Презентация, доклад к уроку по русскому языку в 6 классе по теме Лексический повтор как средство связи слов в тексте

Содержание

Правильно, повтор слова “кот”

Слайд 1Что можно наблюдать в этих строках?
Кот любил глядеть в окно, Кот всегда

глядел в окно, Кот занятие любил, Так как ждал меня всегда
Что можно наблюдать в этих строках?Кот любил глядеть в окно, Кот всегда глядел в окно, Кот занятие

Слайд 2Правильно, повтор слова “кот”

Правильно, повтор слова “кот”

Слайд 3Тема урока:
Лексический повтор как средство связи слов в тексте

Тема урока:Лексический повтор как средство связи слов в тексте

Слайд 4Вспомним, что такое текст?

Вспомним, что такое текст?

Слайд 5Текст
Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой

и основной мыслью. Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьёй, книгой.
 Функция текста – обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей.
Основное свойство текста - это неразрывное единство формы и содержания.
Нарушение формы, то есть отсутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста.




Текст	Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Текст может состоять

Слайд 6Текст – особая единица языка и речи
Основные признаки текста:
Информативность
Цельность - тематическое

и композиционное единство всех его частей;
Связность - наличие грамматической связи между частями (цепная, параллельная);
Завершенность - относительная законченность.

Текст – особая единица языка и речиОсновные признаки текста:ИнформативностьЦельность - тематическое и композиционное единство всех его частей;Связность

Слайд 7Тип речи-
это способ изложения, избираемый автором и ориентированный на одну

из задач:
статически изобразить действительность, описать ее (описание);
динамически отразить действительность, рассказать о ней (повествование);
отразить причинно-следственные связи явлений действительности (рассуждение).
Тип речи- это способ изложения, избираемый автором и ориентированный на одну из задач: статически изобразить действительность, описать

Слайд 8Таблица «Типы речи»

Таблица «Типы речи»

Слайд 9Способы связи предложений в тексте
Цепная связь
Параллельная связь

Способы связи предложений в текстеЦепная связь Параллельная связь

Слайд 10Параллельная связь
Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому.
Схема параллельной

связи:          1
                                              2 – 3 – 4 – 5 …
Первое предложение содержит тему, дает общий план картины, а все остальные связаны с ним по смыслу и грамматически. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста.
Радостна, шумна и пахуча весна в лесу. Звонко поют птицы. Звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки.
Параллельная связь Соподчинение второго, третьего и т.п. предложений первому. Схема параллельной связи:          1                                            

Слайд 11Цепная связь
Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым

и т.д.
Схема цепной связи:  1 – 2 – 3 – 4…
Цепная связь обусловлена чередованием «данного» и «нового», мысль автора развивается последовательно: то, что в первом предложении было «новым», во втором становится «данным», и т.п.
Где-то за горизонтом шла гроза. Она рассылала в жаркую летнюю ночь решительные широкие раскаты. Гром, уже почти обессиленный в пути, оживлялся под сухой крышей…( Ю. Куранов)

Цепная связь Последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т.д.Схема цепной связи:  1 –

Слайд 12Лексические средства

Средства связи
предложений в тексте
Грамматические средства

Лексические средства Средства связи предложений в текстеГрамматические средства

Слайд 13Лексические средства связи:
Лексический повтор, однокоренные слова


Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
С малых лет учись быть верным слову. Верность слову – твоя личная честь.( В. А. Сухомлинский)
Лексические средства связи:Лексический повтор, однокоренные слова

Слайд 14Лексические средства связи:
Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот)
Из Беловежской

пущи на Волынь завезли зубров. Новички быстро прижились и перестали бояться людей.
Над самой головой раздавался стук дятла. Лесной доктор обследовал больное дерево.
Лексические средства связи:Синонимы( в том числе и контекстуальные, описательный оборот)	Из Беловежской пущи на Волынь завезли зубров. Новички

Слайд 15Лексические средства связи:
Антонимы( в том числе и контекстуальные)
У

природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
Страшен враг за горами. Гораздо опаснее он за плечами.
Лексические средства связи:Антонимы( в том числе и контекстуальные)   У природы много друзей. Недругов у неё

Слайд 16Лексические средства связи:
Описательные обороты. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область

со столицей. (Ф.Абрамов)

Лексические средства связи:Описательные обороты. Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)

Слайд 17Рассмотрим правило:
Все три средства можно встретить во всех стилях речи. Однако

в научном и деловом стилях чаще всего используется повтор слов, что обеспечивает точность речи.
Рассмотрим правило:Все три средства можно встретить во всех стилях речи. Однако в научном и деловом стилях чаще

Слайд 18Проверь себя!
упражнения

Проверь себя!упражнения

Слайд 191. Выполним устно упражнение 274
2. Рассмотрим примеры из упражнения 278

1. Выполним устно упражнение 2742. Рассмотрим примеры из упражнения 278

Слайд 20Как исправить текст с неудачным повтором?
Неоправданное использование повтора приводит к однообразию,

монотонности речи. В этом случае повтор является речевым недочетом
Как исправить текст с неудачным повтором?Неоправданное использование повтора приводит к однообразию, монотонности речи. В этом случае повтор

Слайд 21Выполним письменно упражнение 290

Выполним письменно упражнение 290

Слайд 22Вставьте пропущенные слова синонимы в упражнении 297

Вставьте пропущенные слова синонимы в упражнении 297

Слайд 23Подведем итоги урока:
Для чего используются лексические повторы?
Всегда ли можно использовать повторы

слов в тексте?
Подведем итоги урока:Для чего используются лексические повторы?Всегда ли можно использовать повторы слов в тексте?

Слайд 24Рефлексия
Оцените свою деятельность на уроке

РефлексияОцените свою деятельность на уроке

Слайд 25Домашнее задание
Упражнение 299

Домашнее заданиеУпражнение 299

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть