Слайд 2
Тема урока:
Загадки романа М.А.Булгакова
«Мастер и маргарита»
Слайд 3Тема урока:
Загадки романа М.А.Булгакова
«Мастер и Маргарита»
Но то, что было
истинно великим,
Останется великим навсегда.
Н.Тихонов
Слайд 4Цели урока:
обобщить и систематизировать знания в рамках темы: « Художественный мир
романа М.Булгакова « Мастер и Маргарита»;
сформулировать проблемы, предположить пути их решения; найти в произведении непонятные для себя, «темные» места, задуматься над их художественным значением;
уметь формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.
Слайд 5Маргарита : «жемчужина» или
ведьма?
Слайд 6Фрагмент из фильма «Мастер и Маргарита»
Слайд 7Способен ли Воланд на добрые поступки?
Слайд 8Фрагмент фильма «Мастер и Маргарита»
Слайд 9Викторина
1. Запах, который «ненавидел прокуратор».
2. Название весеннего месяца в Ершалаиме, когда
был осужден и казнен Иешуа.
3. Место гибели Иуды из Кириафа.
4. Название писательской организации, описанной в романе.
5. Жидкость, разлитая некоей Аннушкой.
6. Цвет глаз Воланда.
7. Вопрос, который «испортил москвичей».
8. Подарок Воланда Маргарите.
9. Какими словами заканчивался роман Мастера?
10. Имя и фамилия поэта Бездомного?
Слайд 10Викторина
11. Транспортное средство, которым воспользовалась Маргарита, чтобы попасть на бал
к Воланду.
12. Изображение на набалдашнике трости Воланда.
13. Кому, по словам Коровьева и Бегемота, не нужно было никакого удостоверения, чтобы убедиться в том, что он писатель?
14. Предмет, который подают Фриде в наказание за грехи.
15. Самый страшный порок.
16. Кличка собаки Понтия Пилата
Слайд 11Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри: кто прав?
Слайд 12Фрагмент фильма «Мастер и Маргарита»
Слайд 13Основополагающий вопрос:
Существуют вечные полярные силы – добро и зло,
Бог и дьявол. Они всегда были, есть и будут. Так стоит ли бороться со злом, противиться ему, если оно вечно и никогда на земле не победит окончательно добро?
Слайд 14А.Солженицын:
Постепенно открылось мне, что линия, разделяющая добро и
зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями – она проходит через каждое человеческое сердце… Линия эта подвижна, она колеблется с годами. Даже в сердце, объятом злобой, она удерживает маленький плацдарм добра. Даже в наидобрейшем сердце – неискоренимый уголок зла. С тех пор я понял правду всех религий мира: они борются со злом в человеке, в каждом человеке. Нельзя изгнать зло из мира, но можно в каждом сердце его потеснить
Слайд 15Домашнее задание
Известно, что Анна Ахматова была знакома с рукописью «Мастера и
Маргариты» и дала Булгакову такую оценку: «Он гений!» Прочитайте стихотворение Ахматовой 1945 г. Какие мысли и художественные образы объединяют это стихотворение и роман «Мастер и Маргарита»? Попытайтесь найти параллели между романом и стихотворением.
Слайд 16
Кого когда-то называли люди
Царём в насмешку, Богом в самом деле
Кто был
убит – и чьё орудье пытки
Согрето теплотой моей груди…
Вкусили смерть свидетели Христовы,
И сплетницы – старухи, и солдаты,
И прокуратор Рима – все прошли
Там, где когда-то возвышалась арка,
Где море билось, где чернел утёс,-
Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой
И с запахом священных роз.
Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор – к смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное Слово.
Слайд 18В романе Булгакова живет глубокая вера в непреложные нравственные законы. Проблемы
любви и равнодушия, трусости и раскаяния, предательства и бесчеловечности, добра и зла, выбора жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству, раскрыты во всем блеске его мастерства.