Презентация, доклад на тему Подготовка к олимпиаде по русскому языку

Содержание

1.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.Как раз светало за вербами ярко синел край неба и серело овся(н,нн)ое поле а откуда(то) спереди от головы коло(н,нн)ы, их начали ра(с,сс)трел..вать танки. (Не) успел

Слайд 1Олимпиада по русскому языку.
Задания муниципального
( районного/ городского этапа по русскому

языку)

Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Вепринцева Е.Г.

Олимпиада по русскому языку.Задания муниципального ( районного/ городского этапа по русскому языку)Презентацию подготовила учитель русского языка и

Слайд 21.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки

препинания.

Как раз светало за вербами ярко синел край неба и серело овся(н,нн)ое поле а откуда(то) спереди от головы коло(н,нн)ы, их начали ра(с,сс)трел..вать танки. (Не) успел Сотников соск..чить с трактора как рядом запылал т..гач третьей б..т..реи, провалилась в воронку гаубица. Оглуш..(н,нн)ый близкими ударами взрывов он ск..ман-д..вал б..т..рее разверну(т,ть)ся (в)право и (в)лево но(не) так просто было выверну(т,ть)ся с гр..мо..кими орудиями на узкой дороге. Второй ра(с,сс)чет бросился через к..наву в овес и тут(же) получил два снаряда в трактор гаубица опрокинулась задрав (в)верх колесо. <…> Это было наихудшее что могло случи(т,ть)ся - они погибали а вся их огневая мощ.. ост..валась почти (не) использова(н,нн)ой.
( Василь Быков. Сотников)

1.Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания.Как раз светало за вербами ярко

Слайд 3Проверь себя. Объясни орфограммы и пунктограммы.
Как раз светало, за вербами ярко

синел край неба и серело овсЯНое поле, а откуда-ТО спереди, от головы колоННы, их начали раССтрелИвать танки. НЕ успел Сотников соСКОЧить с трактора, как рядом запылал тЯгач третьей бАтАреи, провалилась в воронку гаубица. ОглушЕННый близкими ударами взрывов, он скОмандОвал бАтАрее развернуТЬся Вправо и Влево, но НЕ так просто было вывернуТЬся с грОмоЗДкими орудиями на узкой дороге. Второй раСчет бросился через кАнаву в овес и тутЖЕ получил два снаряда в трактор, гаубица опрокинулась, задрав Вверх колесо. <…> Это было наихудшее, что могло случиТЬся - они погибали, а вся их огневая мощЬ остАвалась почти НЕиспользоваННой.
( Василь Быков. Сотников)
Проверь себя. Объясни орфограммы и пунктограммы.Как раз светало, за вербами ярко синел край неба и серело овсЯНое

Слайд 42.Выпишите слова, в которых все согласные звуки являются твердыми.
Лыжи, объем, цирк,

мечта, тушь, чаша,
сжаться,мотоцикл,плащ.

Лыжи, цирк, тушь,сжаться,мотоцикл.
2.Выпишите слова, в которых все согласные звуки являются твердыми.Лыжи, объем, цирк, мечта, тушь, чаша,  сжаться,мотоцикл,плащ.Лыжи, цирк,

Слайд 53.Распределите слова на три группы в зависимости от произношения сочетания ЧН.
Конечный,

яичница, проточный, скучный, порядочный, булочная.
1) [ч’н]: конечный, проточный;
2) [шн]: яичница, скучный;
3) [ч’н], [шн] : булочная , порядочный.
См.: Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. – М.,2004.
3.Распределите слова на три группы в зависимости от произношения сочетания ЧН.Конечный, яичница, проточный, скучный, порядочный, булочная.1) [ч’н]:

Слайд 64.а) «Словарь русского языка 18 века» фиксирует несколько неизвестных уже современному

языку устойчивых выражений, в которых употребляются древние названия букв русского алфавита. Определите значение иронических фразеологизмов 18-19в.,опираясь на приведенные контексты.

1) Нам быть пиитами способно,
Коль аз да буки мы умеем прочитать.
(А.П.Сумароков. Притчи)


4.а) «Словарь русского языка 18 века» фиксирует несколько неизвестных уже современному языку устойчивых выражений, в которых употребляются

Слайд 72) Начну говорить и толковать Ивану Федоровичу, но Иван Федорович не

в ту сторону идет. Ты ему говори аз, а он твердит буки да веди. Поговорю, пого-ворю да и брошу. (А.Т.Болотов. Записки)


2) Начну говорить и толковать Ивану Федоровичу, но Иван Федорович не в ту сторону идет. Ты ему

Слайд 8Проверь себя.
4. а) 1) (уметь) аз да буки прочитать – «знать

очень мало, быть невежественным, малообразованным человеком»;
2) Ты ему аз, а он тебе буки( да веди) – « об упрямом, несговорчивом или непонятливом человеке».
Проверь себя.4. а) 1) (уметь) аз да буки прочитать – «знать очень мало, быть невежественным, малообразованным человеком»;

Слайд 94б.)Назовите известные вам устойчивые выражения современного русского языка, в которых употребляются

древние или современные названия букв нашего алфавита.
4б.)Назовите известные вам устойчивые выражения современного русского языка, в которых употребляются древние или современные названия букв нашего

Слайд 104.б)Объясни фразеологизмы
1. Прописать ижицу
- « наказать»(выражение объясняется внешним сходством буквы

«ижица» с раздвоенным прутом, лозой, которой секли за провинности.
2. Сделать на ять
- «как следует, очень хорошо»;
3. Стоять фертом
- « упершись руками в бока; подбоченясь»

4.б)Объясни фразеологизмы1. Прописать ижицу - « наказать»(выражение объясняется внешним сходством буквы «ижица» с раздвоенным прутом, лозой, которой

Слайд 114) ставить точки над И (имеется в виду буква «И десятиричное»

– i ) –
- «доводить дело до конца»
5) от аза до ижицы –
- « от самого начала до самого конца;( в современном русском яз. – от «А» до «Я».)
4) ставить точки над И (имеется в виду буква «И десятиричное» – i ) – - «доводить

Слайд 12Сравните также устаревшие поговорки из Словаря В.И.Даля:
1.От фиты подвело животы
- за

плохие оценки наказывали, в том числе и лишением обеда;
2. Подпускает турусы, а строит юсы
- (льстит на словах, но готовит неожиданный подвох, неприятность);
3. Сам ни аза в глаза, а людей ижицей тычет
- О несведущем человеке, который любит указывать на ошибки и промахи других
Сравните также устаревшие поговорки из Словаря В.И.Даля: 1.От фиты подвело животы- за плохие оценки наказывали, в том

Слайд 135.К выделенным словам текста подберите, если возможно, синонимы и антонимы и

укажите, языковыми или контекстуальными они являются.

В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный.
( И. Бунин)

5.К выделенным словам текста подберите, если возможно, синонимы и антонимы и укажите, языковыми или контекстуальными они являются.В

Слайд 14Проверь себя
1. (В) глуши – н.ф. глушь- «глухое, заросшее место»;
Языковые синонимы:

глухомань (разг.), дебри, чаща, чащоба;
Контекстуально может выступать антонимом слову опушка.
2. Всегда – « во всякое время»;
Языковые синонимы: постоянно, вечно, век(разг.); Антонимы – всегда – никогда, языковые.
3. (В) крутом (овраге) – н.ф. крутой – «отвесный, обрывистый»- языковые синонимы;
Языковые антонимы – крутой – пологий.
Проверь себя1. (В) глуши – н.ф. глушь- «глухое, заросшее место»;Языковые синонимы: глухомань (разг.), дебри, чаща, чащоба;Контекстуально может

Слайд 15Графически обозначьте морфемный состав выделенных слов.
Синевато светились звезды.
Небо на востоке

слегка синевато.
Нос посинел от холода.
Посиневшие тучи ползли по небу.
Ее глаза теперь казались еще синее.
Синь небес и зелень деревьев радуют глаз.
Графически обозначьте морфемный состав выделенных слов. Синевато светились звезды.Небо на востоке слегка синевато.Нос посинел от холода.Посиневшие тучи

Слайд 16Проверь себя

Проверь себя

Слайд 17Стихотворение А.С.Пушкина «Утопленник» начинается так:
Прибежали в избу дети,
Второпях зовут

отца:
«Тятя! Тятя! Наши сети
Притащили мертвеца».

Одушевленными или неодушевленными являются слова утопленник и мертвец?
Почему?
2) К какому разряду
( одушевленные- неодушевленные) относятся существительные человек, народ,отряд, табун,, труп, покойник, кукла, ферзь?
Аргументируйте свой ответ.

Стихотворение А.С.Пушкина «Утопленник» начинается так:Прибежали в избу дети,  Второпях зовут отца:  «Тятя! Тятя! Наши сети

Слайд 18Проверь себя

Проверь себя

Слайд 198.Назовите основные способы выражения именной части составного именного сказуемого, приведите по

одному примеру на каждый способ.

1.Они в цепях, они рабами! (М.Ю.Лермонтов)
2.Ах, этот человек всегда причиной мне ужасного расстройства! (А.С. Грибоедов)
3.Но мне порукой ваша честь,/ И смело ей себя вверяю. (А.С.Пушкин)


8.Назовите основные способы выражения именной части составного именного сказуемого, приведите по одному примеру на каждый способ.1.Они в

Слайд 20Способы выражения именной части составного именного сказуемого.
1) Имя сущ. в форме

И.П. или Т.П. без предлога:
Он артист. Он стал артистом.
- а также предложно-падежная форма сущ.
Он в восторге. Мы в ссоре. Замок был с секретом.
2) Имя прил. в полной и в краткой форме, а также в форме сравнительной и превосходной степени.
Мы были молоды. Он считался самым сильным из нас. Солнце становилось ярче.
3) Страдательные причастия в краткой и полной форме.
Стекла были разбиты.Страницы оказались разорванными и склеенными.

Способы выражения именной части составного именного сказуемого.1) Имя сущ. в форме И.П. или Т.П. без предлога:

Слайд 214) Наречие.
Твой приход кстати. Разговор будет

начистоту.
5) Местоимение.
Россия – это мы. Все остается моим.
6) Инфинитив глагола в конструкциях тождества, т.е. при подлежащем, выраженном инфинитивом, со значением характеристики.
Курить – здоровью вредить.
4) Наречие.     Твой приход кстати. Разговор будет начистоту.   5) Местоимение.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть