19Закончите фразеологизм
Не взирая…                     
Топтаться на…
Кусать...                         
От корки...
За

семь верст...   
Принять за чистую...         
Проще пареной...             
Не в бровь...                  
Не видеть дальше...
Еле-еле душа...              
На сон…  
Голод не...
Два сапога...
Ждать у...
Овчинка...
Обвести вокруг…
Краем уха...
Рог...

на лица
месте
локти
до корки
киселя хлебать
монету
репы
а в глаз
собственного носа
в теле
грядущий
тетка
пара
моря погоды
выделки не стоит
пальца
услышать
изобилия


Закончите фразеологизмНе взирая…                      Топтаться на…Кусать...                          От корки... За семь верст...   Принять за чистую...         

Слайд 20Соедините стрелками фразеологизмы (слева) со свободными сочетаниями (справа)
1.В два

счета;
2.Одним духом;
3.От всей души;
4. От зари до зари;
5. Падать духом;
6. По горячим следам;
7. Поднимать на ноги;
8. Бросаться в глаза (кому-либо);
9. Правая рука;
10. Сколько душе угодно;
11. С глазу на глаз;
12. Поднять на смех;
13. Мертвым сном;
14. Не на шутку;
15. Тут как тут;
16. Ни к селу ни к городу.


А) Вылечивать;
Б) Главный помощник;
В) Вдоволь, без ограничения;
Г) Искренне;
Д) Наедине;
Е) Очень быстро;
Ж) Некстати, невпопад.
З) В один прием;
И) Немедленно;
К) Отчаиваться;
Л) Долго, весь день
М) Привлекать к себе внимание, быть особо заметным;
Н) Осмеять, сделать предметом насмешки;
О) Очень крепко (уснуть);
П) Самым серьезным образом;
Р) Моментально появиться;


Соедините стрелками фразеологизмы (слева) со свободными сочетаниями (справа)  1.В два счета; 2.Одним духом; 3.От всей души;

Слайд 21 Подберите синонимы и антонимы к фразеологизмам

Подберите синонимы и антонимы к фразеологизмам

Слайд 22Найдите фразеологические синонимы
Витать в облаках
Вставлять палки в колеса
Небо и земля
В тот

же миг
Ума палата
Набрать в рот воды




Связывать по рукам и ногам
Из другого теста
Семи пядей во лбу
Играть в молчанку
Сию минуту
Строить воздушные замки


Найдите фразеологические синонимыВитать в облакахВставлять палки в колесаНебо и земляВ тот же мигУма палатаНабрать в рот водыСвязывать

Слайд 23Найдите фразеологические антонимы
Душа в душу
С гулькин нос
Играть первую скрипку
Рукой подать
Восходящая звезда
Не

покладая рук

Как звезд на небе
Последняя спица в колесе
Как кошка с собакой
За тридевять земель
Сидеть сложа руки
Угасшее светило

Найдите фразеологические антонимыДуша в душуС гулькин носИграть первую скрипкуРукой податьВосходящая звездаНе покладая рукКак звезд на небеПоследняя спица

Слайд 24Сфера употребления фразеологизмов
Стили речи:
художественный
публицистический
разговорный
Типы речи:
повествование
описание
рассуждение



Сфера употребления  фразеологизмов Стили речи:художественныйпублицистическийразговорныйТипы речи:повествованиеописаниерассуждение

Слайд 25Речевые ошибки при употреблении фразеологизмов
 
1. Искажение смысла (на выпускном вечере мы

спели свою лебединую песню)
2. Нарушение состава: включение лишних или исключение необходимых слов. (главный гвоздь программы)
3. Смешение двух фразеологизмов (У них все было шито-крыто белыми нитками)
4. Искажение лексического состава, замена слова (Не мудрствуя долго (надо «…лукаво»)

Речевые ошибки при употреблении фразеологизмов 1. Искажение смысла (на выпускном вечере мы спели свою лебединую песню) 2. Нарушение

Слайд 26Фразеологизм и метафора Определите, что это ?
Поверить в себя
Отдавать себе отчет
Свалиться как

снег на голову
Остаться самим собой
Привязаться к кому-либо
Перекусить на скорую руку
Задать стрекача
Не помнить себя (от обиды)
Перешагнуть через себя
Тянуть за язык
Правая рука (президента)
Вилять хвостом



Крупный ученый
Жизненный компас
Душа родилась крылатой
Сумрак дня несет печаль
Буря спутанных кос
Душит жизни сон тяжелый
Зерна глаз твоих осыпались…
Ягненочек – кудрявый месяц
Я теплой грустью болен
Золотою лягушкой луна распласталась…
Охваченный безумной яростью…
Площадь залита возбужденным народом




Фразеологизм и метафора Определите, что это ?Поверить в себяОтдавать себе отчетСвалиться как снег на головуОстаться самим собойПривязаться

Слайд 27Подберите каждый для себя те выражения (3-4), которые сейчас созвучны вашей

душе, вашему настроению.

1.Все течет, все изменяется.
2.Лучше поздно, чем никогда.
3.Ничто человеческое мне не чуждо.
4.Познай самого себя.
5.Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!
6.Не хочу учиться, хочу жениться!
7.Блоху подковали.
8.Счастливые часов не наблюдают.
9.А воз и ныне там!
10.Переливать из пустого в порожнее.
11.Бить баклуши.
12.Остаться с носом.
13.Не от мира сего
14.Набираться ума-разума.

Подберите каждый для себя те выражения (3-4), которые сейчас созвучны вашей душе, вашему настроению.  1.Все течет,

Слайд 28 Самостоятельная работа.
Удачи вам!

Самостоятельная работа. Удачи вам!

Слайд 29 Подведение итогов

Подведение итогов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть