Слайд 1Что можно наблюдать в этих строках?
Кот любил глядеть в окно,
Кот всегда
глядел в окно,
Кот занятие любил,
Так как ждал меня всегда
Слайд 2Правильно, повтор слова “кот”
Слайд 3Тема урока:
Лексический повтор как средство связи слов в тексте
Слайд 5Текст
Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой
и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьёй, книгой.
Функция текста – обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей.
Основное свойство текста - это неразрывное единство формы и содержания.
Нарушение формы, то есть отсутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста.
Слайд 6Текст – особая единица языка и речи
Основные признаки текста:
Информативность
Цельность - тематическое
и композиционное единство всех его частей;
Связность - наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная);
Завершенность - относительная законченность.
Слайд 7Тип речи-
это способ изложения, избираемый автором и ориентированный на одну
из задач:
статически изобразить действительность, описать ее (описание);
динамически отразить действительность, рассказать о ней (повествование);
отразить причинно-следственные связи явлений действительности (рассуждение).
Слайд 9Способы связи предложений в тексте
Цепная связь
Параллельная связь
Слайд 10Параллельная связь
Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому.
Схема параллельной
связи: 1
2 – 3 – 4 – 5 …
Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
Слайд 11Цепная связь
Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым
и т.д.
Схема цепной связи: 1 – 2 – 3 – 4…
Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п.
Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей…( Ю. Куранов)
Слайд 12Лексические средства
Средства связи
предложений в тексте
Грамматические средства
Слайд 13Лексические средства связи:
Лексический повтор, однокоренные слова
Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.( В. А. Сухомлинский)
Слайд 14Лексические средства связи:
Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот)
Из Беловежской
пущи на Волынь завезли зубров. Новички быстро прижились и перестали бояться людей.
Над самой головой раздавался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.
Слайд 15Лексические средства связи:
Антонимы( в том числе и контекстуальные)
У
природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
Страшен враг за горами. Гораздо опаснее он за плечами.
Слайд 16Лексические средства связи:
Описательные обороты.
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область
со столицей. (Ф.Абрамов)
Слайд 17Рассмотрим правило:
Все три средства можно встретить во всех стилях речи. Однако
в научном и деловом стилях чаще всего используется повтор слов, что обеспечивает точность речи.
Слайд 191. Выполним устно упражнение 274
2. Рассмотрим примеры из упражнения 278
Слайд 20Как исправить текст с неудачным повтором?
Неоправданное использование повтора приводит к однообразию,
монотонности речи. В этом случае повтор является речевым недочетом
Слайд 21Выполним письменно упражнение 290
Слайд 22Вставьте пропущенные слова синонимы в упражнении 297
Слайд 23Подведем итоги урока:
Для чего используются лексические повторы?
Всегда ли можно использовать повторы
слов в тексте?
Слайд 24Рефлексия
Оцените свою деятельность на уроке