Слайд 1г. Урай
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5
Региональный семинар «Использование
музейных технологий в патриотическом воспитании»
Мастер - класс
«Написание очерка с использованием материалов музея»
Разработала: Устюгова Н.Я,
учитель русского языка и литературы
Слайд 2Технология «Музейное образование»
Музей как образовательная система
Центр хранения, экспонирования материала, богатый
образовательный
ресурс
При использовании информации о людях, событиях формируется чувство причастности и уважения к прошлому, которое начинается с семейных коллекций и реликвий
Слайд 3Что может урок?
Воздействовать эмоционально на учащихся
Вызывать чувство сопричастности к истории семьи,
школы, города, страны
Слайд 4Рабочая программа
и музейный компонент
Рабочая «Русский язык 5-9»,
«Литература 5-9» содержит уроки,
разработанные на основе технологии «Музейное образование»
Музейный компонент – 10 % (стр. 22)
Слайд 5Раздаточный материал
Экспонаты;
книжные и газетные статьи;
воспоминания родственников;
материалы из Центрального архива Министерства обороны
Слайд 6Диана, правнучка Бешкильцева П. К.,
ученица 7б класса школы №5
Слайд 7Характеристика урока
Тип урока – урок формирования умений написания очерка
Технология – «Музейное
образование»
Метод проектов
ОРГАНИЗАЦИЯ работы : индивидуальная,
групповая
Подготовка- встречи в музее
Слайд 8Продукт
Информационный лист
БЕШКИЛЬЦЕВ ПРОКОПИЙ КИРИЛЛОВИЧ-
ПАТРИОТ СВОЕГО ВРЕМЕНИ
Слайд 9Работа в группах
1. Подготовка к выполнению группового задания:
а/постановка задачи;
б/инструктаж о последовательности
работы;
в/раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
а/знакомство с материалом, планирование работы в группе;
б/распределение заданий внутри группы;
в/индивидуальное выполнение задания;
г/обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
д/подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть:
а/сообщение о результатах работы в группах;
б/анализ познавательной задачи, рефлексия;
в/общий вывод о работе групп и достижениях при выполнении поставленной задачи.
Слайд 10
Очерк –
золотая середина между художественным и публицистическим произведением
Слайд 11Цели урока:
ознакомление с очерком как жанром
публицистического стиля;
формирование умения
анализировать,
отбирать главное в работе с первоисточниками;
воспитание патриотических чувств у учащихся.
Слайд 12Задачи урока:
дать понятие об очерке как литературном жанре,
познакомить
с особенностями очерка;
формировать умение работать с первоисточниками,
музейными экспонатами;
научиться отбирать информацию из первоисточников,
делать выводы (переходы), составлять связный текст очерка;
уметь презентовать свою работу перед аудиторией;
формировать универсальные учебные действия (умение работать
в группе, сотрудничать, строить монологическое высказывание).
Слайд 13Очерк
Очерк – один из широко распространенных публицистических жанров.
Он позволяет наглядно,
ярко, доходчиво, оперативно откликнуться на событие, раскрыть образ интересного человека, дать портрет коллектива, рассказать о быте, нравах, обычаях людей региона, своей и других стран.
Слайд 14ЗАДАЧА ОЧЕРКА
НЕ просто рассказать, а показать событие,
явление,
человека в действии, развитии;
раскрыть сущность этого явления
с помощью художественных средств,
доказать его общественную значимость
Слайд 15Традиционные отличия
Малая повествовательная форма;
описание реальных событий с реальными людьми;
в центре –
актуальные общественные проблемы;
несет в себе социальную пользу;
документальность;
эмоциональность
СОДЕРЖАНИЕ
Темой очерка является
общественно значимый факт.
В нём рассказывается о
конкретных событиях,
о реально существующих
людях.
Слайд 17ВИДЫ ОЧЕРКА
Документальный
Художественный
воспроизводит, исследует действительные факты и явления жизни.
изображает, анализирует нравы
определённой среды или характер отдельного человека.
Слайд 18Классификация очерка
Портретный ( внешность, внутренний мир…,)
Путевой ( события, происходившие с автором
во время какой-нибудь поездки)
Проблемный ( интересен острым конфликтом)
Слайд 19Очерк портретный
Его герой –
человек высоких моральных качеств,
человек, преобразующий жизнь.
В портретном очерке
автор рассказывает не только о
деятельности, но и о характере своего
героя, его интересах и увлечениях,
о его взаимоотношениях с другими людьми.
Слайд 20Составные части очерка
описание внешности героя;
рассказ о его деле, профессии, поступках;
отдельные факты биографии;
особенности характера;
эпизоды, раскрывающие характер героя
Слайд 21Материал, используемый для очерка
Воспоминания
Письма
Документы
Слайд 23ПУБЛИКАЦИЯ ОЧЕРКА (газета, журнал)
Слайд 24Домашнее задание:
написать очерк о ветеране ВОВ
Бешкильцеве П.К. в школьную газету «Пятёрочка»