Презентация, доклад к уроку литературы в 9 классе Ф. И. Тютчев. Стихотворение Что ты клонишь над водами… Эмоциональное богатство русской поэзии

Содержание

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода,  В ней есть любовь, в ней есть язык. . . 

Слайд 1ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ


(23 ноября 1803 – 15 июля 1873)
Русский поэт, публицист,

дипломат

Эмоциональное богатство русской поэзии»
«Что ты клонишь над водами». «Фонтан»


ФЁДОР ИВАНОВИЧ  ТЮТЧЕВ(23 ноября 1803 – 15 июля 1873)Русский поэт, публицист, дипломатЭмоциональное богатство русской поэзии»«Что ты

Слайд 2 Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный

лик - В ней есть душа, в ней есть свобода,  В ней есть любовь, в ней есть язык. . . 
(Ф. И. Тютчев)

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть

Слайд 3




Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева



Выделить основные темы

и особенности тютчевской лирики;




На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.
Помочь старшеклассникам почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева.


Цели:

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева Выделить основные темы и особенности    тютчевской

Слайд 4Герб рода Тютчевых

Герб рода Тютчевых

Слайд 5Е.Л.Тютчева, мать поэта

И.Н.Тютчев, отец поэта

Е.Л.Тютчева, мать поэтаИ.Н.Тютчев, отец поэта

Слайд 6Детство
Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки

Десны, 23 ноября 1803 года родился Фёдор Иванович Тютчев в родовитой дворянской семье. Ко дню рождения отца,13 ноября, будущий поэт написал стихотворение, и называлось оно «Любезному папеньке». Юному стихотворцу тогда ещё не исполнилось одиннадцати лет, и чтение стихотворения всегда вызывало слёзы восторга
В сей день счастливый нежность сына
Какой бы дар принесть смогла! Букет цветов? – но флора отцвела,
И луг поблёкнул и долина…


Детство Недалеко от города Брянска, в селе Овстуг, расположенном у реки Десны, 23 ноября 1803 года родился

Слайд 7Юность
Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности

к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым с десяти лет руководил Раич, поэт-переводчик, знаток классической древности и итальянской литературы. Уже в двенадцать лет Тютчев поступает на словесное отделение Московского университета. После окончания университета (1821) Тютчев едет в Петербург, поступает на службу в Коллегию иностранных дел, получает место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в девятнадцать лет отправляется в Мюнхен. За границей Тютчеву предстоит провести
двадцать два года.


Юность   Тютчев рано обнаружил необыкновенные дарования и способности к учению. Получил хорошее домашнее образование, которым

Слайд 9
Мураново. Усадебный дом

Мураново. Усадебный дом

Слайд 11Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей

поэт вошёл прежде всего как певец природы. Некрасов отметил его необыкновенную способность улавливать «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина».


Картины природы в лирике Тютчева воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании.



Весна

Лето

Осень

Зима

Поэзию Тютчева нельзя представить без лирики природы. И в сознание читателей поэт вошёл прежде всего как певец

Слайд 12Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов

до тёплых, майских дней



Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихотворениях все четыре времени года.

Весна

Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, майских дней Тютчев неповторимо

Слайд 13«Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира.
Люблю грозу в начале мая,
Когда

весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые.
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.


Весна

«Весенняя гроза» передаёт возвышенную по-тютчевски красоту мира.Люблю грозу в начале мая,Когда весенний, первый гром,Как бы резвяся и

Слайд 14Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как

символ обновления мира.


Более всего поэта привлекала весна, как торжество жизни над увяданием, как символ обновления мира.

Слайд 15Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут

и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»


Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят –Бегут и будят сонный брег,Бегут и блещут

Слайд 17
Ветры тёплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…

Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилось из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил её поля.


Неохотно и несмело
Солнце всходит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля


Тютчевское лето часто грозовое. Место действия – земля и небо, они же – главные персонажи, гроза – это их сложные и противоречивые отношения.

Лето

Ветры тёплого порывы,  Дальний гром и дождь порой…  Зеленеющие нивы  Зеленее под

Слайд 20Осень

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит

как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…


Осень Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора –Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера…

Слайд 21Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных

листьев томный, лёгкий шелест,


Есть в светлости осенних вечеровУмильная, таинственная прелесть:Зловещий блеск и пестрота дерев,Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

Слайд 24Зима
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью

он блестит.

И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…


Зима Чародейкою ЗимоюОколдован, лес стоит –И под снежной бахромою,Неподвижною, немою,Чудной жизнью он блестит.И стоит он, околдован, –Не

Слайд 28


Что ты клонишь над водами Ива, макушку свою? И дрожащими листами Словно жадными устами Ловишь беглую струю?
Хоть томится, хоть трепещет Каждый лист твой над струей,  Но струя бежит и плещет,  И, на солнце нежась, блещет,  И смеется над тобой …


Слайд 29План анализа лирического стихотворения
История создания, образ лирического героя.
Тема, идея стихотворения. 
Композиция стихотворения. 
Изобразительные

средства. 
Мнение о стихотворении.



План анализа лирического стихотворенияИстория создания, образ лирического героя.Тема, идея стихотворения.  Композиция стихотворения. Изобразительные средства. Мнение о стихотворении.

Слайд 30 Домашнее задание:

Выучить наизусть стихотворение Тютчева, которое анализировали на уроке.

Домашнее задание:Выучить наизусть стихотворение Тютчева, которое анализировали на уроке.

Слайд 31


Всем СПАСИБО за урок!!!

Всем СПАСИБО за урок!!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть