Презентация, доклад на тему Преподавание риторики в школе

Содержание

Учебники:Риторика 5-9 классы под редакцией Т.А.Ладыженской, М., «Баласс»,2007 г.Л.В.Ассуирова «Риторизация: введение элементов риторики в преподавание русского языка», 5-6, 7-8 классы, М., Пушкинский институт, 2005 г.

Слайд 1Преподавание риторики в школе

Преподавание риторики в школе

Слайд 2Учебники:
Риторика 5-9 классы под редакцией Т.А.Ладыженской, М., «Баласс»,2007 г.
Л.В.Ассуирова «Риторизация: введение

элементов риторики в преподавание русского языка», 5-6, 7-8 классы, М., Пушкинский институт, 2005 г.

Учебники:Риторика 5-9 классы под редакцией Т.А.Ладыженской, М., «Баласс»,2007 г.Л.В.Ассуирова «Риторизация: введение элементов риторики в преподавание русского языка»,

Слайд 3Цель курса:
формирование коммуникативно-речевой культуры учащихся

Цель курса:формирование коммуникативно-речевой культуры учащихся

Слайд 4Задачи курса:
осмысление нравственных основ речевого поведения, выработанного риторами-классиками;
формирование умения пользоваться

основными риторическими категориями – топосами, видеть их, оперировать ими при развитии мысли;
освоение правил и приемов эффективного риторического воздействия;
усвоение практически значимых речевых жанров и типов риторических выступлений;
развитие способности детей к созданию индивидуального, оригинального письменного и устного высказывания;
освоение современных литературных норм;
овладение правилами речевого этикета;
Задачи курса:осмысление нравственных основ речевого поведения, выработанного риторами-классиками; формирование умения пользоваться основными риторическими категориями – топосами, видеть

Слайд 5Школа - первая ступень формирования коммуникативно-грамотной личности.
Если вести систематический курс риторики

в 5 – 9 – ых классах средней школы, то это значительно повысит уровень речевого развития учащихся, культуру их речи и поведения, определит способность сознательно отбирать речевой материал как для публичного выступления разных жанров, так и для других видов общения.
Школа - первая ступень формирования коммуникативно-грамотной личности.Если вести систематический курс риторики в 5 – 9 – ых

Слайд 6Риторика предоставляет большие возможности:
формирование монологической и диалогической речи;
обучение школьников созданию текстов

в разных жанрах и стилях;
интеграцию знаний из разных областей знаний при создании высказывания.
Риторика предоставляет большие возможности:формирование монологической и диалогической речи;обучение школьников созданию текстов в разных жанрах и стилях;интеграцию знаний

Слайд 7ПРОГРАММА Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ “ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА “
история риторики;
основные риторические категории;
орфоэпия;
понятие о

публичной речи;
понятие о речевых жанрах;
понятие о культуре общения.
ПРОГРАММА Т. А. ЛАДЫЖЕНСКОЙ “ШКОЛЬНАЯ РИТОРИКА “история риторики;основные риторические категории;орфоэпия;понятие о публичной речи;понятие о речевых жанрах;понятие о

Слайд 8методика проведения уроков риторики
1.Знакомство с риторическим понятием. (Например,

структура аргументации)
2.Создание проблемной речевой ситуации. (Например, “Нужна ли человеку (мужчине/ женщине) физическая сила? “) 3.Самоподготовка учащихся - конструирование монолога или диалога.
4.Речевая деятельность учащихся (дискуссия, инсценировка, устный журнал, выступление на митинге и т.д.)
5.Подведение итогов урока.
6.Оценка деятельности учащихся.
методика проведения уроков риторики   1.Знакомство с риторическим понятием. (Например, структура аргументации)  2.Создание проблемной речевой

Слайд 9подбор материала на уроках риторики
постоянное следование риторическому идеалу;
превалирование практических заданий

на уроках(знакомство с теорией – минимальное);
использование в работе инструментария, который и позволяет достигать результата в овладении словом.
подбор материала на уроках риторики постоянное следование риторическому идеалу;превалирование практических заданий на уроках(знакомство с теорией – минимальное);использование

Слайд 10Риторическая задача
Риторическая задача (задача конструктивного типа) аналогична математической задаче. Она так

же состоит из условий задачи, вопроса, на который надо ответить в ходе решения задачи, и собственно решения. Решением должно стать речевое высказывание, основанное на заданных условиях, показывающее мыслительные и творческие способности учащихся (например, работа с параграфом). Другой вид риторической задачи: чтение начала авторского текста. В определенном месте чтение текста обрывается и ставится задача: продолжить текст.
Риторическая задачаРиторическая задача (задача конструктивного типа) аналогична математической задаче. Она так же состоит из условий задачи, вопроса,

Слайд 11Продолжить фразу
Задание конструктивного типа, по сути, сокращённый вариант риторической задачи.Результатом

решения должно стать завершение предложенного афоризма, интересного высказывания, также предполагающего создание варианта ответа.
Продолжить фразу Задание конструктивного типа, по сути, сокращённый вариант риторической задачи.Результатом решения должно стать завершение предложенного афоризма,

Слайд 12Риторическая игра
Риторическая игра – приём, направленный на поиск вербальных и невербальных

средств с использованием элемента состязательности: «Кто больше? Кто оригинальнее? Отгадайте» и т.п. ( например, кто больше подберет слов-эпитетов, характеризующих какую-нибудь историческую личность). Эффективно проходит игра, если задание выполняется по цепочке.
Риторическая играРиторическая игра – приём, направленный на поиск вербальных и невербальных средств с использованием элемента состязательности: «Кто

Слайд 13Создание мини-текстов
Задание предполагает создание письменных текстов-эссе, небольших по объёму, но в

которых обязательно раскрываются эмоции автора. Подбор тем осуществляется учителем в зависимости от изучаемой на уроке темы.
Создание мини-текстовЗадание предполагает создание письменных текстов-эссе, небольших по объёму, но в которых обязательно раскрываются эмоции автора. Подбор

Слайд 14Сравнение предметов, явлений, людей.
Сравнение – структурно-смысловая модель, предполагающая поиск сходств и

различий между двумя или более предметами речи.
Процесс сравнивания рассматривается как один из основных логических процессов, свойственных человеку. Сравнение предполагает наличие двух предметов сравнения и термина сравнения (признака, на основании которого данный процесс становится возможным).
Сравнение предметов, явлений, людей.Сравнение – структурно-смысловая модель, предполагающая поиск сходств и различий между двумя или более предметами

Слайд 15Обращение к происхождению или смыслу слова
Структурно-смысловая модель, предполагающая развёртывание темы с

помощью этимологического анализа, поиска созвучий, присваивания наименований.
Обращение к происхождению слова может происходить по-разному:
Перевод иностранного слова на русский язык. Слово «Орфография» (от греч. Orfos – правильный, grafo – пишу) означает правильное написание.
Объяснение причины получения каким-либо человеком дополнительной характеристики в имени. Например: «Александр от великого мужества назывался Великий», «Так, Пётр Великий прозвище «Великий» получил не за рост, а за ту прогрессивную роль, которую он сыграл в истории русского государства. Физический рост является несущественным при характеристике Петра I как общественного деятеля».
Непосредственный перевод имени и обыгрывание его в тексте. Например: «Мне дело – измена, мне имя – Марина, я – бренная пена морская» (М.Цветаева).
Обращение к происхождению или смыслу словаСтруктурно-смысловая модель, предполагающая развёртывание темы с помощью этимологического анализа, поиска созвучий, присваивания

Слайд 16Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть