Презентация, доклад Анализ лирического стихотворения

Методика анализа диктуется идейно-художественными особенностями произведения, учитывает интуитивно-иррациональное, поэтическое постижение и теоретико-логическое начало. Существуют общие принципы научного анализа поэтических произведений, основывающиеся на типологических свойствах жанров, типах лирических композиций и т.п. Молчанова М.И., учитель русского языка и

Слайд 1Анализ лирического стихотворения

Анализ лирического стихотворения

Слайд 2Методика анализа диктуется идейно-художественными особенностями произведения, учитывает интуитивно-иррациональное, поэтическое постижение и

теоретико-логическое начало. Существуют общие принципы научного анализа поэтических произведений, основывающиеся на типологических свойствах жанров, типах лирических композиций и т.п.

Молчанова М.И., учитель русского языка и литературы

Методика анализа диктуется идейно-художественными особенностями произведения, учитывает интуитивно-иррациональное, поэтическое постижение и теоретико-логическое начало. Существуют общие принципы научного

Слайд 3Анализ не должен быть случайным, фрагментарным, не должен сводиться к простой

передаче впечатления или пересказу.  Анализ лирического стихотворения выявляет соответствия между распределением грамматических категорий и метрическими, строфическими корреляциями, семантикой текста. Ниже дается примерная схема целостного (многоаспектного) анализа лирического стихотворения в единстве его формальных и содержательных сторон (в соответствии с поэтическим миром и художественной системой автора).

Молчанова М.И., учитель русского языка и литературы

Анализ не должен быть случайным, фрагментарным, не должен сводиться к простой передаче впечатления или пересказу.  Анализ лирического

Слайд 4Тип лирического стихотворения (медитативная, медитативно-изобразительная, изобразительная лирика).  Специфика жанровой формы (элегия, баллада,

сонет, послание и др.).  Пафос. Семантика заглавия, его связь с основной поэтической идеей. Построение (структура) стиха  Архитектоника.  Композиция.
Повторы, контрасты, оппозиции.
Типы композиции.
Концовка.

Молчанова М.И., учитель русского языка и литературы

Тип лирического стихотворения (медитативная, медитативно-изобразительная, изобразительная лирика).  Специфика жанровой формы (элегия, баллада, сонет, послание и др.).  Пафос.

Слайд 5Сопоставление и развитие основных словесных образов (по сходству, по контрасту, по

ассоциации, по умозаключению).  Морфологический аспект поэтической модели.
Распределение грамматических категорий, частей речи.  Лирический герой.
Речевой субъект и адресат лирики. Формы речевой коммуникации (диалог, монолог). Поэтическая лексика.  Ритмика и метрика.  Фоника. Звуковая (фонологическая) структура (аллитерация, ассонанс, звуковой повтор, паронимическая аттракция и другие виды звуковой инструментовки). Эвфония (благозвучие). 

Молчанова М.И., учитель русского языка и литературы

Сопоставление и развитие основных словесных образов (по сходству, по контрасту, по ассоциации, по умозаключению).  Морфологический аспект поэтической

Слайд 6В предложенной ниже схеме разбора лирического стихотворения последовательность пунктов не жестко

соблюдается, основное требование – учет (по возможности) всех указанных компонентов.
Важным аспектом при изучении литературного произведения остается определение методики анализа и приемов его интерпретации.
В современных филологических исследованиях творчески используются и дополняют друг друга методологии
различных научных систем, каждая из которых по-своему значима в истории критической мысли.

Молчанова М.И., учитель русского языка и литературы

В предложенной ниже схеме разбора лирического стихотворения последовательность пунктов не жестко соблюдается, основное требование – учет (по

Слайд 7Молчанова М.И., учитель русского языка и литературы
Литература • Образцы 1) целостного (системного);

2) формального; 3) структурно-семиотического и 4) лингвопоэтического разборов стихотворений см. в указанной ниже литературе: 1) Мурьянов М.Ф. Вопросы интерпретации антологической лирики (Стихотворение Пушкина «В крови горит огонь желанья») // Анализ литературного произведения. Л., 1976. С.173-212; Анализ одного стихотворения. Л.,1985; Гиршман М.М. Ритмическая композиция и стилевое своеобразие стихотворных произведений // Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. М., 2002, С.215-247; Бройтман С.Н. Тайная поэтика А.С. Пушкина. Тверь. 2002. С.13-43 (см.: А. Пушкин «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Для берегов отчизны дальной», «Что в имени тебе моем?»). 2) Якобсон Р. Стихи Пушкина о деве-статуе, вакханке и смиреннице; О «стихах, сочиненных ночью во время бессонницы», Фактура одного четверостишия Пушкина // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. С. 181-197; С.198-205; С.210-212.  3) Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С.133-270; Иванов Вяч. Вс. Структура стихотворения Хлебникова «Меня проносят на слоновых» // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. М., 1997. С.245-257; Левин Ю.И. О. Мандельштам. Разбор шести стихотворений; Б. Пастернак. Разбор трех стихотворений; А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского»; Г. Иванов «Хорошо, что нет царя…» // Левин Ю.И.
Молчанова М.И., учитель русского языка и литературыЛитература  • Образцы 1) целостного (системного); 2) формального; 3) структурно-семиотического

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть