Слайд 1По следам пропавших букв
Качкова О.В.
Слайд 2Многие из нас столкнулись со специфическими ошибками у детей, таких как
пропуски, замены, искажения букв, слогов. Наиболее часто встречающаяся ошибка – пропуск букв, которая относится к специфическим ошибкам письма - Дисграфии. Дисграфия – частичное нарушение процесса письма при котором наблюдаются стойкие повторяющиеся ошибки.
Слайд 3Пропуски букв могут быть связаны с различными причинами:
несформированность внимания.
Это может быть
по причине гиперактивности ребёнка, неумения контролировать своё поведение, несобранности, отвлекаемости. Они могут проявляться при увеличении умственных нагрузок.
Также, возможно у ребёнка просто не развивали должный уровень внимания ещё в дошкольном возрасте.
несформированность слогового, звукового анализа и синтеза.
Это умение определить последовательность, место и количество слогов и звуков в слове (анализ); умение составлять слова из слогов, звуков, букв (синтез). Чтобы написать слово, нужно представлять его звуковой состав в умственном плане. Например: слово рука состоит из звуков (р), (у), (к), (а). Это можно сравнить с мелодией. Для того, чтобы её написать, нужно знать, из каких нот она состоит.
Слайд 4несформированность звукопроизношения и звукоразличения.
(фонетико-фонематические нарушения)
В случае, если ребёнок не произносит
звук, пропускает его при произнесении слова, он может пропускать и букву, обозначающую данный звук при письме.
-несформированность слоговой структуры слова.
При затруднениях произносить слова со сложной слоговой структурой типа баскетбол, аквалангист, регулировщик, шестнадцатиэтажный, экскурсовод и тому подобное, школьнику трудно определить и запомнить последовательность звуков и слогов в слове. Это приводит к трудности проанализировать слово и, следовательно, неправильной его записи с вероятными перестановками, пропусками букв, слогов.
Слайд 5несформированность графомоторного навыка.
Письмо на начальном этапе является, прежде всего, моторным (двигательным)
актом. И для автоматизации навыка многим нужно больше времени, чем даёт школьная программа. Такие дети часто не успевают писать в одном темпе со всем классом.
различные физиологические проблемы.
Например, если ребёнок соматически ослаблен, он быстро утомляется, концентрация внимания падает; рассеянность может быть обусловлена каким-то заболеванием, нарушением мозговой деятельности или, например, воспалением носоглотки, аденоидитом.; может быть и такое, что не все зоны мозга достаточно созрели, ведь все мы развиваемся по-разному.
Слайд 6Поэтому, возможно кому-то следует обратиться за помощью к логопеду, психологу, а
кому и медицинская консультация необходима. Во многих случаях требуется комплексный подход со стороны всех специалистов.
Слайд 7Основные направления работы при коррекции пропуска букв.
Развивать слоговой и звукобуквенный анализ
Если
проанализировать пропускаемые буквы, то мы увидим, что чаще всего пропускаются ГЛАСНЫЕ. Дети часто считают их частью согласных. Поэтому очень важно научить ребёнка выделять в первую очередь гласные звуки.
«Назови порядковый номер звука»
Можно задать два вида вопросов:
- Какой по счёту звук «т» в слове каток?
- Назови третий по счёту звук в слове каток.
Для усложнения задания можно задавать такие вопросы:
- Какой звук идёт после звука «а» в слове каток?
- Какой звук идёт перед звуком «о» в слове каток?
- Какой звук идёт между звуком «а» и звуком «о» в слове каток?
Слайд 8«Пишем буквы разным цветом»
Можно использовать такие методы, как: запись только гласных
слова; запись гласных красной ручкой; запись слов тремя ручками (гласные – красной, твёрдые согласные – синей, мягкие согласные – зелёной).
Слайд 9Развивать внимание
«Найди буквы (слова)»
Вариант «корректурных проб». Предлагается найти заданные буквы
или слова среди лишних букв.
Например:
- Подчеркни все буквы «а» и зачеркни все буквы «о»;
- Найди слова и подчеркни слова, обозначающие предметы – одной чертой, слова, обозначающие действия предметов – двумя чертами.
Гчругыфчайникьсшппгщшыкипетьзаьиошгвзщлотсыдпетьшпьыщшптицыщво;
- чтение и запись склеенных предложений (без использования лишних букв);
- чтение и запись склеенных предложений ( с использованием лишних букв).
Слайд 10Тренироваться в умении воспроизводить слова со сложной слоговой структурой
начинайте с более
простых по слоговому составу слов;
отхлопывайте, прошагивайте, пропрыгивайте и т.п. слова по слогам;
-повторяйте «трудное» слово много раз. Например: «Скажи слово каждому пальчику»;
произносите слово в словосочетаниях, предложениях с увеличением речевой нагрузки и скорости. Например: «Посчитай космонавтов» ( Один космонавт, два космонавта,….пять космонавтов,…)
Слайд 11 Развивать навык самоконтроля
Не забывайте приучать школьника тщательно каждый раз проверять
свою работу. Часто при проверке написанного дети видят только общий образ слова, заранее его зная, поэтому такие* мелкие детали*, как отсутствие одной буквы не замечают.
Можно использовать непрозрачную линейку, закрывать ею слово и открывать постепенно, читая по слогам.
Можно проверять написанное слово, отмечая карандашом каждый гласный.
Главное, чтобы проверка вошла в привычку.