Слайд 1
Пусть жизнь приносит людям счастье…
1880 -1921
А.Блок
“Если вы любите мои стихи,
преодолейте их яд, прочтите в них о будущем”.
Слайд 2
Александр Блок родился 28(16) ноября 1880 г. Начало XX века — одна из
сложнейших и славных страниц истории России и русской культуры. Это эпоха трагических событий в жизни страны.
Слайд 3Александра Андреевна Бекетова,
мать А.А. Блока.
А.Л. Блок, отец поэта.
Слайд 5Родился и провёл первые годы своей жизни Саша в ректорском доме,
на верхнем этаже с окнами на университетский двор.
Слайд 7А.А. Блок в детстве. Фото 1884
1884
Александр был мальчиком тихим, молчаливым,
росшим одиноко среди обожавших его женщин – матери, теток, бабки.
Слайд 8А.А.Блок в детстве. Фото 1885
А.А. Блок (в центре) с двоюродными
братьями. Фото 1891
Слайд 9С семи лет, ещё при няне, Саша начал увлекаться писанием. Он
сочинял коротенькие рассказы, стихи, ребусы.
Слайд 10Объедала
Жил-был маленький коток,
Съел порядочный
Пирог.
Заболел тут животок –
Встать с постели
Кот не
Слайд 11Детский рукописный журнал «Вестник».
Обложка, страницы со стихами и рисунками А.
Блока
Слайд 12«Мать и сын были во многом сходны. Повышенная впечатлительность, нежность, страстность,
крайняя нервность, склонность к мистицизму и к философскому углублению жизненных явлений – черты присущие им обоим.
Слайд 13А. Блок с отчимом Ф.Ф. Кублицким-Пиоттух и матерью. Фото 1895
Слайд 14А.А. Блок в Шахматове с собакой Динкой. Фото 1894
А. Блок
– гимназист. Фото 1891
Слайд 15А. Блок с родственниками Кублицкими-Пиоттух и Лозинскими. Фото 1894
Слайд 16Дом в Шахматове.1880-е.
В шуточной анкете 1897 года на пункт «место, где
я хотел бы жить»
Блок ответил: «В Шахматове».
Рос и воспитывался Блок в семье деда(А.Н.Бекетова), в обстановке «благоуханной глуши» маленькой подмосковной усадьбы Шахматово, где семья неизменно проводила летние месяцы.
Но главное, что сформировало личность и характер поэта, была атмосфера стародавних культурных традиций и преданий бекетовского дома.
Слайд 17Александр Блок в кругу близких
А.А.Блок, А.А.Кублицкая-Пиоттух – мать поэта, А.Н.Бекетов, Н.Н.Бекетов,
Е.Г.Бекетова, М.А.Бекетова. Шахматово 1894
Слайд 18На крыльце дома в Шахматове. Слева А.А. Блок, в центре А.Н.
Бекетов, справа А.А. Кублицкая-Питоттух (мать поэта) и Ф.Ф. Кублицкий-Пиоттух (отчим поэта). Фото 1894
Слайд 19Идеалистическое, религиозное отношение к действительности, идеи о порочности мира А.Блок воспринял
у Вл.Соловьева – философа и поэта.
Слайд 20Александр Блок Владимиру Соловьеву
В царство времени все я не верю,
Силу
сердца еще берегу,
Роковую не скрою потерю,
Но сказать «навсегда» - не могу…
Слайд 21Избавительницу мира от зла и насилия Блок, вслед за Соловьевым, видит
в мудрой Мировой Душе, воплощенной в женском начале — Вечной Женственности.
Слайд 22Весной 1897 года наступил важный момент в Сашиной жизни: поездка в
Наугейм
Слайд 23К.М. Садовская
«Если бы Ты, дорогая моя, знала, как я стремился все
время увидеть Тебя, Ты бы не стала упрекать меня»... (А.Блок)
Ксения Михайловна Садовская
Слайд 24Ухаживал он неумело, но страстно, чем немало смущал Ксению Михайловну. Смущал
и трогал. И она сдалась. Борьба с неистовым поклонником и собственным сердцем была проиграна.
