Слайд 1Преподавание риторики в школе
Слайд 2Учебники:
Риторика 5-9 классы под редакцией Т.А.Ладыженской, М., «Баласс»,2007 г.
Л.В.Ассуирова «Риторизация: введение
элементов риторики в преподавание русского языка», 5-6, 7-8 классы, М., Пушкинский институт, 2005 г.
Слайд 3Цель курса:
формирование коммуникативно-речевой культуры учащихся
Слайд 4Задачи курса:
осмысление нравственных основ речевого поведения, выработанного риторами-классиками;
формирование умения пользоваться
основными риторическими категориями – топосами, видеть их, оперировать ими при развитии мысли;
освоение правил и приемов эффективного риторического воздействия;
усвоение практически значимых речевых жанров и типов риторических выступлений;
развитие способности детей к созданию индивидуального, оригинального письменного и устного высказывания;
освоение современных литературных норм;
овладение правилами речевого этикета;
Слайд 5Школа - первая ступень формирования коммуникативно-грамотной личности.
Если вести систематический курс риторики
в 5 – 9 – ых классах средней школы, то это значительно повысит уровень речевого развития учащихся, культуру их речи и поведения, определит способность сознательно отбирать речевой материал как для публичного выступления разных жанров, так и для других видов общения.
Слайд 6Риторика предоставляет большие возможности:
формирование монологической и диалогической речи;
обучение школьников созданию текстов
в разных жанрах и стилях;
интеграцию знаний из разных областей знаний при создании высказывания.
Слайд 7ПРОГРАММА Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ “ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА “
история риторики;
основные риторические категории;
орфоэпия;
понятие о
публичной речи;
понятие о речевых жанрах;
понятие о культуре общения.
Слайд 8методика проведения уроков риторики
1.Знакомство с риторическим понятием. (Например,
структура аргументации)
2.Создание проблемной речевой ситуации. (Например, “Нужна ли человеку (мужчине/ женщине) физическая сила? “) 3.Самоподготовка учащихся - конструирование монолога или диалога.
4.Речевая деятельность учащихся (дискуссия, инсценировка, устный журнал, выступление на митинге и т.д.)
5.Подведение итогов урока.
6.Оценка деятельности учащихся.
Слайд 9подбор материала на уроках риторики
постоянное следование риторическому идеалу;
превалирование практических заданий
на уроках(знакомство с теорией – минимальное);
использование в работе инструментария, который и позволяет достигать результата в овладении словом.
Слайд 10Риторическая задача
Риторическая задача (задача конструктивного типа) аналогична математической задаче. Она так
же состоит из условий задачи, вопроса, на который надо ответить в ходе решения задачи, и собственно решения. Решением должно стать речевое высказывание, основанное на заданных условиях, показывающее мыслительные и творческие способности учащихся (например, работа с параграфом). Другой вид риторической задачи: чтение начала авторского текста. В определенном месте чтение текста обрывается и ставится задача: продолжить текст.
Слайд 11Продолжить фразу
Задание конструктивного типа, по сути, сокращённый вариант риторической задачи.Результатом
решения должно стать завершение предложенного афоризма, интересного высказывания, также предполагающего создание варианта ответа.
Слайд 12Риторическая игра
Риторическая игра – приём, направленный на поиск вербальных и невербальных
средств с использованием элемента состязательности: «Кто больше? Кто оригинальнее? Отгадайте» и т.п. ( например, кто больше подберет слов-эпитетов, характеризующих какую-нибудь историческую личность). Эффективно проходит игра, если задание выполняется по цепочке.
Слайд 13Создание мини-текстов
Задание предполагает создание письменных текстов-эссе, небольших по объёму, но в
которых обязательно раскрываются эмоции автора. Подбор тем осуществляется учителем в зависимости от изучаемой на уроке темы.
Слайд 14Сравнение предметов, явлений, людей.
Сравнение – структурно-смысловая модель, предполагающая поиск сходств и
различий между двумя или более предметами речи.
Процесс сравнивания рассматривается как один из основных логических процессов, свойственных человеку. Сравнение предполагает наличие двух предметов сравнения и термина сравнения (признака, на основании которого данный процесс становится возможным).
Слайд 15Обращение к происхождению или смыслу слова
Структурно-смысловая модель, предполагающая развёртывание темы с
помощью этимологического анализа, поиска созвучий, присваивания наименований.
Обращение к происхождению слова может происходить по-разному:
Перевод иностранного слова на русский язык. Слово «Орфография» (от греч. Orfos – правильный, grafo – пишу) означает правильное написание.
Объяснение причины получения каким-либо человеком дополнительной характеристики в имени. Например: «Александр от великого мужества назывался Великий», «Так, Пётр Великий прозвище «Великий» получил не за рост, а за ту прогрессивную роль, которую он сыграл в истории русского государства. Физический рост является несущественным при характеристике Петра I как общественного деятеля».
Непосредственный перевод имени и обыгрывание его в тексте. Например: «Мне дело – измена, мне имя – Марина, я – бренная пена морская» (М.Цветаева).