Слайд 1Формирование орфографической зоркости у младших школьников
Слайд 2 Начальным этапом в работе над ошибками является их предупреждение. Приемы
предупреждения ошибок разнообразны. Их применение на уроке зависит от характера орфограммы, этапа ее усвоения, возраста учащихся, их развития и индивидуальных способностей.
Как отмечает Т. Г. Рамзаева,
« предупредить - это не значит только подсказать написание слова. Предупреждение – это и способ развития орфографической зоркости».
Слайд 3Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е.
решение орфографической задачи. Однако решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Значит , умение обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одно из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.
Чтобы найти орфограмму, написание, требующее проверки, необходимо воспринять слово и осознать в нем опасное место.
Слайд 4Слуховое восприятие, умение определять последовательность звуков составляют основу развития не только
устной, но и письменной речи. Развитие фонематического слуха оказывается решающим условием при постановке орфографической задачи – нахождения орфограммы и определения ее типа. Всё вышесказанное обуславливает актуальность темы.
Цель работы – изучить возможности развития орфографической зоркости у младшего школьника. В связи поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. Описать технологии и концепции развития орфографической зоркости младшего школьника;
2. Провести исследование развития орфографической зоркости у детей.
Предмет исследования – орфографическая зоркость школьников.
Объект исследования – ученики 3 класса МОУ – Майской средней общеобразовательной школы
Слайд 5Профессор М.Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для
решения орфографической задачи и которые я применяю на уроках русского языка.
1. Увидеть орфограмму в слове.
2. Определить вид: проверяемая или нет; если да, к какой теме относится, вспомнить правило.
3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы.
4. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм задачи.
5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
6. Написать слова в соответствии с решением задачи и сделать самопроверку.
Слайд 6Задание: Сильный и слабый.
Сравни кота и маленького котенка. Кто сильный?
Кто слабый?
Сравни выделенные гласные буквы в словах кОт и кОтенок.
Гласные буквы одинаковые.
Гласные буквы разные.
Помоги слабому!
В слове кОт гласный под ударением – сильный.
В слове кОтенок гласный безударный – слабый.
Ударная буква О в слове «кот» под ударением помогает правильно написать безударную букву в слове «котенок». Когда ребенок сравнивает слабого котенка и сильного кота – он осваивает нечто иное, как сильную и слабую позицию фонемы и сам фонематический принцип русской орфографии: переводит слабую позицию в сильную.
Слайд 7В третьем классе понятие сильной и слабой позиции переносится, во-первых, на
другие орфографические правила, подчиняющиеся основному фонематическому принципу русской орфографии: правописанию парных звонких и глухих согласных перед шумными согласными, правописание непроизносимых согласных; во-вторых, связываю с морфемной структурой слова: корнем, приставкой, суффиксом и окончанием.
НАПРИМЕР:
поставь ударение.
подпись – п.дпиши
запись – з.пиши
пропись – пр.пиши.
Как пишутся гласные под ударением и без ударения?
Одинаково.
По-разному.
Объяснение.
Гласные в приставке можно проверять ударением как в корне. Это одна орфограмма.
ЗАДАНИЕ. Найти слова с приставкой.
С . рвал лопух.
Сорванный или сорвала?
П . слал письмо.
Посланный или послала?
П .рвал рубашку.
Порванный или порвал?
Ученику важно понимать, какие правила орфографии «дружат» с корнем, какие с приставкой или суффиксом, а какие с окончанием. Такие «семейные союзы» позволяют объединить многие, на первый взгляд, разнородные правила.
Слайд 8Факторы орфографической зоркости, как шаг к грамотному письму
Зрительный фактор
Слуховой фактор
Рукодвигательный
фактор
Артикулярный фактор
Слайд 9 Итак, необходимым условием формирования полноценного и прочного орфографического навыка является
развитие орфографической зоркости, которая заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы и квалифицировать их на основе опознавательных признаков. Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников необходимы следующие условия:
Моделирование орфографических понятий, и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм.
Целенаправленное и систематическое применение специальных упражнений, развивающих умение находить орфограммы и определять их тип.
Слайд 10Результаты исследования
Упражнения по выработке орфографической зоркости можно расположить в определенной последовательности.
Письмо
с проговариванием (в основе этого письма - проговаривание по слогам).
Списывание. Списывание основывается на проговаривании по слогам. Этот вид списывания предполагает большую самостоятельность.
Комментированное письмо. Учащиеся не просто проговаривают слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов.
Письмо под диктовку с предварительной подготовкой. Письмо развивает зрительную память, речь, мышление, фонематический слух.
Письмо под диктовку.
Творческие
Слайд 11Вывод:
Систематически проводить указанные выше виды работы, которые формируют у учеников орфографическую
зоркость. Результаты контрольных работ позволяют сделать выводы, что данная система оправдывает себя, дает неплохие результаты. Диагностика контрольных работ показывает результаты проделанной работы. Количество орфографических ошибок постепенно снижается.