Слайд 25В такую ночь успел узнать я,
При звуках ночи и весны,
Прекрасной женщины
объятья
В лучах безжизненной луны.
Так был открыт первый лирический цикл Блока, озаглавленный тремя буквами: «К.М.С».
Слайд 26Вскоре после возвращения из Наугейма Саша впал в романтическое настроение: он
зачитывался Шекспиром. Желание играть охватило его с необычайной силой.
Слайд 27«Частным театром»
Саши была дача в Шахматове
Слайд 28А.А. Блок с родными. Шахматово. Фото 1909
Любочка Менделеева
Слайд 29 Александр Блок появился в Боблове (дача Менделеевых), когда ему
было 17 лет.
Слайд 30 Это был красивый стройный юноша, со светлыми вьющимися волосами,
с большими мечтательными глазами и с печатью благородства во всех движениях и словах.
Он сразу как-то стихийно полюбил Любу, самую юную из юных обитательниц Боблова, а она его, о чём он сам говорит в своём дневнике и стихах.
Слайд 31А.А. Блок в роли Гамлета. Боблово.
Александр стал руководить
бобловскими спектаклями.
С его появлением началась «новая эра».
Слайд 33Л.Д. Менделеева в роли Офелии
Боблово. Фото 1898
Слайд 34А.А. Блок — Гамлет,
С.Д. Менделеева — Гертруда.
Слайд 35«Горе от ума». Чацкий — А.А. Блок, Софья — Л.Д. Менделеева.
Фото 1899
Слайд 36Любовь Дмитриевна Менделеева
Уже в то время Александр поклонялся «Прекрасной Даме»,
служил ей. Почти все стихи того времени написаны под впечатлением его будущей жены.
Слайд 37З.Гиппиус
Прислали (не помню от кого)…какой-то петербургский студент…
Александр Блок…посмотри-
те… Дмитрий Сергеевич забраковал, а по-моему, как будто недурно…
П.Перцов
«Послушайте, это гораздо больше, чем недурно: это, кажется, настоящий поэт!»
Слайд 38 «В марте 1903 –го года Александр Блок дебютировал в журнале
«Новый путь».
Следующая серия стихов вышла в 1904 –ом, в июньской книжке.»
Слайд 3917 августа 1903 года в селе Тараканове, лежащем между Шахматовом и
Бобловом, в старинной белой церкви над рекой была сыграна свадьба — старозаветная, помещичья, торжественная, с патриархальными поздравлениями старой няни и окрестных крестьян, с букетами и разукрашенными тройками.
Слайд 40«Стихи о Прекрасной Даме»
первая книга А.Блока. 1904 - 1905
П
Мы встречались с
тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив,
Я любил твоё белое платье,
Утончённость мечты разлюбив…
Приближений, сближений. Сгораний –
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.
13 мая 1902
Первый поэтический сборник во многом навеян глубоким чувством к Любови Дмитриевне Менделеевой и увлечением философскими идеями В. С. Соловьева.
Слайд 41А.А. Блок. Фото 1906 из университетского дела
Стихи – это молитва,
а поэт – апостол, слагающий их в «Божественном экстазе», его вдохновение сродни вере А.Блок
Блок, как представитель молодых символистов, воспринял от Д.Мережковского и В.Брюсова поэтику намеков, оттенков и понятие символа как образа, воплощающего безграничную идею.
Д.Мережковский
Слайд 42Символизм
Старшие символисты
Младшие символисты
Конструирование мира в процессе творчества
Познание мира в процессе творчества
Религиозно-философские
искания
Мистическое содержание
Чувство отчаяния, бессилия, душевной усталости
Символ
Расширение художественной впечатлительности
Слайд 43 В воображении Блока возвышенные функции Вечной Женственности, Спасительницы
мира воплощаются в его вполне реальной невесте — Любе Менделеевой. Она для него Светлая, Вечная, Царевна, Хранительница-Дева, Несравненная Дама.
