Презентация, доклад к уроку по стихотворению М.Ю.Лермонтова Бородино

Содержание

Москва – столица нашей Родины, символ ее свободы и независимости, ее могущества. Бородино же расположено в 120-ти километрах от Москвы. 26 августа (7 сентября) 1812 года здесь произошло кровопролитное сражение с армией Наполеона. Главнокомандующим в стане

Слайд 1История Отечества глазами человека из народа в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова

«Бородино» (1837 г.)


Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814 – 1841)
История Отечества для поэта - источник поэтического вдохновения и национальной гордости.
Отечественная война – «гроза двенадцатого года», великий патриотический подвиг народов России, отразивших в 1812 году нашествие «двунадесяти языков» «великой армии» Наполеона.
Бородинская битва – одно из величайших сражений Отечественной войны и всей эпохи наполеоновских войн – разыгралась 7 сентября (26 августа) в 108 верстах от Москвы по Смоленской дороге.


История Отечества  глазами человека из народа  в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова  «Бородино» (1837 г.)Михаил

Слайд 6Москва – столица нашей Родины, символ ее свободы и независимости, ее

могущества. Бородино же расположено в 120-ти километрах от Москвы.
26 августа (7 сентября) 1812 года здесь произошло кровопролитное сражение с армией Наполеона. Главнокомандующим в стане русских был назначен прославленный Кутузов.
Москва – столица нашей Родины, символ ее свободы и независимости, ее могущества. Бородино же расположено в 120-ти

Слайд 7-Что значило проиграть бой под Бородином?
Открыть дорогу на Москву – значило

низвергнуть символ мощи и непобедимости государства.
-Что значило проиграть бой под Бородином?Открыть дорогу на Москву – значило низвергнуть символ мощи и непобедимости государства.

Слайд 12Когда б на то не Божья воля, не отдали б Москвы!
14 сентября

1812 года французская армия во главе с Наполеоном вступила в Москву.

Вечером этого же дня начались пожары. Ветер разносил пламя. Горела деревянная Москва.

Четырнадцатилетний очевидец событий, Александр Смирнов, написал картину «Пожар Москвы», на которой мы видим пожар в Замоскворечье.

Языки пламени лижут стены Кремля, головни и пепел сыплются на крышу Кремлёвского дворца. В смятении и тревоге Наполеон со свитой наблюдает за пожаром.

Наполеону пришлось из окружённого огнями пожаров Кремля перебраться в Петровский дворец.

Пожары продолжались 6 дней. Сгорело шесть с половиной тысяч домов из девяти, погибла библиотека Московского университета, рукопись «Слова о полку Игореве» и другие невосполнимые ценности.

Когда б на то не Божья воля, не отдали б Москвы!14 сентября 1812 года французская армия во

Слайд 14Русская кавалерия во время Отечественной войны 1812 года делилась на тяжелую

( драгуны) и легкую (уланы)


Русская кавалерия во время Отечественной войны 1812 года делилась  на тяжелую ( драгуны)   и

Слайд 15 Кивер-
высокий жесткий

головной убор цилиндрической формы с козырьком и подбородочным ремнем

Кивер-  высокий жесткий головной убор цилиндрической формы с козырьком

Слайд 16Лафет-
станок, на котором устанавливается и закрепляется артиллерийское орудие

Лафет-  станок, на котором устанавливается и закрепляется артиллерийское орудие

Слайд 17 Картечь-

разрывной артиллерийский снаряд, начиненный пулями, для массового поражения противника на близком расстоянии
Картечь-  разрывной артиллерийский снаряд, начиненный пулями, для

Слайд 18Булат-
оружие булатной стали, сабля

Булат- оружие булатной стали,  сабля

Слайд 19Редут-
применяемое до первой мировой войны полевое укрепление в виде

многоугольника с наружным валом и рвом.

Редут-  применяемое до первой мировой войны полевое укрепление в виде многоугольника с наружным валом и рвом.

Слайд 20Бивак-
привал, расположение войск вне населенного пункта.

Бивак-  привал, расположение войск вне населенного пункта.

Слайд 21- Скажи-ка, дядя..


Стихотворение «Бородино» - отклик поэта на 25-летие Отечественной войны

1812 г. Лермонтов пытался воспроизвести бородинские события посредством рассказа очевидца, участника сражения.
Автор использует стихотворную форму сказа, т.е. художественную имитацию устной разговорной речи от имени самого героя.
Текст рассказа о бородинском бое – это «живой» разговорный монолог. (Каргашин И.А. ЛвШ., 2007-08)

Поль Пети
Ветеран войны с медалью.
(2-ая половина ХIХ века).


- Скажи-ка, дядя..Стихотворение «Бородино» - отклик поэта на 25-летие Отечественной войны 1812 г. Лермонтов пытался воспроизвести бородинские

Слайд 22Функции сказового текста
воплощение самостоятельного (неавторского) сознания;
воспроизведение языковых особенностей говорящего;
имитация специфической коммуникативной

ситуации (устное спонтанное общение).
Функции сказового текставоплощение самостоятельного (неавторского) сознания;воспроизведение языковых особенностей говорящего;имитация специфической коммуникативной ситуации (устное спонтанное общение).

Слайд 23Художественный образ разговорной речи
Не записывается и не подготавливается заранее, а осуществляется

«прямо сейчас»

Прямое обращение к собеседнику;
Паузы, сбивы, повторы в речи;
Активное использование внесловесных средств общения: мимики, жеста, интонации, направленности взгляда.

Классическая композиция стихотворного сказа: монолог ветерана как ответ на вопрос-реплику заинтересованного слушателя.
Редкая в русской поэзии семистишная строфа (с рифмовкой аабвввб).

Художественный образ  разговорной речиНе записывается и не подготавливается заранее, а осуществляется «прямо сейчас»Прямое обращение к собеседнику;Паузы,

Слайд 24Особенности монолога рассказчика

Рассказ старого артиллериста обращён и к нам, к читателям;
Участник

войны заново воскрешает в памяти подробности битвы;
Читатель тоже оказывается в гуще событий далекого 1812 года (эффект сиюминутности);
Через сознание героя (лирика) нам представлено действие (драма) и повествование (эпос) о минувших событиях;
Поколение недавнего прошлого, давшего героев Отечественной войны, прямо противопоставляется здесь «нынешнему племени» - лишённому идеалов, забывшему былую славу и пребывающему в бездействии
Особенности монолога рассказчикаРассказ старого артиллериста обращён и к нам, к читателям;Участник войны заново воскрешает в памяти подробности

Слайд 25- Как построено произведение?

В форме разговора молодого солдата и старого


- Что можно сказать о рассказчике? Обратите внимание на его речь.

Это человек из народа, солдат, артиллерист

- Как он вспоминает битву?

Постоянно чувствуется ещё не забытое восхищение подвигов солдат

- Как он называет героев своего поколения? Почему?

Могучее, лихое племя, богатыри. Он гордится ими, их победой

- Как построено произведение? В форме разговора молодого солдата и старого - Что можно сказать о рассказчике?

Слайд 26Характеристика рассказчика
Рядовой участник событий, бывший артиллерист
45 – 50 лет

Седые волосы и

усы, шрамы

Взволнованно, с достоинство

Неспешная, эмоциональная

Решительность, мужество, готовность пожертвовать жизнью за Родину, гордость за своих товарищей

Характеристика рассказчикаРядовой участник событий, бывший артиллерист45 – 50 летСедые волосы и усы, шрамыВзволнованно, с достоинствоНеспешная, эмоциональнаяРешительность, мужество,

Слайд 27- Почему солдат употребляет слово “мы” 20 раз, а слово “я”

3 раза?

Он не отделяет себя от войска, он спаян с народом, учувствует во всеобщем деле

Чувства и мысли старого солдата – это чувства всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защитить её ценой жизни, объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг. И поэт Лермонтов, сам горячий патриот, воспевает патриотический подвиг народа. Главные герои для него – это народ, участники битвы – богатыри.

- Почему солдат употребляет слово “мы” 20 раз, а слово “я” 3 раза? Он не отделяет себя

Слайд 28-Кто герои произведения?
Герои лермонтовского стихотворения – русские люди, победившие в войне

с французами, - простые солдаты, руководимые талантливыми военачальниками: “…могучее, лихое племя, богатыри…” Русским воинам дороги простор и свобода родной земли: “Есть разгуляться где на воле!” Они горячо любят Родину, этим и объясняется их героизм, смелость, беззаветная преданность: “Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!”

Петр Иванович
Багратион

-Кто герои произведения?  Герои лермонтовского стихотворения – русские люди, победившие в войне с французами, - простые

Слайд 29- Какие чувства владеют ими во время боя?
Русский солдат умеет хранить

спокойствие, он рассудителен и мудр: “Но тих был наш бивак открытый: кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус”.
Он умеет быть искренне благодарен командирам за науку: “Полковник наш рожден был хватом: слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой”.
- Какие чувства владеют ими во время боя?  Русский солдат умеет хранить спокойствие, он рассудителен и

Слайд 30- Чем объясняется победа русских?
Русский солдат верен клятве, верен Родине.

Он умрет, но не изменит: “И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!”

- Какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни?

- Чем объясняется победа русских? Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: “И

Слайд 31История Отечества глазами человека из народа
Стихотворение Лермонтова стоит

у истоков традиции, которая живёт и поныне в русской литературе.
Сказовая форма в поэзии наиболее убедительна в периоды национального подъёма, когда возрастает потребность узнать правду «простого человека», услышать голос человека из народа.
История Отечества  глазами человека из народаСтихотворение Лермонтова стоит     у истоков традиции, которая

Слайд 32Вывод:
главная мысль произведения – безмерная любовь русского народа к родной

земле, его беззаветная преданность, желание защитить страну от ненавистных иноземцев. В этом стихотворении слиты воедино голос самого поэта, голос ветерана, голос народа

Памятник кавалергардам и конной армии.

Главный монумент русским войнам. Бородино.

Памятник Кутузову. Бородино.

г.Смоленск. Бюст Кутузову.

Вывод: главная мысль произведения – безмерная любовь русского народа к родной земле, его беззаветная преданность, желание защитить

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть