Слайд 1Духовно-нравственное воспитание и развитие личности ребёнка на уроках русского языка
Учитель русского языка и литературы, педагог-психолог МБОУ СОШ №64 г. Новосибирска
Миронова М.А.
Слайд 2
Актуальность темы
ФГОС ООО
Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной
государственной политики Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования.
Слайд 3Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления
ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Слайд 4Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток
которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.
Слайд 5Первоочередной задачей обучения и воспитания в общеобразовательной школе является формирование и
духовно-нравственное развитие личности гражданина
Слайд 6
Под духовно-нравственным воспитанием и развитием будем подразумевать содержательное становление личности ребёнка,
формирование у него системы ценностей, определяющих позицию человека в отношении конечных вопросах бытия, смысла жизни
Слайд 7Цель педагогической деятельности
Средствами русского языка способствовать формированию личности ребёнка,
ориентированной на устойчивое развитие, обладающей способностью к самосовершенствованию, способной принимать решения и брать ответственность за своё нравственное и физическое здоровье.
Слайд 8 Задачи:
-работать над созданием педагогической среды, ориентированной на развитие у учащихся
познавательных интересов и мотивации к учению;
-выстраивать индивидуальные траектории развития личности учащегося;
-способствовать формированию осознанности действий — механизма соотнесения своих действий с морально-нравственными принципами общества;
-овладевать современными технологиями обучения, в том числе информационно-коммуникационными
Слайд 9Духовно-нравственное воспитание и развитие личности на уроках развития речи
Основным условием духовно-нравственного
развития личности является погружение человека в свой внутренний мир, осознание себя как человека, пробуждение нравственных чувств, эмоций, самоанализ внутренних состояний,
формирование системы ценностей.
Слайд 10 5 класс Осознание эмоциональной сферы, приобретение личного опыта восприятия действительности
Сочинения-миниатюры :
«Как звучит радость?», «Как пахнет день рождения?», «Какого цвета осенний (зимний, весенний, день)?»
Творческие задания:
«Рассказ от лица другого»,
«Что рассказал раненый голубь?», «Что рассказал о себе котёнок Васька?» , «Я бездомная собака» и т. д.
Слайд 11Предполагаемый результат
Развитие душевной чуткости, эмпатии.
Преодоление «отчуждения» знания.
Переоценка собственного поведения
и отношения
к окружающим.
Слайд 12 6 класс Написать рассказ о самом себе с элементами самоанализа
«Когда я был маленьким»
«Случай, ставший уроком»
«Моё открытие»
Сочинения-перевоплощения
«Я — последний осенний листок»
«Я — летний дождь»
Слайд 13 Предполагаемый результат
Выполнение данных этюдных работ
способствует самопознанию подростков.
Даёт возможность
ребёнку поразмышлять
о своём месте в мироздании, развивать общее духовное мироощущение
Слайд 147 класс Написание сочинений- рассуждений
«Моё Я такое разное», «Я — умный», «Я
как друг», «Из чего складывается дружба?», «Что порождает вражду?», «Случай, ставший уроком», «Кого я вижу в зеркале?»
Слайд 15Предполагаемый результат
Концентрация внимания ребёнка на различных сторонах осмысления собственного Я.
Осознание нравственных категорий, их значение для человека.
Ориентация на позитивные духовно-нравственные ценности, взаимопонимание, доброту, дружбу.
Формирование системы ценностей и приобретение собственного духовного опыта
Слайд 16 Работа со словарями.
Работа со словарями — этимологическим, орфографическим, фразеологическим, словарём
синонимов и др
Обращать внимание учащихся на богатство и высокую духовность русского языка, акцентировать, что некоторые слова русского языка не переводятся ни на один язык мира , например: добродетель, доблесть, благодарность.
Слайд 17Подбор текстов
Использование текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей
жизни.
Какого волка ты кормишь?
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь...
Слайд 19 Синонимы, антонимы
Для того чтобы помочь ребёнку осознать и осмыслить сущность
любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими, близкими и противоположными ему.
Слайд 20
При прохождении темы «Синонимы», «Антонимы» подходит приём, позволяющий понять сущность нравственного
понятия через сопоставление, сравнение с другими, близкими и противоположными ему.
Например: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, сочувствие, нежность , любовь, сердечность, сочувствие , миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т. д.
Слайд 28Источники информации
РУДАЯ ТАТЬЯНА ИЛЬИНИЧНА
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНО-СУБЪЕКТНОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ СЛОВЕСНОТВОРЧЕСКОИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
childpsy.ruchildpsy.ru›Диссертацииchildpsy.ru›Диссертации›id/19571.php
«Великая тайна воды» на «Великая тайна воды» на Video.yandex.ru
stsh15.ucoz.rustsh15.ucoz.ru›…dukhovno_nravstvennoe…na_urokakh…5
Слайд 29 Спасибо за внимание!
Учитель русского языка
и литературы, педагог-психолог МБОУ СОШ №64
Миронова М.А.