Слайд 44Предчувствую Тебя. Года проходят мимо
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь
горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.
Слайд 45Ныне, полный блаженства,
Перед божьим чертогом
Жду прекрасного ангела
С благовестным
мечом.
Ныне сжалься, о боже,
Над блаженным рабом!
Вышли ангела, боже,
С нежно-белым крылом!
Слайд 46Виденьем и Спасеньем
Торжественно звучит на небе звездный хор
Меня клянут
людские поколенья,
Я для тебя в горах зажег костер,
Но ты – виденье,
Ищу спасенья.
...............................................................
Я ждал Тебя. Я дух к тебе простер,
В тебе – спасенье!
молода и прекрасна была
И чистой мадонной осталась...
Слайд 48Таинственной Девой
Вслед за льдиной синею
В полдень я всплыву.
Деву в снежном инее
Встречу наяву
Слайд 49Язычницей младой
Мне непонятно счастье рая
Грядущий мрак, могильный мир…,
Назад! Язычница младая
Зовет на
дружественный пир!
Слайд 50Девой, Зарей, Купиной
Тайно тревожна и тайно любима,
Дева, Заря, Купина.
Слайд 51Царевной
Терем высок и заря замерла.
Красная тайна у входа легла.
Кто поджигал на заре терема
Что вдохновляла Царевна Сама.
Слайд 52Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли,
подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?
Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!
С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!
Слайд 53Хранительницей
Я знал тебя, мой вечный друг,
Тебя, Хранительница-Дева.
Слайд 54Недоступной мечтой
Ты горишь над высокой горою,
Недоступна в Своем терему
Я
примчуся вечерней порою,
В упоеньи мечту обниму.
Слайд 55Вечно юной
То Вечно юная прошла
В неозаренные туманы.
Слайд 56Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд,
Там жду я Прекрасной Дамы
В
мерцанье красных лампад
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей
А в лицо мне глядит, озаренный
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны
О, Святая, как ласковы свечи.
Так отрадны твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты
Слайд 57Пять изгибов сокровенных
Добрых линий на земле,
К ним причастные во
мгле
Пять стенаний вдохновенных.
«...Я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове... Она вышла из саней на Андреевской площади и шла на курсы по 6-й линии, Среднему проспекту — до 10-й линии, я же, не замеченный Ею, следовал позади... Отсюда появились «пять изгибов»... Мне хотелось ЗАПЕЧАТАТЬ мою тайну, вследствие чего я написал зашифрованное стихотворение, где пять изгибов линий означали те улицы, по которым она проходила...»
Слайд 58“Стихи о Прекрасной Даме” – ранняя утренняя заря, те сны и
туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь. Одиночество, мгла, тишина – закрытая книга бытия, которая пленяет недоступностью….
Слайд 63 Выход первой книги
ввел Александра Блока
в круг
видных поэтов.
1906-1908 годы были
временем его
писательского роста и
успеха.
Он общается с символистами старшего и младшего поколений -
Д. Мережковским, З. Гиппиус, В. Брюсовым, К. Бальмонтом, А. Белым,
Вяч. Ивановым и др.
Слайд 64«На редакционных собраниях «Нового пути» Блок появлялся аккуратно, хотя отсутствие сверстников
замыкало его в некоторую изолированность. Но журнал был для него «своим» - и не мог не быть ему близок.
Слайд 65
...Шла Первая мировая война. Осенью 1916го Сашуру призвали на фронт.
Слайд 66Октябрьскую революцию поэт воспринял с воодушевлением, она вызвала новый духовный взлет
поэта и гражданскую активность. В январе 1918 года Блок пишет публицистическую статью "Интеллигенция и революция", в которой выступает с призывом принять революцию: "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию!»
Кульминацией этих блоковских настроений становится поэма "Двенадцать" (1918 г.). Блок считает, что революция ведет к неведомым, но прекрасным целям.
Слайд 67Зинаида Гиппиус
С.М.Соловьев. Троюродный брат Блока
Мережковский Дмитрий
Слайд 69 Поэма "Двенадцать" и стихотворение
"Скифы" (1918) стали заключительным аккордом поэтического творчества Блока. Жизнь в голодном Петербурге, обилие мешающих творчеству заседаний, напряженные отношения в семье и восприятие конца Гражданской войны и начала нэпа как спада "революционной волны" приводят к творческому кризису, который Блок не смог преодолеть: после января 1918 года он почти не пишет лирических стихотворений. 1920-1921 годы пронизаны настроениями глубокой депрессии, неразрешимым трагизмом мироощущения, переживанием острого разлада с действительностью.
Слайд 70«... пусть, если только это будет возможно, он будет человеком мира,
а не войны, пусть он будет спокойно и медленно созидать истребленное... годами ужаса. Если же это невозможно, если кровь все еще будет в нем кипеть и бунтовать и разрушать, она во всех нас, грешных, – то пусть уж его терзает всегда и неотступно прежде всего совесть, пусть она хоть обезвреживает его ядовитые, страшные порывы, которыми богата современность наша и, может быть, будет богато и ближайшее будущее.
Поймите, хотя я говорю это, говорю с болью и отчаяньем в душе... Если он будет хороший, какой он будет мученик, он будет расплачиваться за все, что мы наделали, за каждую минуту наших дней.» А.Блок
В 1920 г. у Блока появились первые явные признаки душевной депрессии. В апреле 1921 г. он ощутил приступы воспаления сердечных клапанов. В мае его состояние резко ухудшилось.
Вечером 7 августа на замызганном кухонном столе лежало то, что когда-то было Александром Блоком, который когда-то был Гамлетом...
Слайд 71Ответьте на вопросы
1. Как Вы понимаете слово любовь? Как относился А.Блок
к Любе Менделеевой?
2. Как, по-вашему мнению, нужно относиться к Женщине, любимой девушке? Согласны Вы с концепцией А.Блока (его отношением к Женщине, семье)?
Слайд 72 Запишите ваши мысли в виде синквейна.
Синквейн (от фр. cinquains,
англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Слайд 73Медведь.
Бурый, белый.
Спит, рычит, бежит.
Большой опасный хищник.
Зверь.
Ландыш.
Зеленый, свежий.
Растет, цветет, пахнет.
Красивый весенний цветок.
Растение
Слайд 74 Пример синквейна на тему любви:
Любовь.
Сказочная, фантастическая.
Приходит, окрыляет, убегает.
Удержать
ее умеют единицы.
Мечта.
Пример синквейна на тему жизни:
Жизнь.
Активная, бурная.
Воспитывает, развивает, учит.
Дает возможность реализовать себя.
Искусство.
Слайд 75"Трилогия вочеловечевания"
Роман в стихах
1 книга
2 книга
3 книга
«Я иду»
«Падение в жизнь»
«Симфония
жизни»
Цель - найти идеал
Цель – понять и осознать величие России
«До света»
(1898-1900)
«Стихи о
Прекрасной Даме»
(1901-1902)
«Распутья»
(1902-1904)
«Город»
(1904)
«Снежная маска»
(1907)
«Фаина»
(1906-1908)
«Страшный мир»
(1909-1910)
«Возмездие»
(1908-1913)
«Ямбы»
(1907-1914)
Слайд 76Лирика Блока
«Трилогия вочеловечевания»
Путь «вочеловечевания» был для Блока путем к России. «Этой
теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это – первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в своем устремлении, как стрела прямой. Несмотря на все мои уклонения, сомнения, покаяния – я иду.»
(1898 – 1900) «Ante lucem», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья»
(1904 – 1908) «Нечаянная радость»
(1909 – 1916) «Страшный мир», «Пляски смерти», «Возмездие», «Арфы и скрипки», «Кармен», «Родина».