Презентация, доклад к уроку Есениен С., 7 класс

Содержание

Сергей Есенин – певец родного краяЗнаешь ,  почему  я — поэт ?... У   меня  родина есть !  У   меня   Рязань…Нет  поэта  без   родины …

Слайд 1Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925)

Сергей Александрович Есенин (1895 - 1925)

Слайд 2Сергей Есенин – певец родного края
Знаешь ,  почему  я — поэт ?...
 У   меня  родина есть !  
У   меня  

Рязань…
Нет  поэта  без   родины …
Сергей Есенин – певец родного краяЗнаешь ,  почему  я — поэт ?... У   меня  родина есть !  У   меня   Рязань…Нет  поэта  без   родины …

Слайд 3Сергей Есенин родился 25 сентября 1895 года в селе Константинове, Рязанской

губернии, в семье крестьянина А.Н. Есенина.
Сергей Есенин родился 25 сентября 1895 года в селе Константинове, Рязанской губернии, в семье крестьянина А.Н. Есенина.

Слайд 4


О ФАМИЛИИ «ЕСЕНИН»
Фамилия Есенин произошла от слова «есеня» — так называли

на Рязанщине осень.
Овсень (варианты: авсень, таусень, баусень) —
1) по мнению В. Даля, народный праздник у восточных славян, вероятно, первый день весны, 1 марта, которым прежде начинался год;
2) традиционный припев-возглас в святочных колядках:
Ай во боре, боре
Стояла там сосна
Зелена, кудрява.
Ой овсень, ой овсень!

ЕСЕНЬ - ОСЕНЬ - ОВСЕНЬ

О ФАМИЛИИ «ЕСЕНИН»Фамилия Есенин произошла от слова «есеня» — так называли на Рязанщине осень.Овсень (варианты: авсень, таусень,

Слайд 5Изба крестьянская,
Хомутный запах дегтя,
Божница старая,
Лампадки кроткий свет.
Как хорошо, что я сберег

те
Все ощущения детских лет.

Детство Есенина проходило вне родительского дома. Ему было всего два года, когда в семье произошел разлад и маленького Сережу взял к себе дед — отец матери, Федор Андреевич Титов.

Изба крестьянская,Хомутный запах дегтя,Божница старая,Лампадки кроткий свет.Как хорошо, что я сберег теВсе ощущения детских лет.Детство Есенина проходило

Слайд 6 Семья
Александр Никитич
Татьяна Федоровна
Екатерина Александровна
Александра Александровна

СемьяАлександр Никитич Татьяна ФедоровнаЕкатерина АлександровнаАлександра Александровна

Слайд 7Учился Есенин в сельской начальной школе.
А затем в закрытой Учительской школе

Церковно-семинарского типа в 30-и км от Константинова.С девятилетнего возраста Есенин начал сочинять первые стихотворные строки.
Учился Есенин в сельской начальной школе.А затем в закрытой Учительской школе Церковно-семинарского типа в 30-и км от

Слайд 8Большую роль в формировании мировоззрения поэта сыграла бабушка Наталья Евтеевна. В

долгие зимние вечера она рассказывала ему сказки, пела песни, читала духовные стихи.
Большую роль в формировании мировоззрения поэта сыграла бабушка Наталья Евтеевна. В долгие зимние вечера она рассказывала ему

Слайд 9Весной 1912 года еще будучи юношей Сергей Александрович приехал в Москву

к отцу. Годы, проведенные в Москве, имели большое значение в жизни поэта.
Весной 1912 года еще будучи юношей Сергей Александрович приехал в Москву к отцу. Годы, проведенные в Москве,

Слайд 10Уже в 1913 году в журнале «Мирок» появилось стихотворение Есенина «Белая

береза».

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахрамой.
...

Уже в 1913 году в журнале «Мирок» появилось стихотворение Есенина «Белая береза».Белая береза Под моим окномПринакрылась снегом,Точно

Слайд 11В 1913 — 1914 годах молодой поэт посещал лекции в народном

университете Шанявского. Читал книги Белинского, Некрасова, Гоголя, Кольцова.
В 1913 — 1914 годах молодой поэт посещал лекции в народном университете Шанявского. Читал книги Белинского, Некрасова,

Слайд 12Троицино утро, утренний канон,
В роще по березкам белый перезвон.

Тянется деревня с

праздничного сна,
В благосвете ветра хмельная весна.
...

В январе 1914 года в литературных изданиях в Москве появились в печати его стихи:

Троицино утро, утренний канон,В роще по березкам белый перезвон.Тянется деревня с праздничного сна,В благосвете ветра хмельная весна....В

Слайд 13В 1915 году Есенин переезжает в Петроград, где имеет неожиданный литературный

успех, и вскоре становиться известным поэтом.
В 1915 году Есенин переезжает в Петроград, где имеет неожиданный литературный успех, и вскоре становиться известным поэтом.

Слайд 14Первая книга стихов
Радуница - религиозный обычай поминания умерших на могилах на

послепасхальной неделе, сохранившийся у православных как пережиток древнего культа мёртвых.

У Есенина же «радуница» - ещё и радость, и радушие, и радуга.

Первая книга стиховРадуница - религиозный обычай поминания умерших на могилах на послепасхальной неделе, сохранившийся у православных как

Слайд 15В январе 1916 года Есенина призвали на военную службу.
С. А.

Есенин среди персонала полевого Царскосельского военно-санитарного поезда № 143. 1916 г., июнь. Черновцы.
В январе 1916 года Есенина призвали на военную службу. С. А. Есенин среди персонала полевого Царскосельского военно-санитарного

Слайд 16В 1921 году Есенин встретил амереканскую танцовщицу Айседору Дункан. Союз этих

замечательных людей наложил глубокий отпечаток на личную жизнь и творческую судьбу Есенина.
В 1921 году Есенин встретил амереканскую танцовщицу Айседору Дункан. Союз этих замечательных людей наложил глубокий отпечаток на

Слайд 17 Любовь к родине была для Есенина одним из самых

могучих источников всей его поэзи. Вся душевная жизнь у Есенина сливается с жизнью природы:

Я более всего
Весну люблю,
Люблю разлив
Стремительным потоком,

Где каждой щепке,
Словно кораблю,
Такой простор,
Что не окинешь оком.

Любовь к родине была для Есенина одним из самых могучих источников всей его поэзи.

Слайд 18Умер Сергей Есенин в ночь на 28 декабря 1925 года. Его

нашли в номере ленинградской гостиницы «Англетер»
Умер Сергей Есенин в ночь на 28 декабря 1925 года. Его нашли в номере ленинградской гостиницы «Англетер»

Слайд 19Любой березняк – По Есенину звонница! Никто уже так Перед ней

не помолится. Как храм, березняк В честь Поэта возносится. Никто уже так На нож правды не бросится. Татьяна Смертина
Любой березняк –  По Есенину звонница!  Никто уже так  Перед ней не помолится.

Слайд 20(1918) Я покинул родимый дом…

Определите ключевые понятия, характеризующие родину поэта
Голубая Русь,

родимый дом, старая мать, седой отец…
(1918) Я покинул родимый дом…Определите ключевые понятия, характеризующие родину поэтаГолубая Русь, родимый дом, старая мать, седой отец…

Слайд 21Задания
• Выразительное чтение стихотворения «Я покинул родимый дом...».
• Какое чувство испытывает поэт?

Ответьте одним словом из стихотворения, а после этого сформулируйте развернутый ответ.
• Назовите образы, с которыми в сознании поэта связан родной край.
• Опишите картину, которую вы представляете себе, читая стихотворение.
• Какие цвета присутствуют в стихотворении, какие образы повторяются?


Задания •	Выразительное чтение стихотворения «Я покинул родимый дом...».•	Какое чувство испытывает поэт? Ответьте одним словом из стихотворения, а

Слайд 22Найдите в стихотворении сравнения и метафоры
В три звезды березняк над прудом…
Золотою

лягушкой луна распласталась на тихой воде…
Словно яблонный цвет седина…
Долго петь и звенеть пурге…
Стережет голубую Русь…
Старый клен головой на меня похож


Найдите в стихотворении сравнения и метафорыВ три звезды березняк над прудом…Золотою лягушкой луна распласталась на тихой воде…Словно

Слайд 23Каким вы увидели лирического героя?
Деревенский парень, покинувший родной дом, но страстно

любящий свою Родину
Каким вы увидели лирического героя?Деревенский парень, покинувший родной дом, но страстно любящий свою Родину

Слайд 24Цветовая символика в поэзии Сергея Есенина
Как народному поэту, Есенину оказалась близка

