Слайд 1
ОГЭ-9
Русский язык
Смысловое чтение текста. Подготовка к написанию
сочинения-рассуждения.
Часть 3, 15.3
Вариант
№6
Слайд 3Навык смыслового чтения
Включает в себя:
- Умение осмысливать цели чтения
(для чего?);
- умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?);
- умение определять основную и второстепенную информацию;
- умение воспринимать тексты различных стилей;
-умение адекватно оценивать информацию, полученную из текста
Слайд 4Понять текст - значит
вычитать текстовую информацию:
фактуальную
(о чем в тексте
сообщается открыто);
концептуальную
(основная идея текста, его главный смысл);
подтекстовую
(о чем читается «между строк»).
Слайд 5Работа с текстом
Используя прочитанный текст из части 2 , выполните на
отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3.
Перед написание сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2, 15.3
Слайд 6
Прочитайте текст и выполните задания 2-14.
(1 )Вот тут-то и появился Лис.
(2)3дравствуй,
— сказал он.
(З)Здравствуй, — вежливо ответил Маленький принц. — (4)Кто ты? (5)Какой
ты красивый!
(6)Я — Лис, — сказал Лис.
7) Поиграй со мной, — попросил Маленький принц. — (8)Мне так грустно...
(9)Не могу я с тобой играть, — сказал Лис. — (10)Я не приручён.
(11)А как это — приручить? — спросил Маленький принц.
(12)Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. — (13)Ты для меня пока
всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков.
Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц.
Но, если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. (16)Ты будешь
для меня единственным в целом свете, и я буду для тебя один в целом свете...
(17)Я начинаю понимать, — сказал Маленький принц.
(18}Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь
изменится, солнцем озарится, — продолжал Лис. — (19)Твои шаги я стану
различать среди тысяч других. (20)3аслышав людские шаги, я всегда убегаю "
и прячусь. (21)Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего
убежища. (22)Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. (23)Потом сказал:
- (24)Пожалуйста, приручи меня!
— (25)Я бы рад, — отвечал Маленький принц, — но у меня так мало времени.
(26)Мне ещё надо найти друзей и узнать разные вещи.
(27)У знать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал
Лис, — (28)У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. (29)Они покупают
вещи готовыми в магазинах.
Слайд 7 (З0)Но таких магазинов, где торговали бы друзьями,
конечно, нет, и потому
люди больше не имеют друзей. (31)Если хочешь, чтобы
у тебя был друг, приручи меня!
(32)А что для этого надо делать? — спросил Маленький принц.
(ЗЗ)Надо запастись терпением, — ответил Лис. — (34)Сперва сядь вон там,
поодаль. (35)Но с каждым днём садись немножко ближе...
Так Маленький принц приручил Лиса,
И вот настал час прощания.
(38)Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.
(39)Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, — сказал Маленький принц. —
(40)Ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил...
(41)Да, конечно, — сказал Лис.
(42)Он умолк. (43)Потом прибавил:
(44)Поди взгляни ещё раз на розы, а когда вернёшься, чтобы проститься
со мной, я открою тебе один секрет. (45)Это будет мой тебе подарок.
(46)Когда Маленький принц возвратился к Лису, тот сказал:
(47)Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. (48)Самого
главного глазами не увидишь.
(49)Самого главного глазами не увидишь, — повторил Маленький принц,
чтобы лучше запомнить.
(50)Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
(51)Потому что я отдавал ей всю душу... — повторил Маленький принц,
чтобы лучше запомнить.
(52)Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда
в ответе за всех, кого приручил. (По А. Сент-Экзюпери)'!
* Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944 гг.) — французский писатель, поэт
и профессиональный лётчик.
Слайд 8Формулировка задания 15.3:
Как Вы понимаете значение слова ДОБРО? Сформулируйте и
прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: « Что такое добро?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй- из Вашего жизненного опыта.
Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Слайд 9Как начать?
Дать толкование слова. Что такое доброта?
Чтобы ответить на этот
вопрос, обращаемся к толковому словарю Ожегова :
1. см. добрый.
2. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стрем-ление делать добро другим. Полон доброты кто-н.
А что дает человеку доброта?
2) Начать с рассуждения об актуальности и жизненности этого этического понятия
3) Начать с чего- либо высказывания
Генри Дейвид: «Доброта – это единственное одеяние , которое никогда не ветшает».
Слайд 10Как связать вступление и аргументы?
Используем клише:
Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст
и жизненные наблюдения…
Проиллюстрировать это этическое понятие можно на примере текста (ФИО автор) и жизненного опыта.
Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.
Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.
В подтверждение данного объяснения этического понятия обратимся к предложенному для анализа тексту и примерам, взятым из жизни.
Слайд 11Как ввести в сочинение аргументы?
Аргументы1: В качестве первого аргумента правильности высказанного
тезиса возьмем предложение (№..)
Аргумент 2: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта, мне хотелось бы привести пример из жизни.
___________________________________________________________
Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…
Аргумент 2: Размышляя над вопросом, что такое «доброта», приведу пример из жизни.
___________________________________________________________
Аргумент1: Начать аргументацию выше изложенного тезиса мне бы хотелось с примера из прочитанного текста.
Аргумент 2: Кроме этого, сошлюсь на собственный опыт.
Слайд 12Что такое аргумент, основанный на жизненном опыте?
Это обобщение каких-то жизненных фактов:
Жизненная
история, произошедшая с тобой;
- жизненная история , произошедшая с твоими родителями или их знакомыми;
- жизненная история, произошедшая с твоим другом.
2) Это обращение к прочитанной книге, посвященной данной теме.
Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.
4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.
5. Возможно, это будет обращение к кому-то интересному яркому стихотворению, посвященному предложенной тебе теме(необходимо цитирование)
Слайд 13Аргументы, взятые из жизни:
Расскажи о докторе Лизе: - настоящее имя –
Елизавета Петровна Глинка; - российский филантроп, то есть человек, занимающийся благотворительностью в помощь нуждающимся; - врач-реаниматолог; - исполнительный директор фонда «Справедливая помощь»; - фонд оказывает материальную поддержку и предоставляет врачебную помощь умирающим онкологическим больным, малообеспеченным больным неонкологического профиля, бездомным; - вывозила больных и раненых детей из Украины.
2. Расскажи о матери Терезе;
3. Расскажи о своём участии в акции «Стань Дедом Морозом»: - проводится с 2003 года; - подарки для воспитанников Мировского детского дома, Семилукской санаторной школы- интерната и Острогожского социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних;
4. Расскажи об участии твоей семьи в благотворительной акции «Белый цветок»: - пожертвования воронежцев пошли на лечение детей, больных онкологическими заболеваниями.
Слайд 145. Расскажи об участии твоей семьи в акции «Неделя добра», ежегодно
проводимой нашей соц.защитой в г.Ярцево: - сбор школьных принадлежностей, канцтоваров, одежды для детей, семьи которых оказались в трудной жизненной ситуации.
6. Расскажи о благотворительном фонде «Подари жизнь»: - соучредители Дина Корзун и Чулпан Хаматова; - фонд существует с 2006 года; - фонд помогает детям с онкологическими заболеваниями. Каждый человек может перевести деньги на счёт фонда, чтобы спасти хотя бы одного ребёнка
Слайд 15Как завершить сочинение?
Вывод надо писать , используя речевые сигналы завершения
работы
Думаю, мы убедились, что доброта – это, прежде всего, добрые поступки, которые помогают людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Проанализировав два аргумента, мы пришли к выводу, что надо быть добрее, чтобы мир вокруг нас стал лучше.
Таким образом, проанализировав два аргумента, мы убедились, что добрые поступки, как та маленькая капля, что точит камень, могут служить делу добра и милосердия.
Всё сказанное убеждает нас в том, что …
Итак, проанализировав два аргумента, мы убедились: добрые поступки, совершаемые нами, делают мир лучше.
Слайд 16Добро, доброта(Что такое добро?)
Что стоит в истоке доброго поступка? Ответ один
– милосердие, человеколюбие, которое существует с давних пор. Неслучайно же Альберт Анатольевич Лиханов сказал: «У каждого времени – своя жестокость. А доброта одна на все времена». На мой взгляд, именно на милосердии, сострадании и стоит мир. Человек, который любит мир вокруг себя, совершая добрые поступки, будет счастлив только от того, что он кому-то помог… А тот, кому помогли, через всю жизнь пронесет в сердце благодарность и веру в добро.
Слайд 17Спасибо за внимание! Достойной сдачи экзамена