Презентация, доклад к уроку литературы 9 класс

История создания романа Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова написан в период 1837-1839 г, когда перед литературой стояла задача поиска нового героя, воплощающего новые тенденции общественного развития. Роман вышел отдельным изданием в Петербурге весной

Слайд 1«Герой нашего времени – роман о трагедии незаурядной личности. Личность Печорина »


Выполнил: выпускница 9 А
Аксаментова Дарья
Проверил: учитель русского языка и
литературы
Феофилактова Т.В.

«Герой нашего времени – роман о трагедии незаурядной личности. Личность Печорина »

Слайд 2История создания романа

Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова

написан в период 1837-1839 г, когда перед литературой стояла задача поиска нового героя, воплощающего новые тенденции общественного развития. Роман вышел отдельным изданием в Петербурге весной 1940 года. Он стал одним из необычайных явлений в русской литературе. Эта книга вот уже на протяжении полутора веков служит объектом многочисленных споров и исследований, и нисколько не потеряла своей жизненной остроты и в наши дни.
История создания романа Роман   «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова написан в период 1837-1839 г, когда

Слайд 3Смысл названия романа

Главный герой романа - Печорин - жил в

тридцатые годы девятнадцатого столетия. Это время можно охарактеризовать, как годы мрачной реакции, наступившей после разгрома декабристского восстания 1825 года. В это время человек передовой мысли не мог найти приложения своим силам. Неверие, сомнение, отрицание стали особенностями сознания молодого поколения. Идеалы отцов они отвергли еще «с колыбели», а вместе с этим усомнились и в нравственных ценностях как таковых. Черты характера этого поколения Лермонтов обобщил в образе Григория Александровича Печорина, пояснив, что “Герой нашего времени” - это портрет, составленный из пороков всего... поколения, в полном их развитии”, поколения тридцатых годов XIX века.
Смысл названия романа Главный герой романа - Печорин - жил в тридцатые годы девятнадцатого столетия. Это время

Слайд 4Композиция и стиль романа

“Герой нашего времени” - первый реалистический социально-психологический

роман в русской литературе, в котором внимание автора сосредоточено на раскрытии внутреннего мира героя, на диалектике его души, на углубленном психологическом анализе его чувств и переживаний, на “истории души человеческой” Он классически прост, доступен каждому, даже самому неискушенному, читателю, вместе с тем сложен и многозначен и в то же время глубок и непостижимо загадочен.
Роман, помимо прочих своих неоспоримых достоинств, весьма любопытен с точки зрения композиции. Он состоит из пяти повестей, каждая из которых имеет свое название, свой законченный сюжет, но все они объединены образом главного героя Печорина. В подаче этих частей нарушена хронологическая последовательность, и описываемые события предстают как бы в “обратной перспективе”, в разных частях повествование ведётся от разных лиц.
Композиция и стиль романа “Герой нашего времени” - первый реалистический социально-психологический роман в русской литературе, в котором

Слайд 6Личность Печорина

Григорий Александрович Печорин

для нас - вполне определенное лицо, узнаваемая индивидуальность, неповторимо яркая и самобытная, но притом какие-то линии его портрета - зыблющиеся, колеблющиеся. Портрет героя не является изображением только его внешности. Лермонтов дает при этом и индивидуально-психологическую характеристику. Портрет строится по определенной схеме: вначале даются внешние признаки, затем - признаки, характеризующие внутреннюю сущность персонажа.
Таких людей, как Печорин, в дворянском обществе николаевской России встречалось немного. И, тем не менее в этом своеобразном, исключительно одаренном человеке Лермонтов показал типичного дворянского героя 30-х годов, того трагического периода русской общественной жизни, который наступил после подавления восстания декабристов.
Личность Печорина       Григорий Александрович Печорин для нас - вполне определенное лицо,

Слайд 7Печорин и Бэла


Бэла становится жертвой своеволия Печорина; она насильственно вырвана

из своей среды, из естественного течения ее жизни. Современный исследователь Б.Т. Удодов замечает по этому поводу: "Погублена прекрасная в своей естественности, но хрупкая и недолговечная гармония неискушенности и неведения, обреченная на неизбежную гибель в соприкосновении с реальной, хотя бы и "естественной" жизнью, а тем более со все более властно вторгающейся в нее цивилизацией"
Печорин и Бэла Бэла становится жертвой своеволия Печорина; она насильственно вырвана из своей среды, из естественного течения

Слайд 8Печорин и Максим Максимыч
Столкновение

индивидуалиста Печорина с простодушной добротой Максима Максимыча помогает критически осмыслить характер героя, действующего в реальной человеческой среде. В эпизоде дорожной встречи Лермонтов на стороне Максима Максимыча и против Печорина. В чем же виноват Печорин? Если Максим Максимыч весь обращен к другому человеку, весь раскрыт ему навстречу, то Печорин - весь замкнут в себе и не жертвует для другого ничем, даже самым малым. Наоборот, у него не дрогнет рука принести в жертву своему спокойствию душу другого. Лермонтов разоблачает в Печорине эгоцентризм, который все соотносит с "я", все подчиняет этому "я", оставаясь безучастным к тому, как его поведение отразится на другом человеке. Дело в том, что он не почувствовал всей высоты и чистоты человеческого обаяния старого штабс-капитана, не ощутил человечески большого содержания его чувств настолько, чтобы свободно, без "жертв" и насилия над собою ответить на эти чувства.
Печорин и Максим Максимыч       Столкновение индивидуалиста Печорина с простодушной добротой Максима

Слайд 9Печорин и Тамань
Тамань - первая

глава "Журнала Печорина", исповедальных записок героя, и начинается она невесело. Чувства героя, казалось, притуплены усталостью, грустью и отвращением. Очевидно, Печорин обладает эмоциональной подвижной натурой, потому что читателя вдруг удивляет неожиданность чувства очарования, охватившего на миг героя, скрытого прозаическим мысленным замечанием. Герой вмешался в простую жизнь "честных контрабандистов". Его привлекли загадочные ночные обстоятельства - слепой мальчик и девушка поджидали лодку с контрабандистом Янко. Печорину не терпелось узнать, что они делали ночью. Девушка, казалось, сама заинтересовалась Печориным и вела себя двусмысленно. Романтический "русалочий" мотив трансформируется Лермонтовым, эпизод с "ундиной" обнаруживает внутреннюю слабость героя, чуждого естественному миру, его неспособность к простой, полной опасностей жизни.
Печорин и Тамань      Тамань - первая глава

Слайд 10Княжна Мери
Традиционно Печорин ставится на

голову выше всех этих "тупиц и фанфаронов, индюков надутых", к которым в первую очередь и причислялся юнкер, без пяти минут офицер, Грушницкий, кстати, боевой товарищ Печорина. Почему же Грушницкий, несколькими годами моложе Печорина, - фанфарон и индюк, а Печорин, - мыслитель и философ? Видимо, это происходит потому, что так угодно Печорину, ведь "Журнал Печорина" пишет он сам. А читатель этот журнал читает, и наша, читателей, задача - самолично выявлять истинных героев.
Завязка вспыхнувшей и разгоревшейся вражды между Печориным и Грушницким стара как мир: Мери уделила внимание раненому Грушницкому, а вот к Печорину была не столь благосклонна.
Княжна Мери      Традиционно Печорин ставится на голову выше всех этих

Слайд 11 День за днем, час за

часом отравляет Печорин сознание бедного Грушницкого самыми противоречивыми утверждениями и измышлениями; он манкирует чувствами Мери, сознательно внушая ей надежду на взаимность и в то же время зная, что это самый бессовестный обман; он разбивает сердце старухи Лиговской, недвусмысленно отрекаясь от чести стать обладателем руки ее дочери. В истории с княжной Мери Печорин противостоит обществу уже практически, как злая разрушительная сила, покусившаяся на его моральные нормы. Роман Печорина с Мери является своеобразным проявлением войны против общества со стороны этого незаурядного человека, которому тесно и скучно в косных пределах сложившихся отношений. Но как мизерна эта война, и как жалок ее результат. Ни потрясенных основ, ни ниспровергнутых оков, ни даже наказанных угнетателей: одна только неведомо, зачем жестоко изломанная девичья судьба. Здесь же обнаруживается и вина Печорина - попирание прав другой человеческой личности. В его романе с Мери он нарушает не только условные нормы поведения, разделяемые светским дворянским кругом, но и "естественные" нормы уважения к личности другого. Во всей истории взаимоотношений Мери и Печорина ярко выступает эгоцентризм Печорина.

День за днем, час за часом отравляет Печорин сознание бедного Грушницкого самыми противоречивыми утверждениями и измышлениями; он манкирует чувствами Мери, сознательно внушая ей надежду на взаимность и в то же время зная, что это самый бессовестный обман; он разбивает сердце старухи Лиговской, недвусмысленно отрекаясь от чести стать обладателем руки ее дочери. В истории с княжной Мери Печорин противостоит обществу уже практически, как злая разрушительная сила, покусившаяся на его моральные нормы. Роман Печорина с Мери является своеобразным проявлением войны против общества со стороны этого незаурядного человека, которому тесно и скучно в косных пределах сложившихся отношений. Но как мизерна эта война, и как жалок ее результат. Ни потрясенных основ, ни ниспровергнутых оков, ни даже наказанных угнетателей: одна только неведомо, зачем жестоко изломанная девичья судьба. Здесь же обнаруживается и вина Печорина - попирание прав другой человеческой личности. В его романе с Мери он нарушает не только условные нормы поведения, разделяемые светским дворянским кругом, но и "естественные" нормы уважения к личности другого. Во всей истории взаимоотношений Мери и Печорина ярко выступает эгоцентризм Печорина.

День за днем, час за часом отравляет Печорин сознание бедного Грушницкого

Слайд 12 Лермонтов, нанизывая описания "подвигов" Печорина на композиционный стержень,

постепенно подводит читателя к высшей, кульминационной точке, к самому страшному из дел главного героя: убийству на дуэли Грушницкого.
Трагическую, нелепую смерть молодого человека он сопровождает словами: "Finita la comedia!"

В крупнейшей, центральной из повестей "Героя нашего времени", в "Княжне Мери" особенно проявляется критическое осмысление образа Печорина. Именно в "Княжне Мери" Лермонтов резко углубляет подлежащие осуждению стороны личности героя. Здесь он осуществляет со всей полнотой и четкостью тот суд над своим героем, элементы которого намечались и раньше, но который здесь впервые получил такое широкое, отчетливое воплощение.

Лермонтов, нанизывая описания

Слайд 13Фаталист
Странное, неясное впечатление производит заключительная часть журнала Печорина

"Фаталист". Не стремясь совершенно однозначно истолковать ее смысл, можно заметить, что и здесь герой остается верен себе: в отличие от товарищей, умолявших Вулича бросить затею с пистолетом и не испытывать судьбу, Печорин самим тоном своего высказывания ("Послушайте, - сказал я, - или застрелитесь, или повесьте пистолет на прежнее место, и пойдемте спать") провоцирует серба на ужасный и опасный эксперимент.
Замечательны размышления Печорина после окончания событий вечера: он осознает свою вину, видя ее как бы глазами своих знакомых, но последующие мысли куда как более интересны.

Болезнь героя, таким образом, указана. Она состоит в разъедающем душу недоверии, но сам Печорин дивится силе людей, отдающихся бесконечным звездам. Значит, надо верить и надеяться когда-нибудь, найти настоящую правду.

Фаталист   Странное, неясное впечатление производит заключительная часть журнала Печорина

Слайд 14Печорин в литературной критике
Печорин, говорится в предисловии к роману, - тип

«современного человека», каким автор «его понимает» и каким «слишком часто встречал». Вместе с тем это не «массовидный» тип, а «типическое исключение», разновидность «странного человека». Называя Печорина Онегиным своего времени, Белинский отдавал должное непревзойденной художественности пушкинского образа: «Печорин - это Онегин нашего времени», но вместе с тем он полагал, что «Печорин выше Онегина по идее, впрочем, это преимущество принадлежит нашему времени, а не Лермонтову».
Не оправдывая и не обвиняя Печорина, Белинский замечает, что в нем очень силен «инстинкт истины», но что в силу двойственности его характера он не останавливается перед клеветой на самого себя и на общество. Взвесив достоинства и недостатки характера Печорина, Белинский заключает: «А суд принадлежит не нам: для каждого человека суд в его делах и их следствиях»

Белинский о Печорине

Печорин в литературной критикеПечорин, говорится в предисловии к роману, - тип «современного человека», каким автор «его понимает»

Слайд 15Герцен о Печорине
Герцен наиболее точно определил смысл и

характерность типа «лишнего человека» для русского общества и русской литературы николаевской эпохи. «Печальный рок лишнего человека, потерянного человека, только потому, что он развился в человека, являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях и городах. Наши литературные фланкеры шпыняют теперь над этими слабыми мечтателями, сломавшимися без боя, над этими праздными людьми, не умевшими найтиться в той среде, в которой жили». По мнению Герцена, Печорин становится «лишним» потому, что в своем развитии идет дальше большинства, развиваясь в человека.
Герцен о Печорине   Герцен наиболее точно определил смысл и характерность типа «лишнего человека» для русского

Слайд 16Трагедия потерянного поколения
Положение Печорина трагично.

Он действительно “лишний человек”. Таковым он становится, потому что в своем развитии идет дальше большинства, развиваясь в личность, обреченную жить в “стране рабов, стране господ”. Создав образ Печорина, Лермонтов разрушил романтический идеал современника, однако поступки героя не являются показателями ни его достоинств, ни недостатков. Автор попытался объяснить читателю те причины, которые повлияли на становление характера Печорина. Всем людям, с кем сталкивает судьба героя, он приносит несчастья, нарушая нравственные законы общества. Он нигде не может найти себе места, применения своим недюжинным силам и способностям, поэтому Печорин - лишний везде, куда бы его ни бросала судьба.
Трагедия потерянного поколения      Положение Печорина трагично. Он действительно “лишний человек”. Таковым он

Слайд 17Моё отношение к личности Печорина
В данном реферате

невозможно раскрыть все вопросы, связанные с личностью Печорина, но я попыталась рассмотреть основные моменты характера героя и сделать всё возможное, чтобы самой понять личность Печорина.
На мой взгляд, Печорин это человек незнающий сам чего он на самом деле хочет, который оградился от мира своими собственными рамками и стереотипами, играющий как марионетками живыми людьми, ему нравиться разбивать и калечить их души. Он сам себя называет «монстром» ведь полностью осознаёт что делает. От части мне бывает его жаль, даже не знаю почему. Но могу сказать с уверенностью, что он мне очень интересен и я бы с удовольствием прочитала бы его снова и снова, пока полностью не поняла Александра Печорина.

Моё отношение к личности Печорина    В данном реферате невозможно раскрыть все вопросы, связанные с

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть