Презентация, доклад к уроку литературы. Л.Н. Толстой роман-эпопея Война и мир. Урок 10. Война 1812. Оставление русскими своих земель.

Содержание

(3 том, 1-2-3 части) Отечественная война 1812 года1. Анализ сцены «переправа французов через Неман» (1 часть,2 глава).На чём основано единство французской армии? Каким видим Наполеона? 2.На чём основано единство русских? Анализ сцен оставления русскими своих земель..

Слайд 1Лев Толстой «Война и мир»


3 том

Лев Толстой «Война и мир»3 том

Слайд 2(3 том, 1-2-3 части) Отечественная война 1812 года
1. Анализ сцены «переправа французов

через Неман» (1 часть,2 глава).На чём основано единство французской армии? Каким видим Наполеона?
2.На чём основано единство русских? Анализ сцен оставления русскими своих земель.
. Пересказ-анализ сцен оставления Смоленска
(2 часть, 4-5 гл.).
Пересказ-анализ сцен оставления Богучарова
(2 часть, 8-14 гл.). Как относится автор к бунту богучаровских крестьян?
Оставление Москвы её жителями. Поведение Ростовых, патриотизм Пьера (3 часть, 14-17, 23 гл.).
Как ведут себя представители высшего светского общества? (3 часть, 5-7, 16, 24 главы).

(3 том, 1-2-3 части) Отечественная война 1812 года1. Анализ сцены «переправа французов через Неман» (1 часть,2 глава).На

Слайд 3«Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой

природе событие»
«Началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»

Слайд 4НАРОДНЫЙ ХАРАКТЕР ВОЙНЫ
Всех главных героев Толстой проводит через испытание войной, выявляя

их истинный или, наоборот, ложный патриотизм.
НАРОДНЫЙ ХАРАКТЕР ВОЙНЫВсех главных героев Толстой проводит через испытание войной, выявляя их истинный или, наоборот, ложный патриотизм.

Слайд 5Толстой показывает войну двояко

Толстой показывает войну двояко

Слайд 6Подвиг народа

Подвиг народа

Слайд 7От Немана до Смоленска
Документы
Русское командование знало о

скоплении французских войск на берегу Немана. Наполеон вечером 9 (21) июня посылает приказ  - выдвинуться к Неману. Организация переправы возлагалась на корпус Даву. "Россия,  - писал Наполеон,  - увлекается роком! судьба ее должна исполниться... Перейдем Неман, внесем войну в русские пределы".
Переправа основных сил началась 12 (24) июня, левым крылом вперед. Вильна была занята 16 (28) июня без боя.
Русские не ожидали начала войны. 12 (24) июня Александр I устроил для литовского шляхтства бал в имении Бенигсена. Ночью во время бала было получено сообщение о начавшейся переправе французов.
Александр   I послал к Наполеону генерала А. Д. Балашева. Но напрасно.

Роман
В романе эта ситуация описывается исторически точно. Мы видим и переправу через Неман, и корпус Даву, и разведку Мюрата, описывается и бал в Вильно, и сообщение о переправе французов через Неман, полученное во время бала, и посольство Балашева, и отход русских войск тремя колоннами. Но Толстой пытается объяснить причины, приведшие к войне, опираясь на мнения историков и противопоставляя им свои взгляды.

От Немана до Смоленска  Документы   Русское командование знало о скоплении французских войск на берегу

Слайд 8Сражение за Смоленск Художник А. Аверьянов

Сражение за Смоленск Художник А. Аверьянов

Слайд 9Анализ эпизода «Оставление Смоленска»
Назовите главных персонажей эпизода
С какой целью прибыл Алпатыч

в город?
Как меняется настроение жителей Смоленска? (Чьими глазами показаны сцены пожара и грабежей?)
"Тащи все, ребята!". Решилась! Расея!.. Сам запалю" - Почему Ферапонтов сам решает разорять свой дом? Как автор впоследствии мотивирует этот поступок героя?
Анализ эпизода «Оставление Смоленска»Назовите главных персонажей эпизодаС какой целью прибыл Алпатыч в город?Как меняется настроение жителей Смоленска?

Слайд 10Общее чувство — чувство опасности для “роя” рождается именно в этой

сцене Здесь — начало народной войны.

"... Партизанская война началась со вступления неприятеля в Смоленск. Прежде, чем партизанская война была официально принята, уже тысячи людей неприятельской армии - отсталые и мародеры- были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно собаки загрызут бешеную собаку. Денис Давыдов своим русским чутьем первый понял значение той страшной дубины, которая, не спрашивая правил военного искусства, уничтожала французов, и ему принадлежат слава первого шага для узаконения этого приема войны…"

Общее чувство — чувство опасности для “роя” рождается именно в этой сцене Здесь — начало народной войны.

Слайд 11"Смоленск оставляется вопреки воле государя и всего народа. Но Смоленск сожжен

своими жителями, обманутыми своим губернатором, и разоренные жители, показывая пример другим русским, едут в Москву, думая только о своих потерях и разжигая ненависть к врагу. Наполеон идет дальше, мы отступаем, и достигается то самое, что должно победить Наполеона."
( т.З, ч.2, гл.1)

Слайд 12В ночь на 6 (18) августа, по приказу Барклая де Толли,

посчитавшего, что момент для генерального сражения еще не наступил, войска Дохтурова скрытно покинули Смоленск. Великая армия получила возможность войти в город, но, как писал Ф.П. де Сегюр, «свидетелей ее славы тут не было. Это было зрелище без зрителей, победа почти бесплодная, слава кровавая, и дым, окружающий нас, был как будто единственным результатом нашей победы».

По свидетельству историков:

В ночь на 6 (18) августа, по приказу Барклая де Толли, посчитавшего, что момент для генерального сражения

Слайд 13Именно с этого эпизода война 1812 года изображается автором как война

народная, а значит- справедливая. Нравственное превосходство теперь на стороне русских, в этом убеждает читателей автор, в этом постепенно убеждаются и французские солдаты. В этом и заключается логика развития авторской мысли в романе.

Значение эпизода:

Именно с этого эпизода война 1812 года изображается автором как война народная, а значит- справедливая. Нравственное превосходство

Слайд 14Историческое значение:
Оценку действиям командующего 7-м корпусом русской армии дал сам Наполеон

много лет спустя: «Пятнадцатитысячному русскому отряду, случайно находившемуся в Смоленске, выпала честь защищать сей город в продолжение суток, что дало Барклаю де Толли время прибыть на следующий день. Если бы французская армия успела врасплох овладеть Смоленском, то она переправилась бы там через Днепр и атаковала бы в тыл русскую армию, в то время разделенную и шедшую в беспорядке. Сего решительного удара совершить не удалось».
Историческое значение:Оценку действиям командующего 7-м корпусом русской армии дал сам Наполеон много лет спустя: «Пятнадцатитысячному русскому отряду,

Слайд 15«Война» в Богучарово:

«Война» в Богучарово:

Слайд 16Патриотизм Болконских
Поведение м-ль Бурьен перед нашествием французов?


Старый князь – поведение старого

князя в момент опасности? Болезнь и смерть Николая Андреевича.

Как ведет себя Княжна Марья? Обоснуйте ее поведение.

Патриотизм БолконскихПоведение м-ль Бурьен перед нашествием французов?Старый князь – поведение старого князя в момент опасности? Болезнь и

Слайд 17Бунт богучаровских крестьян
1. Почему же крестьяне так себя вели?
«В полосе

степной, в богучаровской, крестьяне имели сношения с французами, получали какие-то бумаги, ходившие между ними, и оставались на местах».

2. Как Толстой относится к их бунту?

3. В чем проявилась его несвоевременность?
Бунт богучаровских крестьян1. Почему же крестьяне так себя вели? «В полосе степной, в богучаровской, крестьяне имели сношения

Слайд 18«Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою»

«Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою»

Слайд 19Почему, бросая дом и имущество, уезжают люди из оставляемой французам Москвы?



Оставление Москвы

Почему, бросая дом и имущество, уезжают люди из оставляемой французам Москвы? Оставление Москвы

Слайд 20«Все едут, вот и мы должны ехать»

«Все едут, вот и мы должны ехать»

Слайд 21Какое настроение у Наташи и Пети в дни приготовления к отъезду?

Почему Наташа пригласила раненых остановиться в их доме? Как к просьбе раненых дать им подводы отнеслись граф и графиня? Как восприняла запрет матери Наташа? Чем вызван взрыв её негодования?
С каким настроением слуги стали сгружать вещи, освобождая подводы для раненых? Как изменилось настроение Ростовых после того, как было решено взять раненых?



Патриотизм Ростовых:

Какое настроение у Наташи и Пети в дни приготовления к отъезду? Почему Наташа пригласила раненых остановиться в

Слайд 22Чего желал Пьер более всего, после того как покинул Бородинское поле?

С кем он встречался в это время? Дал ли он солдатам на чай? Почему?
Какая мечта целиком захватывает Пьера после Бородинского сражения? В чём Пьер видел основное препятствие, мешавшее ему? Что с особой силой влекло Пьера к народу? Почему простота стала для Пьера мерилом правды, истины?
Каким Ростовы увидели Пьера, уезжая из Москвы? С какой целью Пьер приобрёл пистолет? Что его влекло к этому поступку?
Как представлял себе Пьер убийство Наполеона?




Поведение Пьера:

Чего желал Пьер более всего, после того как покинул Бородинское поле? С кем он встречался в это

Слайд 23В 3 части, в 5 главе Толстой подводит итог поведения мирных

жителей:


«Каждый русский человек, не на основании умозаключений, а на основании того чувства, которое лежит в нас и лежало в наших отцах, делал просто и истинно то великое дело, которое спасло Россию».

В 3 части, в 5 главе Толстой подводит итог поведения мирных жителей:  «Каждый русский человек, не

Слайд 24Всех ли русских людей объединяло чувство патриотизма?
Толстой показывает, что единство не

было всеобщим. Наиболее ярко отрицательные черты людей высшего света проявились именно в годы войны. Толстой говорит: «Все люди этой партии ловили рубли, кресты, чины». Самой многочисленной партией при дворе и штабе была партия, которая «состояла из людей, не желавших ни мира, ни войны, но желавших только одного и самого существенного: наибольших для себя выгод и удовольствий». Все они думают о том, чем для них может быть полезна война.
Положительные же герои Толстого думают о том, чем они могут быть полезны на войне. Толстой обличает карьеризм и лжепатриотизм штабных офицеров.
Всех ли русских людей объединяло чувство патриотизма?Толстой показывает, что единство не было всеобщим. Наиболее ярко отрицательные черты

Слайд 25Петербургская жизнь
1. Салон Анны Павловны
2. Кружок Элен
3. Салон Жюли
4. С

какой просьбой приехал к Ростовым Берг? Как вы оцениваете его поступок? Зачитайте, как описывает Берга Толстой. Проанализируйте этот портрет.

Петербургская жизнь 1. Салон Анны Павловны2. Кружок Элен3. Салон Жюли4. С какой просьбой приехал к Ростовым Берг?

Слайд 26«Петербургская жизнь шла по-старому…те же были выходы, балы те же интересы

службы и интриги"

1. Так «в самый день Бородинского сражения» в салоне Шерер был вечер. Они видят врага в Наполеоне, но не врага России, а только их класса, их мечта – поражение Наполеона.
2. В кружке Элен выступают за мир с Наполеоном на любых условиях.
3. В салоне Жюли Карагиной играют в штрафы за французские слова.

«Петербургская жизнь шла по-старому…те же были выходы, балы те же интересы службы и интриги

Слайд 27"Растопчин в своих афишках внушал им, что уезжать из Москвы было

позорно. Им совестно было получать наименование трусов, совестно было ехать, но они все-таки ехали, зная, что так надо было»…

Обличение Растопчина

Верил ли Растопчин, что Москва будет оставлена? А верили ли эти люди, которые шли к Растопчину, в оставление Москвы? В чём смысл единства мыслей Растопчина и толпы?

2. Почему Растопчин решил казнить Верещагина? Почему ему удалось заставить толпу растерзать Верещагина?


Слайд 28«Это не пчёлы роя, это трутни»
Так автор подчёркивает контраст между людьми,

стремящимися разделить судьбу своего народа, и «трутнями», застывшими в эгоизме и расчёте.

«Это не пчёлы роя, это трутни»Так автор подчёркивает контраст между людьми, стремящимися разделить судьбу своего народа, и

Слайд 29Вопросы к теме: «Изображение Бородинского сражения».
Домашнее задание:

Вопросы к теме: «Изображение Бородинского сражения».Домашнее задание:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть