Слайд 1Тема: Повторение и обобщение имени существительного.
Слайд 2Цель: Повторение и обобщение знаний об имени существительном.
Слайд 3Должны знать:
-Что такое имя существительное:
- Грамматические признаки имени существительного:
-Чем является существительное
в предложении:
Слайд 4Должны уметь:
- Находить имена существительные:
- Определять грамматические признаки:
Слайд 6Блиц-опрос.
1. Дайте определение имени существительного.
2. Назовите грамматические признаки имени существительного.
3. Синтаксическая
роль имени существительного в предложении.
Слайд 7Проверка
1. Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает
предмет и отвечает на вопросы кто? что?
2. Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов – мужскому, женскому или среднему. Изменяются по числам и падежам. Существительные делятся на собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
3. В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащими, дополнениями или обстоятельствами.
Слайд 9Задание
1. Найди слова, которые имеют только форму единственного числа, поставь над
этими словами крестик; только множественного числа, поставь над существительными галочку.
2. Найди существительные 3 склонения, подчеркнув их одной чертой.
Молодёжь, ворота, цемент, щавель, чернила, апельсин, офицеры, оттепель, пристань, инженеры, вьюга.
Слайд 10Проверка
1.Молодёжь, щавель, цемент (только единственного числа).
Ворота, чернила (только множественного числа).
2.Оттепель, молодёжь,
пристань (существительные 3 склонения).
Слайд 12Задание
1. Назвать грамматические признаки имени существительного.
Слайд 13Проверка
Труда – сущ., муж. р., ед.ч., 2 скл., Р. п.,
нариц., неодуш.
Рыбку – сущ., жен. р., ед.ч., 1 скл., В. п., нариц., одуш.
Пруда – сущ., муж. р., ед.ч., 2 скл., Р.п., нариц., неодуш.
Слайд 15Правописание гласных в падежных окончаниях существительных
Окончание –е пишется:
- у
существительных 1-го склонения в Д. и П. падежах (кроме сущ. на -ия);
-у существительных 2-го склонения в П.п.( кроме сущ. на –ий, - ие).
Окончание –и (-ы) пишется:
- у существительных 1-го склонения в Р. п.
- у существительных 3-го склонения в Р., Д. и П.п.
У существительных жен. р. на – ия (армия, лекция) в Р., Д. и П.п. ед.ч. на конце пишется – ии.
У существительных муж. р. на –ий (санаторий, лекторий) и у существительных с. р., на –ие (произведение, решение) в П.п. ед.ч. пишется на конце –ии.
Слайд 16Взаимопроверка
Помогать подруге, потолок в помещении, идти по тропинке, обрадоваться новости, ветка
сирени, рассказ о путешествии, вытащить из проруби, вершина елки, на опушке леса, участвовать в демонстрации, написать Лидии, песня о счастье, книга в портфеле, говорить об успеваемости.
Слайд 17Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
После
шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква о, а без ударения – буква е.
Слайд 18Проверка
Неодушевлённые: буря, камышом, из сарая, завтрак, посёлка, народ.
Одушевлённые: птенцов, пеликаном, колпицей,
рыбачка, Мария Ивановна, питомцев, кормилицей, товарищем, друг, к хозяйке, с малышом.
Слайд 19Проверка
Афанасий Григорьевич, Лада – собственные имена существительные.
Слайд 20Задание
-Определите синтаксическую роль существительных.
Был он химиком и инженером – кораблестроителем, охотником
и рыболовом.
Слайд 21Проверка
Он – подлежащее.
Химиком, инженером-кораблестроителем, охотником, рыболовом - дополнение.
Слайд 23Задание
- Какое предложение является верным?
1. У рыбей нет зубей.
2. У рыбов
нет зубов.
3. У рыб нет зубов.
Слайд 24Взаимопроверка
3. У рыб нет зубов.
Слайд 26Домашнее задание
Повторить теоретический материал.
Подготовиться к контрольному диктанту.