Слайд 1Речевой этикет
Подготовили ученицы
7 «А» класса
Анфалова Мария и Македонова Мария
Учитель
Шишкина Л.Е.
Слайд 2Что такое речевой этикет?
Речевой этикет – это правила речевого поведения, система
национально специфичных стереотипных, устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности.
Н.И. Формановская
Слайд 3Что такое речевой этикет?
Этикет – это «установленный порядок форм обхождения»
(С.И. Ожегов). К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, характеризующие вежливую речь.
Слайд 4Проблема
Для того чтобы избежать ненужных ссор, обид нужно, неукоснительно соблюдать нормы
речевого этикета, принятые в обществе, а некоторые дети не только не соблюдают их, но и не знают, как важен этот аспект культуры.
Слайд 5Цель
Выявить уровень владения нормами речевого этикета учащимися 6-х классов МАОУ СОШ
№17 г. Березники.
Слайд 6Задачи
1. Изучить историю вопроса, расширить и уточнить представление о речевом этикете.
2. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
3. Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников 6-х классов школы.
4. Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.
5. Систематизировать материал.
6. Сделать выводы по теме исследования.
7. Выполнить компьютерную презентацию.
Слайд 7Гипотеза
Владение нормами речевого этикета – один из показателей внутренней культуры учащегося
– неразрывно связан с качеством обученности по предметам гуманитарного цикла.
Слайд 8Методы исследования
Теоретические (изучение и анализ специальной литературы по проблеме, классификация этикетных
слов, обобщение по результатам анкетирования);
Анализ художественных произведений XIX – XX веков по данной теме;
Эмпирические (наблюдение, анкетирование).
Слайд 9Объект исследования:
Коллектив учащихся 6-х классов МАОУ СОШ №17.
Предмет исследования:
речь учащихся, уровень
владения этикетными формулами.
Слайд 10Почему речевой этикет нужен людям ?
Слайд 11Первый признак
Хочешь быть «своим» - соблюдай социальные правила данного общества.
Слайд 12Второй признак
Исполнение знаков этикета воспринимается адресатом как социальное «поглаживание».
Слайд 13Третий признак
Сама структура высказываний, в которых открытыми оказываются «я» и «ты»:
я благодарю Вас.
Слайд 14Четвёртый признак
Вежливость нужно выражать,
демонстрировать при общении.
Слайд 15Пятый признак
Речевой этикет – важный элемент культуры народа, продукт культурной деятельности.
Слайд 16Речевой этикет и речевая ситуация
Спектр коммуникативных функций речевого этикета.
Речевой этикет:
способствует
установлению контакта между собеседниками;
привлекает внимание слушателя (читателя), выделяет его среди других потенциальных собеседников.
Слайд 17Речевой этикет и проблемы стилистики.
Деловая речь отличается высокой степенью формальности: участники
коммуникации, лица и предметы, о которых идет речь, называются их полными официальными наименованиями.
В научной речи принята довольно сложная система этикетных требований, определяющих порядок изложения, ссылок на предшественников и возражений оппонентам.
Также существенно противопоставление письменной и устной речи.
Письменная речь, как правило, принадлежит к тому или иному функциональному стилю; напротив, устная речь тяготеет к размыванию стилистических границ.
Слайд 18Из истории речевого этикета
Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом
общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора.
Слайд 19«Из уст безвластных и вельможных уст одна и та же речь
звучит различно».
Слайд 20Как изменялся речевой этикет со временем (на примере художественных произведений XIX
– XX веков) .
Слайд 27Формулы приветствия в речевом этикете
Слайд 29Формулы прощания в речевом этикете
Слайд 32«Благодарность» – естественное человеческое чувство, которое нужно уметь выразить словами.
«Благодарю» –
от русского «благодарствую», т.е. « приношу благодарение».
«Пожалуйста» – образовано от слова «пожалуй» с помощью усиливающей частицы «-ста». (ср. слово стать и устаревшие ныне спасибоста, здоровоста ).
Слайд 33Результаты анкетирования учащихся
Слайд 34Знакомо ли Вам понятие речевого этикета?
Слайд 35Задумывались ли Вы когда-нибудь о необходимости следования речевому этикету?
Слайд 36Считаете ли Вы проблему речевого этикета актуальной?
Слайд 37Следуете ли Вы речевому этикету
а) в повседневной речи;
Слайд 40Считаете ли ВЫ, что обилие заимствованных в последнее время слов «замусоривают»
русский язык?
Слайд 41Как часто Вы употребляете сленговые слова?
Слайд 42Употребляете ли Вы в речи грубые, нецензурные слова?
Слайд 43Анализ работы
В ходе исследования по теме «Речевой этикет» поставленная цель была
достигнута, нами были изучена история развития речевого этикета, изучены и проанализированы произведения художественной литературы по данной теме (А.С. Пушкин «Повести Белкина», рассказы А. П. Чехова и В. М. Шукшина), проведено социологическое исследование (анкетирование) среди учеников 6-х классов школы.
Слайд 44Вывод
Наше исследование показало, что многие не владеют речевым этикетом и не
считают важным его соблюдать. А это влечёт за собой снижение общей культуры. Чтобы решить данную проблему, считаем необходимым на классных часах провести беседы о значимости речевого этикета. Собранный нами материал имеет практическое значение и может служить пособием для классных часов.