Слайд 1Современные образовательные технологии на уроках литературы
Гробова Е.Н., учитель русского языка и
литературы МБОУ «Шенкурская СШ»
Слайд 2Технология развития критического мышления
Технология проблемного обучения
Технология организации групповых проблемных дискуссий
Игровые технологии
Технология
организации проектной деятельности
Технологии эвристического обучения
Кейс-технологии и веб-квест
Слайд 3 Современные образовательные технологии на уроках литературы способствуют формированию у учащихся
таких универсальных учебных действий ,как коммуникативные, когнитивные, логические, личностные, регулятивные.
Применение современных образовательных технологий позволяет учителю научить ребёнка грамотно ориентироваться в потоке разнообразной информации и самостоятельно находить её, а также добиться глубокого усвоения материала, закрепить умения и навыки, уже имеющиеся у учащихся.
Слайд 4Технология развития критического мышления
-система учебных стратегий, методов и приёмов, направленных на
развитие критического мышления у учащихся. Образовательный процесс строится на основе трёх фаз: вызов – реализация смысла (осмысление)- рефлексия.
Приёмы:
- «Кластер» (И.А.Бунин « В деревне»);
-«Инсерт» (теоретический материал учебника «Литература» или раздаточный материал, например: М.Замятин «Африка»);
-«Синквейн»( А.И.Куприн «Гранатовый браслет»):
Желтков
Благородный, интеллигентный
Любит, боготворит, жертвует
Достоин восхищения, сочувствия, памяти
Романтика (или Любовь)
Слайд 5Технология проблемного обучения
-организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя
проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по разрешению проблемных ситуаций.
Например: А.И.Куприн «Гранатовый браслет»
Проблемные вопросы:
1.Кто из героев претерпел эволюцию в процессе произошедшего?
2.Можно ли сказать, что жизнь Желткова была бессмысленна, прошла бесцельно?
Слайд 6Технология организации групповых проблемных дискуссий
Учебная дискуссия –целенаправленный и упорядоченный обмен идеями,
суждениями, мнениями в группе ради поиска истин.
Виды дискуссий:
- «Круглый стол»,
- «Заседание экспертной группы»,
- «Форум»,
- «Судебное заседание»,
- «Дебаты» (Например: А.И.Куприн «Поединок»):
Правильно или неправильно вёл себя Ромашов на плацу, пытаясь объяснить Шульговичу ситуацию с Шарафутдиновым, а затем дома у полковника?
Слайд 7Игровые технологии на уроках литературы
-ситуация психологической раскованности, повышение общего развития ,
умение ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах:
- урок-устный журнал;
-урок – ролевая игра;
-урок-суд;
- урок –конференция;
-урок- пресс- конференция
Слайд 8Технология организации проектной деятельности
Три вида проектов:
-групповой (исследование проводится всей группой, а
каждый ученик изучает определённый аспект выбранной темы);
- мини-исследование, состоящее в проведении индивидуального соцопроса с использованием анкетирования и интервью);
-проект на основе работы с литературой, подразумевающий выборочное чтение по интересующей ученика теме и подходящий для индивидуальной работы.
Например, творческий проект. Задание : создать дневниковые записи от лица Веры Николаевны Шеиной. Отправное событие- получение Верой Николаевной подарка от Желткова.
Практико-ориентированный проект. Например, создание иллюстрированного мифологического словаря к повести А.Куприна «Олеся»
Исследовательский проект. Например, «Эволюция и трансформация образа «маленького человека» в литературе писателей 19 века» и т.д.
Слайд 9Технология эвристического обучения
-освоение знаний через открытие.
Данная технология включает в себя различные
типы заданий – это задания креативого типа, когнитивные, поисковые, задания оргдеятельного типа и т.д.
Например, повесть А.И.Куприна «Поединок». Тема: «Тематика и проблематика повести А.И.Куприна». Обучающиеся могут составить свои вопросы и задания к произведению и адресовать их классу. Учитель может оценить ученика, который составит наиболее грамотно вопросы.
Слайд 10Кейс-технологии
Интерактивная технология обучения реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на
освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений.
Например, предложить учащимся составить читательский дневник литературного героя или предоставить возможность ученикам самостоятельно составить школьную программу по литературе (какие бы произведения они включили в программу, а какие бы убрали и почему).
Также кейс может быть представлен цитатой с подбором примеров из художественной литературы, публицистики, доказывающие эту мысль или опровергающие).
Слайд 11Технология Веб-квест
Способствует формированию навыков поиска информации, способствует развитию мышления учащихся на
стадии анализа, обобщения и оценки информации, развитию компьютерных навыков учащихся и расширению их словарного запаса, поощрению самостоятельности учеников.
Например, веб-квест «Тематика и проблематика повести А.И.Куприна «Олеся» ( деление на группы (мифологи, психологи, историки, философы,литературоведы), поиск информации , выход – презентация, стенгазета,справочник и т.д.