Слайд 1Человек и природа
в творчестве русских писателей XIX-XX веков
Слайд 2Не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не
только ученых, но и писателей. В общий социально-философский вопрос о правде и неправде, корысти и бескорыстии, любви и ненависти, жизни и смерти, литература нашего времени включает и сферу отношения между человеком и природой.
Слайд 3В своих произведениях русские писатели предупреждают о том, к чему может
привести неразумное потребительское отношение к природе.
Экологически неграмотный человек в совокупности со сверхмощной техникой может нанести непоправимый ущерб окружающей среде.
Слайд 4Велико наследие литературы XIX века. Трудно представить поэзию Пушкина, Лермонтова, Некрасова,
повести и рассказы Тургенева, Гоголя, Толстого, Чехова без описания картин русской природы.
Слайд 5В творчестве Ивана Сергеевича Тургенева прослеживается мысль о единстве человека и
мира природы. Его знаменитый цикл рассказов «Записки охотника» посвящен природе. Тургеневская природа таинственна и прекрасна, она тревожит воображение человека бесконечными загадками мироздания, заставляя почувствовать всю относительность любых открытий, разгадок ее тайн, смиряет силы человека, требуя признания своего превосходства.
Слайд 6Каждая строчка произведения Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» наполнена
огромной любовью к родной природе.
«Природа, она все покуда терпит. Она молчком умирает домолетно. И никакой человек не царь ей, природе-то… Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку…»
Слайд 7В произведениях известного русского писателя Валентина Распутина человек является звеном в
цепи человеческих поколений, которая, в свою очередь, является частью природной цепи. Чувство этой связи – сопричастность всему живому и вечному – в героях Распутина противостоит безнравственным категориям.
«Прощание с Матерой» - своеобразная повесть-предупреждение, попытка показать людям «будущие итоги настоящих событий»
Слайд 8Писатели видят в природе не просто среду обитания, она для них
– источник добра и красоты. В их представлениях природа связывается с истинной человечностью, которая неотделима от сознания своей связи с ней. Нет смысла пытаться остановить научно-технический прогресс, но нельзя при этом забывать о человечности.
Слайд 9В русской литературе тема природы тесно переплетается с культурой самобытности русского
человека, его утонченностью и лиричности образа для которого характерна легкость смены настроения.
Природа в творчестве русских писателей и поэтов занимает одно из главных мест в произведениях, где чувства и настроения перекликаются с особенностями народного быта, передавая образы русской природы с характером и особенностями русской души.
Иван Алексеевич Бунин – писатель и поэт, произведения которого воспевали простую жизнь русской деревни и обычных людей, их цельность и простота свидетельствуют о величайшем таланте и владении искусством слова. Тема природы – одна из главных в творчестве Бунина. Первое стихотворение, которое принесло ему славу и литературную премию, называется «Листопад». В нем он точно передал образ осеннего леса. Мы словно видим глазами поэта разноцветный «терем расписной», чувствуем запах («Лес пахнет дубом и сосной»), ощущаем тишину, в которой можно «расслышать листика шуршанье», чувствуем, как перед морозами «лес стоит в оцепененье».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Слайд 11Без конфликта нет сюжета, и, конечно же, он возник, остается лишь
провести его анализ. «Не стреляйте в белых лебедей»- таково название повести, и не ради красного словца упомянуты в нем прекрасные белые птицы. Они стали символом поруганного добра, которое хотел принести людям главный герой. Чтобы вернуть Лебяжьему озеру его красивых обитателей, он покупает птиц. Его противникам, даже, скорее, врагам, не приходит в голову лучшего им применения, кроме как гастрономического.
Слайд 12
«Прощание с Матёрой» — повесть Валентина Распутинa, издана в 1976 году. Действие книги
происходит в 1960-х годах в деревне Матёра, расположенной посередине реки Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены.
Многие люди не хотят оставлять Матёру, в которой провели всю свою жизнь. Это преимущественно старики, принимающие согласие на затопление деревни как измену предкам, похороненным в родной земле. Главная героиня, Дарья Пинигина, белит свою избу, которую через несколько дней предаст огню санитарная бригада, и не соглашается, чтобы сын перевёз её в город. Старушка не знает, что будет делать после гибели деревни, боится перемен. В аналогичной ситуации находятся другие старики, которые уже не в состоянии привыкнуть к городской жизни.
Героини повести - "старинные старухи" с характерными русскими именами и фамилиями: Дарья Васильевна Пинигина, Катерина Зотова, Настасья Карпова, Сима. Особенно тревожит и автора, и его стариков и старух желание все большей части людей "жить не оглядываясь", "облегченно", нестись по течению жизни. Так, Дарья бросает в сердцах своему внуку: "Пуп не надрываете, а душу потратили". Показателен диалог Андрея и Дарьи. "Человек - царь природы", - пытается убедить бабушку Андрей. "Вот-вот, царь. Поцарюет, по-царюет, да загорюет", - отвечает Дарья. Лишь в единстве друг с другом, с природой, со всем Космосом смертный человек может победить смерть, пВ "Прощании с Матерой" Валентин Распутин образно описывает красоты первозданной природы - тихое утро, свет и радость, звезды, Ангара, ласковый дождь, что являют собой светлую часть жизни и благодать. Но они же создают тревожную атмосферу в тон мрачным мыслям стариков и старух, предчувствующих драматическую развязку. Андрей уже не чувствует себя ответственным за род, за землю предков.
Слайд 13О том, как мальчиком он сделал открытие, ощутил себя частью природы,
одуванчик стал символом прекрасной поры детства, а он стал писателем. О формировании нравственного потенциала уже в раннем детстве и о сохранении этого потенциала уже в зрелом возрасте Произведения М. М. Пришвина учат наблюдать и любить природу. Писатель замечает малейшие изменения, происходящие вокруг, умеет рассказать о них так, что ясно себе все можем представить. Из этого рассказа видно, что даже в самом простом, неказистом, на первый взгляд ничем не приметном цветке скрыта удивительная красота. Недаром маленькие дети очень любят одуванчики, всегда тянутся к ним. В солнечный день луг золотой, а ночью зеленый. Цветы ложились спать вместе с детьми, и вместе вставали.
Сколько всего можно рассказать об одуванчике. Что же за цветок одуванчик?
Скромненький. Желтый. В букет не нарвешь – стебелек слаб. Вянет быстро. Почти без запаха. Единственная забава – дунуть на отцветший белый шар, так чтобы мелкие семечки на своих пушистых парашютиках разлетелись по ветру. Первый расцветает. Подобен солнцу.
И в рассказе “Золотой луг” мысль одна: умение видеть красоту в простом, в самом дорогом и близком сердцу, в том, что всегда рядом с нами, и что мы, к сожалению, не всегда замечаем. Писатель поведал о замечательном свойстве одуванчика раскрываться при солнечном свете и сжиматься в бутоны вечером. Писатель сравнивает жизнь одуванчиков с жизнью детей, а их лепестки — с пальцами. Благодаря такому сравнению цветы кажутся нам живыми. Произведения Пришвина учат не только наблюдать явления природы, но и делать из этих наблюдений выводы.