символика цветов, традиционно используемая в фольклоре и древнерусской живописи.
В первую очередь, это синий и голубой цвета, которые стали преобладать в его поэтических творениях: «В прозрачном холоде заголубели долы», «голубизна презримой гущи», «голубая Русь», «голубая осина», «вечер голубой», «голубые двери дня», «голубизна незримых кущ», «заголубели долы», «синий лязг», «синь сосет глаза», «синий плат небес».
Синий цвет и его оттенки выражали нечто божественное, недосказанное, романтическое: «Несказанное, синее, нежное...» Поэт даже саму Рос-сию ассоциировал с синим цветом, говоря, что в этом слове есть «синее что-то». Хотя в другом стихотворении Есенин «одел» Русь в алые одежды и зеленую шаль.

Цветовая символика в поэзии  Сергея ЕсенинаКак народному поэту, Есенину оказалась близка символика цветов, традиционно используемая в

Слайд 25Голубая и синяя Русь для Есенина — это милый сердцу край

берез, безбрежных полей, широких рек, звонких далей и желто-золотой хвои: «Луна под крышей, как злат бугор», «Мне снились реки златых долин», «Хвойная позолота».
Желтой краской поэт даже рисовал свой автопортрет: «Эти волосы взял я у ржи». Однако в некоторых стихах желтый цвет становится цветом горечи и беспросветности.
Голубая и синяя Русь для Есенина — это милый сердцу край берез, безбрежных полей, широких рек, звонких

Слайд 26С.А. Есенин Философская лирика
«Отговорила роща золотая»

С.А. Есенин Философская лирика«Отговорила роща золотая»

Слайд 27Философская лирика
Философская лирика — это стихи, в которых поэт говорит о

вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с челове­ком, природой, землей, Вселенной.
Философская лирикаФилософская лирика — это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический

Слайд 28Работа над темой урока
1. Обращение к статье учебника «Родные края».
2. Выразительное

чтение учащимся стихотворения «Каждый труд благослови, удача...».
• Чем можно объяснить грусть лирического героя?
• Что, по мысли поэта, приносит человеку счастье? Каждодневный крестьянский труд, дарующий человеку душевное равновесие.
• Выразительное чтение учащимся стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая...».
• Какова родина в изображении С. Есенина?
Какое чувство сумел выразить С. Есенин через картины русского пейзажа?


Работа над темой урока1. Обращение к статье учебника «Родные края».2. Выразительное чтение учащимся стихотворения «Каждый труд благослови,

Слайд 29Спит ковыль. Равнина дорогая… (основной прием)
Спит ковыль – никакая родина другая…
Радуясь,

свирепствуя и мучась, хорошо живется…
Но никто не разлюбит…
Новым светом… все равно остался я поэтом
Чужая юность… на мои поляны и луга

Спит ковыль. Равнина дорогая…  (основной прием)Спит ковыль – никакая родина другая…Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется…Но

Слайд 30Какую связь можно проследить между стихотворениями?
Я покинул родимый дом…
Ведь каждый в

мире странник –
пройдет, зайдет и вновь оставит дом…
Только я забыл, что я крестьянин…
Дайте мне на родине любимой,
Все любя спокойно умереть!

Какую связь можно проследить между стихотворениями?Я покинул родимый дом…Ведь каждый в мире странник –  пройдет, зайдет

Слайд 31Первые выводы
В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...» родина для лирического героя

«дорогая», вливающая «в грудь... теплынь». Здесь «у всех... участь» одна — жить не только «радуясь», но и «свирепствуя и мучась», под «окрик журавлиный» и «плач» верб. Поэт очарован скромной красотой русской природы: светом луны, «окриком журавлиным», шепотом тополей. Он будто прощается с уходящей в прошлое столь близкой и родной для него жизнью.

Первые выводыВ стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...» родина для лирического героя «дорогая», вливающая «в грудь... теплынь». Здесь

Слайд 32Выразительное чтение стихотворения «Отговорила роща золотая...».
• Каким чувством проникнуто стихотворение? Есть ли

у него нечто общее со стихотворением «Я покинул родимый дом...»?

Выразительное чтение стихотворения «Отговорила роща золотая...».•	Каким чувством проникнуто стихотворение? Есть ли у него нечто общее со стихотворением

Слайд 33Отговорила роща золотая…

Ключевые слова в стихотворении
Роща – журавли
Странник – месяц
Один

– юность
Не жаль – не жаль
Листья – слова
Время – роща
Первый и последний стих завершают круговорот (цикл)
Отговорила роща золотая… Ключевые слова в стихотворенииРоща – журавлиСтранник – месяцОдин – юностьНе жаль – не жальЛистья

Слайд 34Эпитеты и цветопись стиха
Березовый,
веселый язык
Печальные журавли
Юность веселая
Грустные слова
Милый язык
Золотой, голубой,

сиреневый, красный, желтый
Эпитеты и цветопись стихаБерезовый, веселый языкПечальные журавлиЮность веселаяГрустные словаМилый языкЗолотой, голубой, сиреневый, красный, желтый

Слайд 35Какие метафоры создают настроение стихотворения?
Отговорила роща, журавли не жалеют ни о

ком, грезит конопляник, не жаль цветь души, горит костер рябины красной, не обгорят рябиновые кисти
Какие метафоры создают настроение стихотворения?Отговорила роща, журавли не жалеют ни о ком, грезит конопляник, не жаль цветь

Слайд 36Жанр, тема, идея стихотворения


1. Философская лирика
2. Судьба лирического героя
Все проходит, остается

(не остается) память (слова)
Жанр, тема, идея стихотворения1. Философская лирика2. Судьба лирического герояВсе проходит, остается (не остается) память (слова)

Слайд 37Анализ стихотворения
В стихотворении «Отговорила роща золотая...» (1924) осень, пора увядания природы,

соотно­сится с состоянием лирического героя. Здесь поэт создает яркий и красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов (золотая роща, голубой пруд, рябиновые кисти). Но весь этот многоцветный мир подернут грустью: «отговорила» роща, журавли «грустно» улета­ют, «костер рябины красной» никого не может согреть, деревья роняют листву.
Эти минорные ноты соответствуют состоянию самого героя: ему грустно и одиноко, он вспоми­нает веселую юность и «души сиреневую цветь», заявляя: «ничего в прошедшем мне не жаль». Однако следующие строки дают понять, что на самом деле герой с горечью и тоской думает о том, как много было «лет растрачено напрасно».
Природа отцветает, как отцвела душа героя, но она способна возродиться: «не обгорят ряби­новые кисти», «от желтизны не пропадет трава». И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой. Краткий миг человеческой жизни сливается здесь с веч­ным потоком мирового времени.

Анализ стихотворенияВ стихотворении «Отговорила роща золотая...» (1924) осень, пора увядания природы, соотно­сится с состоянием лирического героя. Здесь

Слайд 38Выразительное чтение четвертой строфы.
Сколько раз повторяется не жаль в стихотворении? О

чем заставляет задуматься такой повтор?
Какое чувство является преобладающим в третьей и четвертой строфах? В каком образе оно воплотилось?
Выразительное чтение пятой строфы.
Созвучна ли по тональности данная строфа предыдущим?
Почему у лирического героя появляется уверенность в том, что «не об-горят рябиновые кисти» и «не пропадет трава»?
Выразительное чтение четвертой строфы.Сколько раз повторяется не жаль в стихотворении? О чем заставляет задуматься такой повтор?Какое чувство

Слайд 39Исследовательская работа с текстом
Выпишите из текста стихотворения слова, соотнесенные по настроению

с «милым языком» березовой рощи и «грустными словами». Какие звуковые повторы использованы? Чего достигает поэт таким противопоставлением?

Исследовательская работа с текстомВыпишите из текста стихотворения слова, соотнесенные по настроению с «милым языком» березовой рощи и

Слайд 40Итоги урока
Образ «милого языка» противопоставлен тем «грустным словам», которые станут «ненужным

комом». Для этого используются звуковые повторы: в первом случае «л» с гласными, во втором «р» с гласными. Слова первого ряда называют детали, понятия, состояния, соотнесенные с «милым» языком, передающим во «времени» вечные ценности красоты, любви, поэтической чуткости, философского примирения с жизнью; в словах второго ряда содержится их оценка, отнесение к времени и пространству. Благодаря такому соотнесению пейзаж и переживание героя становятся конкретизированными, позволяющими выявить многосторонность и разнообразие каждого из явлений.
Д/з: Прочитать рассказ И.Шмелева «Русская песня». Составить цитатный план.
Итоги урокаОбраз «милого языка» противопоставлен тем «грустным словам», которые станут «ненужным комом». Для этого используются звуковые повторы:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть